Вечер – конкурс «Отец, мать и я – казачья семья»

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества в значимое время для Ростовской области-75-ти летний юбилей.

Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.

Ход конкурса:

Звучит музыка (народная песня «Ах, какие казаки!». В зал входят ведущие – казак и казачка.

Казак:   Казачья нелегкая доля,

             Казак только богу подсуден.

             Сквозь годы проносится полем:

             «Мы были, мы есть и мы будем!»

 

Казачка: Мы – предков загубленных души,

               Ничто этих душ не остудит!

               И режет врагам нашим уши:

             «Мы были, мы есть и мы будем!»

 

Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.

               Пусть к воле казачьей путь труден,

               Но всюду, где сердцу просторно,

               Мы были, мы есть и мы будем!

Казак:   Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. По историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком.( Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.

Казачка: Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью. Наш конкурс будут судить казаки Зверевского казачьего круга во главе с атаманом Семенчук С.К.

Казак (обращаясь к жюри): Господа старики, разрешите начать! Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.

Казачата исполняют народную песню «Конь – верный друг казака»

Казачка: Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.

1. конкурс «Домашнее задание» (семьи готовили ответы на вопросы из истории о донском казачестве).

1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?

Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби, инспектировал строительство линии генерал-аншеф А.В.Суворов.

2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?

Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)

3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г.?

Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С.271-277

Казак: Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий , то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!

2. конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».

(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)

Казачка: Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака!

Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).

Жюри объявляет результаты.

Казак: Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.

4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование: сапоги, портупеи и т.п., собирают котомку).

Казачка: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.

5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).

Жюри объявляет результаты.

Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!

(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т.д.)

6. Конкурс «Когда казаки плачут»

По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.

Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.

7. Конкурс для казачек « Спеть колыбельную малышу»

Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.

Казак (глянув на часы): Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.

Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.

Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.

Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.

Вареники - Их готовили с капустой. картофелем, грибами (обычная казачья пища ).

Жюри предлагается подвести итоги конкурса.

Казак: Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет». В нашем конкурсе участвуют замечательные люди, посвятившие свою жизнь нелегкому крестьянскому труду. Такими же стали их дети и, надеемся, будут внуки.

Казачка (родительница): Ведь у нас, в станице нашей,

Люди славные живут.

Славно сеют, славно пашут,

   Славно пляшут и поют.

А сейчас участники казачьего ансамбля «Варенька» приглашают Вас на народное гулянье.

Жюри объявляет результаты. Атаман общественной организации «Зверевский казачий круг» Семенчук С.К.вручает дипломы и памятные подарки.

1 семья:  Нет в мире подобных России раздольной,

                 Цветов наших ярче и крепче пород,

                 Бессмертен народ наш, великий и вольный,

                 Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!


Используемая литература

  1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005
  2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005
  3. А.В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.
  4. К.Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.
  5. И.К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...

Читайте также

Утренний круг «Семья» (старшая группа)

Утренний круг «Семья» (старшая группа) Цель: создать эмоционально- комфортную атмосферу для пребывания в детском саду и вселить в ребёнка уверенность, что...

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби»

Сценарий выпускного в детском саду «Летите, голуби» Звучат фанфары.Ведущий: Вот и пришел этот праздник последний, Долго мы ждали его – целый год! Ждали...

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей…

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дом быта» Цель: формирование положительного и бережного отношения...