Игра «Что? Где? Когда?» с детьми старше-подготовительной к школе группы
Пояснительная записка
Тема экологии никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником.
Игра «Что? Где? Когда?» разработана на основе всем известной одноименной телеигры и предназначена для детей 5-7 лет. Познавательная игра была представлена на районном семинаре ДОУ Кольского района по теме «Игровая деятельность как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста» в 2015г.
Цель: формирование экологической культуры ребенка.
Задачи:
- закрепить знания детей о живой и неживой природе зимне-весеннего периода;
- уточнить и расширить знания детей о разновидностях хвойных деревьев;
- формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение;
- развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, умение общаться сообща, находить решение проблем;
- развивать умение образовывать однокоренные слова;
- создать для детей среду и вызвать желание принять участие в игре, стремиться находить правильный ответ.
- способствовать установлению взаимоотношений со взрослыми.
Оборудование: конверты с заданиями на которых изображены приметы времён года, чёрный ящик, фотографии, призы (книжки), шишки сосны и ели, семена сосны и ели, кедровые орешки, табличка с надписью - кедровые орешки, картинки: кедра, веточка кедра, шишка кедра, магнитофон (музыкальное сопровождение), настольно- печатные игры: "Приметы времён года", "Восход - закат", "От какого дерева шишка.
Игровая деятельность в ОД: Дидактические игры «Времена года», «Восход - закат», «От какого дерева шишка». П/и "Перелётные птицы", Словесная игра "Скажи по-другому".
Предварительная работа: беседа с детьми о телевизионной программе «Знатоков».
Закрепление знаний о различных явлениях живой и неживой природы. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас много гостей и пришли они не просто на нас посмотреть. Они приготовили для нас вопросы (раскладываю конверты с вопросами).
А я хочу сказать, что мы с вами можем на них ответить, если поиграем сегодня в умную игру. Как называется эта умная игра? Кто в неё играет? (знатоки).
Хотите быть знатоками и ответить на все вопросы наших гостей?
Мы с детьми рады приветствовать вас в нашем клубе «Знатоков».
- На весёлую затею приглашаем грамотеев,
А на умную затею приглашаем знатоков.
Сегодня, в команде знатоков играют: …
Дети садятся за стол.
Воспитатель: Правила игры: если команда знатоков даёт правильный ответ, то получает фишку. Если не сможет дать ответ, то фишка переходит команде гостей.
В конце игры считаем фишки и команда, набравшая большее количество фишек, считается победителем. Победителей ждут призы, так давайте постараемся.
- Перед вами на столе лежат конверты с заданиями, первый вопрос находится в конверте, где изображены весенние приметы.
- Найдите этот конверт.
I раунд.
Против вас играет ….
Внимательно слушайте вопрос.
Есть у Зимушки Царицы
Три похожие сестрицы
Вместе водят хоровод,
Друг за другом круглый год.
- Внимание! Вопрос: Как зовут сестриц?
- Правильный ответ: весна, лето, осень.
Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!
II раунд. (Игроки крутят волчок)
Против вас играет ….
В природе есть такие явления:
Когда солнце встаёт из–за горизонта и,
Когда солнце садится за горизонт.
Как называются эти явления?
- Внимание, время …
- Правильный ответ: восход, закат.
Дидактическая игра: "Восход - закат"
Воспитатель: Прошу вас, дети, зафиксировать ваш ответ. Для этого надо подойти к фотографиям, расположенных на этом столе и разместить их правильно на мольбертах.
Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!
III раунд.
Против вас играет …
- Вопрос: что за домик с семенами растёт на вечнозелёном дереве?
- Внимание, время…
Правильный ответ: шишка.
Дидактическая игра "От какого дерева шишка?"
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к этому столу, уточнить ваш ответ и определить, от какого дерева шишка.
На столе лежат веточки. От каких они деревьев? (ели и сосны).
Это лиственные деревья?
Положите шишки, упавшие с сосны, к веточке сосны, а с ели к веточке ели. Как называются шишки сосны? (сосновые) А шишки ели? (еловые)
Шишку называют и домиком, и волшебной коробочкой. Почему?
Вот такие семена созревают в шишках сосны и ели. На что они похожи?
Обращаю внимание на кедровую шишку с орешками (картинка и натуральный объект).
Кто знает, с какого дерева эта шишка?
Показываю дерево кедровой сибирской сосны. Это вечнозелёное дерево. Оно может вырасти в высоту с 10-ти этажный дом. Хвоя у кедровой сосны тёмно-зелёная длиной 6—14 сантиметров, мягкая.
Воспитатель: Растут на кедровой сосне шишки, какие? (кедровые)
А в кедровой шишке созревают орешки? Какие орешки? (кедровые)
В кедровых орешках содержится много полезных для организма витамин, аминокислот, микроэлементов.
Угоститесь по одному орешку. Вкусно?
Пройдите за игровой стол.
Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!
Музыкальная пауза.
Дети выходят на музыкальную паузу "По кругу мы ходили"
1V раунд.
Против вас играет блиц - турнир ……
/ответы сразу/.
Воспитатель: Кого называют птицей мира? /Голубь/
Когда птицы вьют гнёзда? /Весной/.
Какую птицу называют санитаром леса? /Дятел/.
Птица, которая не заботится о своих птенцах?/Кукушка/
Почему птиц называют перелётными и почему они осенью улетают?
Есть у нас игра одна, вам понравится она.
Вставайте в круг, игра называется «Перелётные птицы». Каких перелётных птиц вы знаете?
При перелёте птицам мешает ветер. Выбрать «ветер».
1 вариант: Кого ветер запятнает, тот останавливается и «замирает».
Дети: Птицы все на юг летят, зимовать они хотят
Там где солнышко, тепло, ждать весны будет легко
Только ветер им мешает и с дороги их сбивает.
2 вариант: По считалке выбирается «ветерок», становится в середину круга. Дети идут по кругу читают речитатив, по окончанию текста, ведущий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – утки (ласточки, гуси и т.д.) на юг летят». Дети разбегаются, «ветерок» ловит, кого запятнал, тот изображает названную перелётную птицу.
Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишка присуждается знатокам. Они молодцы!
V раунд.
- Против вас играет …...
Воспитатель: Внимание! Чёрный ящик.
- Верхний слой коры берёзы на Руси играл роль бумаги. На ней писали, а народные умельцы из неё делали красивые лукошки, корзинки, туески.
- Что лежит в чёрном ящике?
Правильный ответ: береста.
Словесная игра "Скажи по-другому".
Демонстрация картинок и натуральных объектов, сделанных из бересты - лапти, серьги, туесок, шаркунок, корзинка, сумочка т.д. Дети подбирают слова. Например: лапти из бересты – берестяные лапти и т.д.
Оценка ответа детей: - Дети ответили верно. Фишку за ответ нужно отдать знатокам. Они молодцы!
Обращаю внимание на стол, где нет конвертов.
Задания от гостей закончились. Значит, пришло время подводить итог.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась игра?
- Какое задание было самым интересным? (приз знатоков)
- А теперь давайте считать фишки, чтобы узнать, кто же стал победителем.
- Поднимите руку, кто хотел сегодня победить?
И вы победили, проявив свою смекалку, волю к победе и внимание.
- Клуб знатоков хочет вручить вам эти книжки.
Вы скоро пойдёте в школу и уже сейчас начитайте читать. Хотелось, чтобы для вас это была первая сказка, которую вы прочтёте сами.
Литература:
- Беседы о природных явлениях и объектах, методические рекомендации. Т.А. Шорыгина, М. 2010г.
- Природа, сказки и игры для детей. Е.А. Алябьева М. 2012г.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…
Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...
Лэпбук «Домашние животные»
Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…
Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...