Спортивное развлечение для детей старшей группы «Путешествие с обозом из Холмогор в Москву»

 

Цели:

- в процессе ознакомления с жизнью М.В. Ломоносова воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за достижения великого земляка;

- представить жизнь и деятельность М.В.Ломоносова как образец для подражания.

Задачи:

- на примере конкретных событий вызвать интерес детей к знаменитому земляку М.В.Ломоносову;

- воспитывать осознанное чувство гордости и любви к родному краю, подарившего миру великого человека;

- воспитывать в детях желание познавать, изучать новое;

- упражнять детей в ловкости, быстроте;

- воспитывать смелость, чувство коллективизма;

- развивать логическое мышление (игра "Разложи улов").

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений о жизни поморской семьи, о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- рассматривание иллюстраций о М.В. Ломоносове;

- проведение занятий по знакомству с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова ("М.В. Ломоносов – учёный", "Холмогорская резьба", "Мозаичные работы М.В. Ломоносова");

- разучивание народных игр, хоровода;

- пополнение словарного запаса детей; объяснение значения слов, вышедших из обихода: "обоз", "волокуша", "зуйки", "помор", "промысловик", дьяк";

- использование дидактических игр: "Собери картинку", "Цветной силуэт".

Место проведения: спортивный зал детского сада.

Оборудование:

- канат;

- маты, мягкие модули;

- мягкие мячи;

- дуги, вёдра, брусочки строительного материала, ложки;

- дидактический материал для игры "Разложи улов";

- яркие платки для хоровода;

- лапти (из картона).

 

Ход развлечения

Дети входят в спортивный зал, садятся на скамеечки.

Ведущий: 19 ноября исполняется 305 лет со дня рождения одного знаменитого человека. Отгадайте о нём загадки:

Взрослым он пошёл учиться,

Придя с обозами в Москву.

Жажда знанья получить

Открыла миру гения.

Сам пригожий, парик вельможи

Взгляд свысока, а стать мужика.

Ведущий: Все эти загадки о нашем великом земляке М.В. Ломоносове. В любом уголке нашей страны люди знают его имя.

- Скажите, кем был М.В. Ломоносов? (Учёным, поэтом, художником.)

- Где родился Михайло Ломоносов? (Недалеко от Холмогор в деревне Мишанинской.)

- Кем был его отец Василий Дорофеевич? (Рыболовом, промысловиком.)

- Сколько было детей в семье Ломоносовых? (Один.)

Родился Михаил Ломоносов в поморской семье. С детства рос Михайло сильным, смелым мальчиком. Помогал маме по дому: "Маменька, я воды принёс, дров принёс, избу вымел. Чем ещё помочь?". Мама Елена Ивановна благодарила сына за помощь и предлагала: "Иди к ребятам, побегай, порезвись дитятко".

Дети, а хотите очутиться в поморской деревне, поиграть в деревенские игры, хороводы. Давайте перенесёмся на триста лет назад: 1,2,3 повернись и в поморской деревне очутись.

Ведущий: Вот вы стали поморскими деревенскими ребятишками, а я жителем деревни Мишанинской. Ну, что сидите, побегайте на двор играть!

Народные игры: "Лапти", "Растяпа".

"Северный хоровод" (девочки танцуют хоровод с платками).

Ведущий (в роли жителя поморской деревни): Деревня наша поморская. Рано приучали поморы ребятишек к труду. Мальчуганы 8-9 лет ходили с взрослыми мужчинами в море.

- А вы знаете, как называли этих мальчиков? (Зуйками.)

Правильно зуйками. Они помогали взрослым рыболовные снасти сушить, посуду мыть, рыбу собирать, кашу, уху варить, припевки припевать. Вот знаю, что Михайло Ломоносов тот в 10 лет помогал своему отцу Василию Дорофеевичу.

Давайте и вы, мальчики, покажите нам свою сноровку. Посмотрим, можно ли вас в помощники поморов зуйками брать.

Игра -эстафета "Сварим уху" (1 ребёнок несёт дрова, 2 - котелок, 3 - кладёт картофель, 4 - рыбу, 5 - пробует ложкой.)

Ведущий: Молодцы! Вижу, хорошими помощниками вы растёте. Что-то среди вас я Михайло не вижу. Опять где-то со своими книгами сидит. Матушка приучила его к книгам, а потом сосед Иван Шубный и дьяк грамоте учили. Вот, молодец, любую бумагу прочитает! Я намедни, к нему ходил с бумагой он мне и прочитал. И знаете, что Михайло мне сказал: я говорит, хочу посвятить "обучению наукам" всю жизнь, но "для обретения большого знания и учёности требуется знать язык латинский, а этому можно обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге".

А в Москву как раз собирается обоз с мороженой рыбой. Давайте, зуйки, поможем отцам рыбу разложить по мешкам.

- Логико- математическая игра "Разложи улов" (найти нужную рыбку в соответствии с предложенной схемой).

Ведущий: Молодцы! Справились с нелёгкой работой. Теперь поморам можно и в дальний путь отправляться.

- Давайте оденемся теплее (имитируют одевание) и отправимся с рыбным обозом в путь.

Игра "Обоз" (Звучит театральный шум "Сильный ветер, метель", дети друг за другом двигаются по залу, изображая рыбный обоз.)

Коррекционная физкультминутка

Шёл обоз через лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубе стоит,

Слева ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Глянь, волчище серый рыщет,

Он себе добычу ищет!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу тишина, красота и покой.

Вот только холодно зимой

ходьба по кругу

разводят руками

руку отводят вправо и смотрят на неё

отводят руку влево и прослеживают взглядом

"движение фонарики" и смотрят вверх

 

кружатся и приседают

прыжки на двух ногах

 

руки на поясе, наклоны в стороны

имитируют сон

 

имитируют полёт птиц

 

разводят руки в стороны

охватывают плечи

 

Ведущий:

Три дня мы уже в пути. Слышу чей-то голос, кто-то нас догоняет.

"Шёл, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след"

(Появляется Михайло – догоняет обоз.)

Михайло: Эй, рыбаки поморские, погодите.

Ведущий: Кто это там такой?

Михайло: Это я, Михайло Ломоносов.

Ведущий: Никак сынок Василия Дорофеевича? Куда это ты собрался?

Михайло: Не откажите мне, возьмите с собой в обоз. Я хочу учиться в Москве.

Ведущий: Вот чудной! Да ты и так грамотный, читать и писать можешь.

Михайло: Я хочу науки познать, языки другие выучить.

Ведущий: Да, возьмут ли тебя в обучение? Ведь ты из простых людей, а учиться принимают детей дворянского да купеческого рода.

Михайло: Всё равно попробую, очень хочу учиться. Я и паспорт получил.

Ведущий: Ну, что с тобой поделаешь! Так и быть ступай вместе с обозом.

Ведущий: Долгим был путь рыбного обоза. В дороге случалось всякое: приходилось от волков отбиваться.

Игра "Охотники и волки" (с мягкими мячами).

Ведущий: Преодолевая снежные сугробы, ломались в обозе сани, и тогда приходилось рыбу на волокушах перетаскивать.

Игра-эстафета "Перенеси мешки с рыбой на волокуши". (Девочки переносят мягкие модули – мешки на маты, мальчики – перетаскивают маты – волокуши.)

Ведущий: Трудно было в пути. Необходимо было давать отдых лошадям и людям. Приходилось останавливаться в городах, деревням, а иногда и в лесу.

(дети ложатся на ковёр отдыхают, звучит спокойная музыка) – расслабление.

Ведущий: (Говорит спокойным, медленным голосом.) Лежат, отдыхают мужики поморские, устали за долгую дорогу. Тишина в лесу. Спит лес под тёплым снежным одеялом. Слышно только, как сбруя гремит у лошадей, как сено шуршит, да кони перебирают копытами.

Ведущий: Отдохнули поморы, пора и дальше в путь. Что там за шум впереди? Никак это лесной разбойник озорничает.

Разбойник (вбегает): Откедова, вы? Чьи будете?

Ведущий: Да мы -то люди поморские, трудолюбивые. Везём рыбу в Москву – матушку.

...А ты никак воровским промыслом живёшь? Путников обираешь, невинных обижаешь?

Разбойник: Так не один я такой... А ну отдавайте своё добро!

Михайло: Эх, не отдадим тебе то, что тяжёлым трудом досталось. Лучше выходи со мной силушкой померяться.

Разбойник: Молод ты, ещё со мной силой меряться. Молоко на губах не обсохло.

Михайло: Я сын помора, с детства батьке помогал в море паруса ставить, снасти тянуть и с тобой справлюсь. Проверим?

Игра "Перетягивание каната"

Разбойник: Да сильны вы мужики поморские. Хочу тоже сильным быть, промыслу поморскому обучиться. Покажите куда идти, из каких краёв вы будете?

Михайло: Из Холмогор мы. Ступай туда, да больше не обижай людей, делом займись.

(Разбойник уходит.)

Ведущий (звон колоколов): Ну, Михайло, вот и Москва. Позади три недели пути, прошли мы с рыбным обозом больше 1000 вёрст.

Удачи тебе желаем, учись, будь здоров! Иди с Богом!

Михайло: Спасибо вам, поморы. Передайте поклон отцу моему, Василию Дорофеевичу. Да пусть, не серчает на меня, я ведь, без его ведома из дома ушёл. Хочу через науку многое познать.

Ведущий: Закончилась наша игра – путешествие, а теперь нам пора перенестись обратно на 300 лет вперёд. 1, 2, 3 – повернись в детский сад «Берёзка» вернись.

Ведущий: Впереди у Михайло Ломоносова было много трудностей, жизненных испытаний, преодолевая которые, он шёл к главной цели изучению наук, а затем старался развивать русскую науку на пользу Отечества. Жизнь М.В. Ломоносова показала, что при большом желании и стремлении к знаниям, и простой человек может добиться многого.

Мы с вами, как и Михаил Васильевич Ломоносов, живём в Архангельской области. И гордимся, что на нашем любимом севере родился и вырос такой замечательный человек: учёный, художник, поэт, просветитель, создатель первого московского университета.

 

Литература:

1. Перевезенцев С. "Михайло Ломоносов", М., Белый город 2009 г.

2. Голицына И. "Поморье", М. Белый город 2010 г.

3.Перехвальская Е. "Михайло Васильевич Ломоносов".

4. Тихомиров О. "Держись, Михайло!"

5. Гурьян О. "Мальчик из Холмогор", М., Детская литература, 1981 г.

6. Лебедев Е.Н. "М.В. Ломоносов", М., 2008 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В…

Конспект организованной детской деятельности по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: - упражнять в умении различать и называть знакомые...

Читайте также

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях…

Конспект развлечения с детьми и родителями на тему «В гостях у царицы Свёклы»  

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 19» Тема: число 19, состав числа, геометрические фигуры. Цель: познакомить с числом 19. Задачи Образовательные: Учить соотносить число...

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...