Тематическое развлечение
По страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского

 

Цели и задачи:

Познакомить детей с историей создания «Детского альбома», «Итальянской песенкой», «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой, «Неаполитанской песенкой».

Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, выражать свои впечатления от музыки.

Сегодня мы перелистаем страницы этого музыкального сборника, который композитор  Чайковский специально сочинил для юных музыкантов.

Однажды П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

Там в свободное время П.И. Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками.  У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский придумывал для них праздники с песнями и танцами, где он сам аккомпанировал   им  на рояле.

Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано.

Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате играет упражнения маленький мальчик. Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких пьес с интересными названиями в которых встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

А теперь я  познакомлю вас с теми пьесами, которые написал П.И. Чайковский, путешествуя по разным городам и странам.

Италия

«Итальянская песенка»

Эту песенку П.И. Чайковский услышал во Флоренции. Здесь, как и везде в Италии, на улицах повсюду слышны песни.

Рассказываю детям, что Флоренция красивейший город Италии, который расположен по берегам реки Арно. В этом городе много старинных улочек по которым когда-то гулял П.И. Чайковский. Показываю иллюстрации.

 

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

Улочки Флоренции

 

С возникновением «песенки» связана интересная история. Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика. В письме родным Чайковский писал: «Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным голосом с такой теплотой, какая и у настоящих артистов редко встречается. Он пел на карнавале с утра до вечера». Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».

Слушаем «Итальянскую песенку». Обращаю внимание на характер музыки (спокойной, напевной) на фоне гитарного аккомпанемента. Во второй части мелодия звучит ярче, она усложняется. Кажется, что певец показывает возможности своего голоса, что характерно для итальянского пения. После повторного прослушивания спрашиваю детей о характере пьесы, как меняется мелодия, сколько частей в пьесе.

Творческое задание:

«Украсить музыку» своим исполнением на детских музыкальных инструментах.

Инструменты подобрать самим.

Выбрать исполнителей и слушателей, затем поменяться ролями.        

Франция

«Старинная французская песенка»

Рассказываю детям о столице Франции – Париже. Это один из самых красивых городов мира. Здесь много больших площадей и улиц, а ещё есть узенькие улочки старого города. Показываю иллюстрации.

 

Улица Елисейские поля

Улица Елисейские поля

 

Площадь Согласия

Площадь Согласия

 

Улочки Парижа

Улочки Парижа

Улочки Парижа

«В «Детском альбоме» есть очень красивая пьеса. Она называется «Старинная французская песенка».

Чайковский путешествовал по Франции. Гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. Оказалось, что пела старушка. Она сидела у открытого окна и вязала. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка, — ответила старушка, — её сочинили очень давно. Когда я была еще маленькой девочкой, моя бабушка пела её». Чайковский поблагодарил старушку и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьесу и включил её в «Детский альбом».

Слушаем пьесу. Спрашиваю, как звучит музыка (нежно, ласково, напевно). Где ещё звучит такая же музыка (в конце). Играю вторую часть пьесы. Спрашиваю, как звучит здесь мелодия (подвижно, взволнованно). Сколько частей в пьесе (три).      

Творческое задание: Игра «Дирижёр». Из детей выбирается дирижёр, который управляет детским оркестром дирижёрской палочкой. Дети играют на разных музыкальных инструментах, сопровождая пьесу (можно квартетом, дуэтом, трио)

Германия

«Немецкая песенка»

Рассказываю, что Дрезден один из самых красивых городов Германии. Показываю иллюстрации площадей и тихих старинных улочек, по которым, возможно, гулял Пётр Ильич, путешествуя по Германии.

 

Дрезден. Театральная площадь

Дрезден. Театральная площадь

 

Улочки Дрездена

Улочки Дрездена

Улочки Дрездена

Мелодию этой песенки Чайковский привёз из одного из путешествий по этой стране. Несмотря на то, что она называется песенка, пьеса имеет танцевальный характер, а чёткий повторяющийся ритм напоминает стук деревянных каблучков, что добавляет ещё больше задора и энергии. Возможно, что Чайковский вспомнил, как на маскарадах в Новый год, он лихо отплясывал немецкий лендлер.

Слушаем пьесу. Спрашиваю, везде ли музыка звучит одинаково (нет). Выясняем, что в начале и в конце, музыка одинаковая, танцевального характера. В середине музыка более напевная, напоминает песню, исполняемую дуэтом, т.е  двумя певцами. Затем спрашиваю, сколько частей в пьесе? (три).

Творческое задание:

«Украсить музыку» своим исполнением на детских музыкальных инструментах.

Инструменты подобрать самим.

Выбрать исполнителей и слушателей, затем поменяться ролями.        

Нарисовать рисунок к музыкальной пьесе.

Италия

«Неаполитанская песенка»

Рассказываю детям, что Неаполь — город в Италии, он славится красивыми песнями и хорошими певцами. Показываю иллюстрации.

 

Неаполь. Площадь Плебисцита

Неаполь. Площадь Плебисцита

Эту песню Чайковский услышал в Неаполе. Она очень понравилась композитору и он использовал ее и в «Детском альбоме» и в балете «Лебединое озеро».

Чайковский писал в одном из своих писем: «На каждом шагу слышишь здесь на улице превосходные голоса, и не далее как в эту минуту я слышу вдали очень красивый голос, во все горло распевающий какую-то песню».

Неаполитанские песни чаще всего поются под гитару, и пьеса Чайковского начинается с короткого: вступления, напоминающего звуки гитары. Вторая часть песни — подвижная, напоминает пляску.

Когда дети прослушают произведение несколько раз, обращаю их внимание на то, что в первой части музыка не вся одинаковая, а тоже меняется.

«Неаполитанскую песенку» сначала слушаем в исполнении на фортепиано, а затем в записи, в оркестровом звучании, как танец из «Лебединого озера».

Обращаю внимание детей на то, что основную мелодию играет труба, что в балете танец имеет длинное вступление и заключение, поэтому и вся пьеса получается гораздо длиннее. «Неаполитанская песенка» написана для детей, а они вначале не умеют слушать длинные произведения. Поэтому для ребят Чайковский написал покороче. Спрашиваю, какого характера мелодия в первой части, что она напоминает (песню), как звучит музыка во второй части, что она напоминает (танец).

Творческое задание:

Придумать и станцевать танец ко второй части пьесы.

Нарисовать рисунок к музыкальной пьесе.

 

Детский альбом: http://yumuz.ru/uploads/images/p/_/i/p_i_chajkovskij_detskij_albom_polka.jpg;

http://biblio.by/media/catalog/product/cache/1/image/1200x1200/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/u/p/uploadiblock1021902.jpg;

http://osmino.com/files/docs/ru.ivi.client/iviru-65.jpeg

 Улочки Флоренции

https://www.votpusk.ru/story/edit/foto/large/42534.jpg;

http://st.depositphotos.com/1745934/1833/i/950/depositphotos_18339011-Florence-italy.jpg

Улица Елисейские поля

http://journal-tour.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/Enisejskie%20polja%20i%20Arka/4.jpg

Площадь Согласия

http://mypresentation.ru/documents/b6fcc7d31213beddabdeac3e1883026d/022.jpg

Улочки Парижа

https://wallperz.com/wp-content/uploads/2016/11/13/wallperz.com-20161113044024.jpg;

http://333v.ru/uploads/72/72695ebfdf6a13a169fc4cf338cafc8b.jpg

Дрезден. Театральная площадь.

http://s3.fotokto.ru/photo/full/146/1469357.jpg

Улочки Дрездена

http://cdn.static4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/o/940/826.jpg;

http://zvezdnoenebo24.ru/wp-content/uploads/2016/11/41118.jpg

Неаполь. Площадь Плебисцита

https://otvet.imgsmail.ru/download/2c349f51ee87a222dbaa9f41efdfcfcf_s-25.jpg;



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Читайте также

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей…

Экологический проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...