Познавательный досуг «Синичкин день» для детей 4-5 лет

 

Цель. Знакомство с народным праздником «Синичкин день».

Задачи.

- Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа, знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками.

- Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

- Создавать условия для развития творческой фантазии, воображения, памяти.

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

- Воспитывать желание правильно вести себя в природе.

- Расширять и систематизировать представления детей о природе, о зимующих и перелетных птицах.

- Создавать условия для закрепления умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие, милости просим вас в гости.

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились, пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Но одни птицы от нас улетают, а другие птицы остаются с нами.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

 

Сорока

 

Воспитатель. Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель. Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Воспитатель. Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Воспитатель. Всё понятно, на лесной полянке собирались зимующие птицы и обсуждали, как им пережить холодную зиму.

Стихотворение:

1. Ребёнок

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

2. Ребёнок.

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

3. Ребёнок.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки. (К.Мухаммади.)

Воспитатель. Сорока, а ты знаешь, что сегодня праздник – Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц? В этот день люди готовят кормушки и угощения для птиц.

Сорока. Так я тоже зимующая птица, никуда не улетаю, значит и для меня будет угощенье?

Воспитатель. И для тебя, и для других птиц.

Сорока. Полечу, расскажу пернатым, что для нас угощенье готовят.

(Сорока улетает.)

Воспитатель. Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём. Споём для неё песню.

Песня «Синица»

1. Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг –скок, прыг –скок,

Завертелась, как волчок.

2. Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дороги на плетень

Тири, тири, тень, тень, тень.

(Влетает Синичка.)

 

Синица

 

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня.

Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень

Ни комарика, ни мушки

Всюду только снег, да снег

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

(Ю. Синицын.)

Воспитатель. Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

(Дети надевают шапочки птиц перелетных и зимующих. В центре зала на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки.) «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Синица. Я вижу вы рисунки обо мне нарисовали, да какие разные, какие хорошие. Молодцы, ребята! Хорошие рисунки.

Синица. Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель. Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синица. Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(На столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины.)

Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем.) Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель.)

 

Дидактическое упражнение «Накорми»

 

Воспитатель. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт”

Группе ребят из 5 человек даётся название птицы и они исполняют песню на мотив “В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок.

Воспитатель. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки. Я предлагаю вам приготовить торт. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Воспитатель. Первый слой будет готовить Синичка, а Яна и Ирина будут ей помогать. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача - все перемешать и поместить в большую емкость.

 

Приготовление торта

 

Воспитатель. Я буду готовить средний слой торта, а помогать мне будут Рита, Алёна и Миша. Готовить будем из отварного риса, орехов и сыра. Всё перемешиваем и также помещаем в большую емкость.

Воспитатель. Алеша с Камилой будет готовить следующий слой из размоченных овсяных хлопьев и сухофруктов. Всё перемешаем и поместим в большую ёмкость.

(Выполняем задание.)

Переворачиваем емкость и у нас получатся трехслойный торт. Наше угощенье готово. Когда мы пойдём на улицу, повесим кормушку и разложим наше угощенье.

Ребята, вам я тоже предлагаю попробовать синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха.) А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек.) Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

1. Ребёнок.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов 

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

2. Ребёнок.

Не богаты их корма: горсть зерна нужна

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

3. Ребёнок.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4. Ребёнок.

Разве можно забывать улететь могли

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось 

Нам встречать весну.

Воспитатель. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой.

Синичка. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, что морозной зимой, всегда смогу найти корм. А мне пора, до свидания!

Воспитатель. А нам ребята пора повесить кормушки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель:  Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)