Конспект познавательного развлечения в старшей группе

«Край, в котором мы живём»

Программное содержание:

Обогатить знания детей о родном селе, о марийском крае.

Учить любить и беречь родную землю, гордиться тем краем, где мы живём, укрепить дружбу между людьми разных национальностей,

  • познакомить детей с одним из древнейших инструментов мари – гусли.
  • знакомство с башкирским инструментом - курай,
  • развивать эстетический вкус, активизировать словарный запас.
  • воспитывать любовь к марийской, чувашской, башкирской музыке.
  • Учить выразительно исполнять песни.
  • Эмоционально откликаться на музыку в танцах.
  • Выразительно читать стихи, импровизировать сказку.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашем марийском крае, о родном селе, о замечательных людях, которые проживают вместе с нами.

Среди лесов, в кольце берёз и ёлок,

На берегу безвестного ручья

Стоит село, раскинулся поселок

И здесь мой дом, здесь родина моя.

Ведущая. Изумительно красив марийский край! На юге по левобережью Волги поднимаются холмы и невысокие горы, к северо-востоку раскинулось море смешанных и хвойных лесов. На территории республики более двухсот озер, во всех направлениях текут сотни рек и речушек, питают их родники с чистой студеной водой. Недаром наш край марийский называют родниковым.

Послушайте стихотворение С. Вишневского

Марийский край, родной,

На карте мира

Ты даже меньше,

Чем кленовый лист.

У нас в сердцах,

Мой край марийский милый,

Ты как цветок-

Прекрасен, юн, и чист…

Сегодня у нас в гостях нами любимый Народный вокальный ансамбль

«Мурйолва», и сейчас они споют нам песню о нашем родном крае.

«Марий Эл» муз. В. Захарова, сл.В. Изильяновой, исполняет ансамбль

«Мурйолва»

Музыкальный руководитель.- В каком характере исполняется песня?

- О чём в ней поётся?

- Кто напомнит, ещё какие произведения написал композитор?

(Ответ детей)

И в стихах и в песнях рассказывается о красоте природы, о чистых родниках, о доброте и о любви.

Ведущая. У каждого из нас есть малая родина. Это место, где мы родились, это наш двор, где провели детство, где каждая тропинка хранит наши следы. Родина - это деревня, где проводим счастливое детство у бабушек и дедушек.

Что такое Родина?

Марий Эл-земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Я люблю отчизну,

Край свой, отчий дом,-

Что мы знаем с детства,

Родиной зовём.

Слова Л.Вавиловой, обработка Е.Улановой

Ведущая. Ребята, скажите, пожалуйста, а как называется наше село?

(Ответы детей). - Азаново

Музыкальный руководитель. А сейчас послушайте про наше село стихотворение.

Мишкан сола мотор кундем,

Ушештара йоча верем.

Пуртусшо ялт адак тугай.

Нигушкат тышеч ом кай.

(Н. Сошина)

Ведущая. Село, где мы проживаем, называется Азаново. Говорят в далекие времена, на берегу речушки Манаги, поселился человек по имени Озан. С тех времён начали называть нашу местность Азаново. Наше село красивое, мы гордимся полями и лугами, живописны берега реки Манаги, но главную гордость ее составляют наши жители села.

Сегодня у нас в гостях уважаемые,   почётные и удивительно музыкальные люди. Все они проживают на территории сельского поселения, вы - наверное, многих узнали, - это наши соседи по дому, друзья ваших родителей, знакомые, родственники. Давайте познакомимся поближе.

Первый гость - Олег Иванович Орехов. Он работает электриком, хороший и добрый отец, помогает воспитывать детей. Семья очень дружная и музыкальная.  

Олег Иванович творческий человек, музыкант, певец и композитор. Олег Иванович - гордость нашего села. Пройдя путь войны в Афганистане, набрав жизненного опыта, его духовный потенциал возродил новую волну в творчестве. В музыкальной копилке появилось немало песен о родном крае, о родном селе. Сейчас мы с вами послушаем в исполнении автора песню.

«Родимая земля» музыка и слова О. Орехов – исполняет автор

Музыкальный руководитель. Какая задушевная песня, эта песня о родном крае. Где - бы ты не был, человека тянет к родным местам. Я вам ещё раз напомню слова песни.

Я уезжаю в дальнюю дорогу,

Огромный мир, красивая земля.

Но, где б я не был, тянет вновь к порогу,

Мой край Азаново, родимая земля.

О.Орехов

Спасибо вам, Олег Иванович за Вашу задушевную песню.

Музыкальный руководитель ведёт диалог с детьми о содержании песни.

Ведущая. Следующая гостья нашей встречи - это дочь Олега ИвановичаНадя. Со скамьи детского сада она начала удивлять своим пением. Очень любила слушать звучание народных инструментов, полюбила марийские песни. Уже в тринадцать лет появилось первое сочинение « Природа просыпается». Песню аранжировал   композитор А. К. Яшмолкин. Эта песня была исполнена на районном конкурсе «Пеледыш тукым». Пожалуйста, Надежда мы Вас просим исполнить нашу любимую песню.

«Природа просыпается»- исполняет Надя Орехова.

Музыкальный руководитель. О чём поётся в песне?

- О природе, журчанье рек, о букашках.

Как прозвучала песня?

- Радостно, оживлённо.

Музыкальный руководитель.- Чему учит песня?

- Беречь и охранять природу.

Народ мари в своих песнях рассказывает о красоте родного края, про чистые реки, озёра и леса.

Ведущая. В народе, особенно у горных мари, гусли имеют самое почётное призвание.

Музыкальный руководитель. В старину на гуслях древнемарийский народ не расставался с любимым инструментом. Замечательными гуслярами были марийские князья - военачальник Акпарс, Мамич Берендей, Копай. В древности люди верили, что гусли обладают волшебной силой. Не обходился ни один праздник, гусли были непременным атрибутом. Особенно большой вклад в сохранение и развитие марийских гуслей внёс Павел Степанович Тойдемар. Его отец был талантливым самодеятельным исполнителем на марийских народных инструментах: гуслях, волынке, свирели и гармонике. Подражая отцу, Павел научился играть на гуслях и других марийских национальных инструментах. И также стал сам мастерить эти музыкальные инструменты.

Во время службы в армии, Павел не расставался с любимыми инструментами, он выступает с концертом перед солдатами и командирами. После службы возвращается в родную деревню и мечтает получить музыкальное образование, чтобы стать артистом. Позже знакомится с основоположником марийской профессиональной музыки И.С. Ключниковым- Палантаем. Тойдемар начинает увлеченно заниматься музыкой, изучает нотную грамоту, поступает учиться в Москву в музыкальное училище. В Москве знакомится с марийским композитором Я.А. Эшпаем, он принимает участие во всех передачах, организованных Я.А. Эшпаем.

В 1940 году возвращается в Йошкар-Олу, где становится руководителем ансамбля гусляров Марийской Филармонии.

Во время Великой Отечественной войны Тойдемар неоднократно выезжает на фронт с эстрадной бригадой, а после войны эстрадная бригада выезжает на гастроли по городам и селам Кировской, Владимирской, Костромской, Ростовской и других областей.

И вот прошло много лет. Марийские гусляры играют на гуслях конструкции Тойдемара, но, к большому сожалению, мужчина - гусляра в республике после него также не воспитали. Будем надеяться, что будут еще в дальнейшем музыканты и мастера, которые претворят в действительность те благородные стремления, которые не успел осуществить П.С. Тойдемар. Отрывок биографии взят «В пении струн душа народа» П.С. Тойдемар- марийский гусляр Т. Ягельдиной , заслуженного работника культуры России и республики Мари Эл.

Ведущая. О популярности этого инструмента среди народа говорят многочисленные песни и поэтические строки, посвящённые этому инструменту.

Заиграйте, гусли звонкие,

Гусли звонкие, речистые,

Разлетайтесь, песни- лебеди,

По родной земле- сторонушке.

Ребята, а сейчас послушаем, как переливаются звуки старинного инструмента - гусли.

«Гусли» муз. В. Захарова. Звучит в исполнении Л.Бабушкиной

Музыкальный руководитель.

Наше село многонациональное, здесь проживают мари, русские, чуваши, удмурты и башкиры. Все они живут дружно, учатся и работают на предприятиях села.

Звучит марийская тихая мелодия.

Заходит воспитатель в марийском национальном костюме.

Здоровается с детьми на марийском языке. Ведет беседу о марийской вышивке.

Воспитатель. Марийское платье красивое, нарядное. Оно украшено национальным орнаментом, лентами и кружевами.

Дети рассматривают марийский костюм, повторяют за воспитателем марийские слова / элементы костюма :вургем, тувыр, ший аршаш/.

А теперь мы вам покажем марийскую сказку.

Ведущая   надевает шапочку заранее выбранному ребенку, заяц делает шаг вперёд.

Заяц. Узнали вы меня?

И вот явился я.

Отгадайте мою загадку.

С веточки на веточку прыгает, резвится,

Ловкая, проворная, не птица.

Дети. Белка.

Белка. Как стрела летела, бежала, для меня близки все дали!

Вот и моя загадка, попробуйте её разгадать.

Загадка. Чуть больше кошки сама,

Зато на полный сарай ума.

Дети. Лиса.

Лиса. Сорока – белобока,

По лесу летала,

Громко кричала,

Что вы здесь - загадки разгадываете?

Попробуйте узнать, про кого говорится в моей загадке:

Всю зиму спит, храпит, сопит,

Не ест, и не пьёт, а только лапу сосёт.

Дети. Про медведя.

Слышатся шорохи, ворчанье из – за кустов.

Медведь. Я спать собрался, а тут шум какой-то! Что здесь происходит.

Вед. Извини, Мишенька, что мы твой сон потревожили, но ты нам очень -   нужен, присаживайся на пенёк, отдохни. Сейчас ребята покажут вам, как они умеют веселиться.

«Марийская полька» музыка С. Макова

Звери. А теперь мы вам покажем, что однажды с нами приключилось.

Поставить декорации

Под кустом спит заяц. Вдруг он вскакивает, и говорит вслух сам собой.

Заяц. Ой, караул, разбой, война!

Я видал в кустах – ой, страх!

Вышел ростом со слона.

Что клинки - у них клыки,

И щетина, как штыки!

Побегу – ка я к медведю -

Весть тревожную скажу.

Бежит, белка сидит под деревом (из картона) и грызет орехи, к ней подбегает заяц.

Заяц. Слушай, милая сестрёнка,

В нашу мирную страну

Вторглись вепри –

Во клыки!

И щетина, как штыки!

Весть тревожную немедля

Я решил донесть медведю!

Он – могучий великан,

Лучший друг,

Хозяин леса!

Белка. Побежали вместе к нему (бегут).

Лис сидит на пне. Подбегают Белка и заяц.

Белка и заяц (хором):

В нашу мирную страну

Вторглись вепри –

Во клыки!

И щетина, как штыки !

Лис. Эту весть вместе надо нам донесть. (бегут втроём).

Волк. Стоит за деревом. Он издалека их всех увидел и говорит: « Вот бы кем мне закусить!» Выскакивает навстречу и кричит: «Стойте»!

(щёлкает зубами). Но тут выбегает вперёд лис.

Лис. В нашу мирную страну

Вторглись вепри –

Во клыки!

И щетина, как штыки!

Звери ( хором) Понял, серый, что творится?

Волк: Взял в толк, ну бежим тогда к медведю:

Звери хором обращаются к медведю:

В нашу мирную страну

Вторглись вепри –

Во клыки!

И щетина, как штыки !

Медведь. Боюсь, что с нами вместе не справиться с этими злыми и сильными зверями. Давай – ка,   позовём богатыря Чоткара. Может быть, он нас услышит и придёт?

Звери (все вместе хором) Чоткар,   Чоткар, нас теснят враги!

Чоткар. Что вам нужно?

Звери (вместе)

В нашу мирную страну

Вторглись вепри –

Во клыки!

И щетина, как штыки!

Чоткар – богатырь, помоги.

 

Чоткар (оглядывается вокруг)

Где же они? Я их не вижу.

Шли б войною секачи _

Мне сычи еще в ночи

Донесли бы…

Кто сказал, что вепри здесь?

Звери показывают на зайца. Заяц молчит, прячет голову. Зверям становится жалко его.

Медведь. Твою честность я ценю,

А наивность не виню.

(Жмёт зверям лапу).

Будьте бдительны и впредь,

Меж собой крепите дружбу.

Вед. Вот какая история произошла   в лесу с друзьями однажды. Но, наверное, вы догадались, из какой сказки они к вам пришли.

«Лис и хозяин леса».

Загадывает загадки на марийском языке, ведёт беседу с детьми о содержании сказки, закрепляет словарный запас у детей.

Музыкальный руководитель. Что-то мы засиделись, пора нам попеть и поплясать.

Дети исполняют песню «Ошйол» муз. С.Макова, сл. Изильяновой

Дети исполняют Старинный марийский танец

Ведущая. Следующий гость нашей встречи Ильшат Вахитов.

Он очень смелый человек, прошел войну, получил ранение, но он никогда не унывает, берёт свой любимый инструмент курай, и играет башкирские народные наигрыши.

Вед. Ильшат, расскажите нам о таком интересном инструменте.

(Ильшат ведёт беседу с детьми, рассказывает о музыкальном инструменте). Читает стихотворение Геннадия Молодцова:

Башкирия,

Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай.

- Ребята, кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “Сынрау торна” - “Звенящие журавли”, имеет более тысячелетнюю историю. Курай в основном изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале (показ рисунка растения курай – реброплодника уральского).

На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.

Курай (А. Игебаев)

Когда я слушаю Курай,

То радость льётся через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез, -

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Музыкальный руководитель. Восточные мари - народ мужественный, энергичный волевой, жизнелюбивый и дружный, уважающий себя, гордый. Сейчас мы с вами послушаем «Башкирские народные наигрыши» - исполняет И.Вахитов

Музыкальный руководитель. А в знак благодарности наши ребята для Вас исполнят частушки.

Дети исполняют частушки «Ой, калтаса, калтаса».

Дети исполняют песню   «Икыт, кокыт, муз. Осипова, слова Осипова.

Ведущая. Следующая гостья - это Маргарита Дмитриевна, она работает в школе, учит ребят писать, читать, рисовать. Маргарита Дмитриевна- учительница младших классов, уважаемый житель нашего села, Почетный работник образования, она лучшая из лучших! Её знает каждый из нас! Маргарита Дмитриевна по национальности чувашка.

Многие поэты воспевают красоту чувашского края.

Опять плетет родимый край

Цветной ковёр перед глазами.

Да кто сказал, что в небе рай?

Не верю! Вот он перед вами

Платком раскинулся вуалью,

Сверкает золотом в полях

Синеет ненаглядной далью.

(В. Тяпкин).

(О национальном костюме, о традициях рассказывает Маргарита Дмитриевна)

Посмотрите, какой красивый наряд, украшен монетами, бисером. В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение - сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шёлковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров - геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, было, без сомнения, их магическое предназначение (оберёги), защита от злых духов и других опасностей. Девушки носили шейные ожерелья - ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.

Сейчас Маргарита Дмитриевна споет Чувашскую песню.

Маргарита Дмитриевна исполняет « Народную чувашскую песню»

Беседа с М. Д. о песне. Она рассказывает о содержании песни.

Ведущая. Вот и подошла к концу наша встреча. Большое вам спасибо за то, что пришли к нам. Желаем вам крепкого здоровья, примите от нас музыкальный подарок.

Дети исполняют песню «Дружба» муз. Ю. Евдокимова, слова Ю.Евдокимова.

Ведущая. Мы любим нашу Родину, её поля и леса, сёла и города, её богатства, которые остались нам в наследство. Мы здесь живём и наша задача – не погубить, а развивать бесценное наследство, сохранить и беречь природу, чтобы в будущем могли нами гордиться, нашими успехами и талантами. Берегите родную природу. Любите свою Родину так, как она любит всех нас.

До новых встреч!


 

Литература

1. Герасимов О.М. Солнечные лучики. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1991.

2.Осипов В.А. Поверь мне, мама. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2005.

3.Глушкова З.М. Вместе с мамой. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1998.

4.Сапаев В.Ф. В детском саду. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1988.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности.   Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

Читайте также

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости…

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости к сказке» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Ход мероприятия: Под весёлую музыку дети входят в зал, выполняют...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель:...