Игра «Что? Где? Когда?» с детьми старше-подготовительной к школе группы

 

Пояснительная записка

Тема экологии никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником.

Игра «Что? Где? Когда?» разработана на основе всем известной одноименной телеигры и предназначена для детей 5-7 лет. Познавательная игра была представлена на районном семинаре ДОУ Кольского района по теме «Игровая деятельность как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста» в 2015г.

Цель: формирование экологической культуры ребенка.

Задачи:

  • закрепить знания детей о живой и неживой природе зимне-весеннего периода;
  • уточнить и расширить знания детей о разновидностях хвойных деревьев;
  • формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение;
  • развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, умение общаться сообща, находить решение проблем;
  • развивать умение образовывать однокоренные слова;
  • создать для детей среду и вызвать желание принять участие в игре, стремиться находить правильный ответ.
  • способствовать установлению взаимоотношений со взрослыми.

Оборудование: конверты с заданиями на которых изображены приметы времён года, чёрный ящик, фотографии, призы (книжки), шишки сосны и ели, семена сосны и ели, кедровые орешки, табличка с надписью - кедровые орешки, картинки: кедра, веточка кедра, шишка кедра, магнитофон (музыкальное сопровождение), настольно- печатные игры: "Приметы времён года", "Восход - закат", "От какого дерева шишка.

Игровая деятельность в ОД: Дидактические игры «Времена года», «Восход - закат», «От какого дерева шишка». П/и "Перелётные птицы", Словесная игра "Скажи по-другому".

Предварительная работа: беседа с детьми о телевизионной программе «Знатоков».

Закрепление знаний о различных явлениях живой и неживой природы. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. 

Содержание образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, сегодня у нас много гостей и пришли они не просто на нас посмотреть. Они приготовили для нас вопросы (раскладываю конверты с вопросами).

А я хочу сказать, что мы с вами можем на них ответить, если поиграем сегодня в умную игру. Как называется эта умная игра? Кто в неё играет? (знатоки).

Хотите быть знатоками и ответить на все вопросы наших гостей?

Мы с детьми рады приветствовать вас в нашем клубе «Знатоков».

- На весёлую затею приглашаем грамотеев,

А на умную затею приглашаем знатоков.

Сегодня, в команде знатоков играют: …

Дети садятся за стол.

Воспитатель: Правила игры: если команда знатоков даёт правильный ответ, то получает фишку. Если не сможет дать ответ, то фишка переходит команде гостей.

В конце игры считаем фишки и команда, набравшая большее количество фишек, считается победителем. Победителей ждут призы, так давайте постараемся.

- Перед вами на столе лежат конверты с заданиями, первый вопрос находится в конверте, где изображены весенние приметы.

- Найдите этот конверт.

I раунд.

Против вас играет ….

Внимательно слушайте вопрос.

Есть у Зимушки Царицы

Три похожие сестрицы

Вместе водят хоровод,

Друг за другом круглый год.

- Внимание! Вопрос: Как зовут сестриц?

- Правильный ответ: весна, лето, осень.

 Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!

II раунд. (Игроки крутят волчок)

Против вас играет ….

В природе есть такие явления:

Когда солнце встаёт из–за горизонта и,

Когда солнце садится за горизонт.

Как называются эти явления?

- Внимание, время …

- Правильный ответ: восход, закат.

Дидактическая игра: "Восход - закат"

Воспитатель: Прошу вас, дети, зафиксировать ваш ответ. Для этого надо подойти к фотографиям, расположенных на этом столе и разместить их правильно на мольбертах.

Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!

III раунд.

Против вас играет …

- Вопрос: что за домик с семенами растёт на вечнозелёном дереве?

- Внимание, время…

Правильный ответ: шишка.

Дидактическая игра "От какого дерева шишка?"

Воспитатель: Предлагаю вам подойти к этому столу, уточнить ваш ответ и определить, от какого дерева шишка.

На столе лежат веточки. От каких они деревьев? (ели и сосны).

Это лиственные деревья?

Положите шишки, упавшие с сосны, к веточке сосны, а с ели к веточке ели. Как называются шишки сосны? (сосновые) А шишки ели? (еловые)

Шишку называют и домиком, и волшебной коробочкой. Почему?

Вот такие семена созревают в шишках сосны и ели. На что они похожи?

Обращаю внимание на кедровую шишку с орешками (картинка и натуральный объект).

Кто знает, с какого дерева эта шишка?

Показываю дерево кедровой сибирской сосны. Это вечнозелёное дерево. Оно может вырасти в высоту с 10-ти этажный дом. Хвоя у кедровой сосны тёмно-зелёная длиной 6—14 сантиметров, мягкая.

Воспитатель: Растут на кедровой сосне шишки, какие? (кедровые)

А в кедровой шишке созревают орешки? Какие орешки? (кедровые)

В кедровых орешках содержится много полезных для организма витамин, аминокислот, микроэлементов.

Угоститесь по одному орешку. Вкусно?

Пройдите за игровой стол.

Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!

Музыкальная пауза.

Дети выходят на музыкальную паузу "По кругу мы ходили"

1V раунд.

Против вас играет блиц - турнир ……

 /ответы сразу/.

Воспитатель: Кого называют птицей мира? /Голубь/

Когда птицы вьют гнёзда? /Весной/.

Какую птицу называют санитаром леса? /Дятел/.

Птица, которая не заботится о своих птенцах?/Кукушка/

Почему птиц называют перелётными и почему они осенью улетают?

Есть у нас игра одна, вам понравится она.

Вставайте в круг, игра называется «Перелётные птицы». Каких перелётных птиц вы знаете?

При перелёте птицам мешает ветер. Выбрать «ветер».

1 вариант: Кого ветер запятнает, тот останавливается и «замирает».

Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят

Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко

Только ветер им мешает и с дороги их сбивает.

2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста, ведущий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – утки (ласточки, гуси и т.д.) на юг летят». Дети разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот изображает названную перелётную птицу.

Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!

V раунд.

- Против вас играет …...

Воспитатель: Внимание! Чёрный ящик.

- Верхний слой коры берёзы на Руси играл роль бумаги. На ней писали, а народные умельцы из неё делали красивые лукошки, корзинки, туески.

- Что лежит в чёрном ящике?

Правильный ответ: береста.

Словесная игра "Скажи по-другому". 

Демонстрация картинок и натуральных объектов, сделанных из бересты - лапти, серьги, туесок, шаркунок, корзинка, сумочка т.д. Дети подбирают слова. Например: лапти из бересты – берестяные лапти и т.д.

Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишку за ответ нужно отдать знатокам. Они молодцы!

Обращаю внимание на стол, где нет конвертов.

Задания от гостей закончились. Значит, пришло время подводить итог.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась игра?

- Какое задание было самым интересным? (приз знатоков)

- А теперь давайте считать фишки, чтобы узнать, кто же стал победителем.

- Поднимите руку, кто хотел сегодня победить?

И вы победили, проявив свою смекалку, волю к победе и внимание.

 - Клуб знатоков хочет вручить вам эти книжки.

Вы скоро пойдёте в школу и уже сейчас начитайте читать. Хотелось, чтобы для вас это была первая сказка, которую вы прочтёте сами.

 

Литература:

  1. Беседы о природных явлениях и объектах, методические рекомендации. Т.А. Шорыгина, М. 2010г.
  2. Природа, сказки и игры для детей. Е.А. Алябьева М. 2012г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Читайте также

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...

Конспект занятия по аппликации младшей группе. Тема: «Украшение шарфика»

Конспект занятия по аппликации младшей группе Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...