Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционными обычаями и промыслами

Тема: «Мир русской игрушки» (ярмарка)

Вид деятельности: Познавательная деятельность.

Форма деятельности: Организованная деятельность – развлечение.

Задачи:

1. Познакомить с обычаями и традициями русского народа.

2.  Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов народной игрушки.

3.  Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

4.  Способствовать развитию, эстетического вкуса, эмоциональной сферы, мелкой моторики.

5. Развитие координации движений.

6. Развивать интерес к русским народным играм.

7. Воспитывать нравственные ценности, уважительное отношение к труду человеческих рук.

8. Укрепление мышц рук, повышение эмоционального тонуса.

Словарная работа: активизация и обогащение словарного запаса: ярмарка, рубаха, передник, кушак, лента, игрушечник, мастер, гончар, товар.

Предшествующая работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок.

Материал и оборудование: народный костюм для воспитателя, ленты для девочек, кушаки для мальчиков, кукла би-ба-бо Петрушка, лавки с народными игрушками, богородские игрушки, дымковские игрушки, матрёшки, моторные игрушки: волчки, мотальщики, накидушки.

Музыкальное оформление: народные мелодии.

Ход занятия

Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей в зал, где условно выделено несколько торговых лавок: «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Матрёшки».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм.

Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник)

Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Хотите побывать на ярмарке?

- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

Ленты нарядные атласные,

Кушаки на пояс, красные.

Дети выбирают ленты и кушаки, наряжаются.

Все, взявшись за руки, входят на ярмарку по домотканому коврику.

Воспитатель:       Собирайся народ,

Ярмарка идёт!

Появляется Петрушка:

- Вот и я, привет мои друзья!

Я весёлая игрушка, как зовут меня? (Петрушка)

Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка - хозяин ярмарки! Гляди-ка, сколько детей здесь собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка: Весёлые парнишки да славные девчушки,

Представление начинается, ярмарка открывается!

- Подходите все сюда, здесь товары вижу я!

Ведущая приглашает детей к торговой лавке на которой выставлены игрушки сделанные из различных материалов.

Воспитатель:- Посмотрите, да скажите, какой товар здесь продается? Что вы здесь видите? (Игрушки) Из чего сделаны эти игрушки?

Сегодня мы с вами побываем на ярмарке народной игрушки. В старину для изготовления игрушек использовались самые различные материалы – солома, лен, мех, тряпки, пакля, лучина, шишки, бумага, металл.

Излюбленным материалом для изготовления игрушек были дерево и глина.

Петрушка: Почтенные господа,

Пожалуйте сюда.

Воспитатель: Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородское. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинками, а целыми возами.

Делают Богородские мастера игрушки из дерева. Вырезают их из липы, ольхи, осины. Работа идет быстро и споро. Уверенными движениями мастер режет заготовку — и рождается чудесная игрушка. Чаще всего она не раскрашена, мы видим естественный, теплый цвет дерева. И вот перед нами медведи и зайцы, скачущие кони и нарядные барышни, бравые гусары и крестьяне, занятые работой, веселые музыканты и озорные ребятишки, сказочные герои — всего и не перечислишь!

Но на этом чудеса не кончаются. Есть игрушки, которые двигаются, словно живые! Курочки клюют зернышки, солдаты маршируют, кони лихо скачут, забавные медвежата играют на балалайках…

Воспитатель: Мы с петрушкой приглашаем вас на игровой двор.

“Игровой двор” на ярмарке самый шумный и веселый. На столе разложены моторные игрушки: волчки, накидушки, мотальщики и т. д.

Петрушка: А здесь разные игрушки:

Волчки, мотальщики, накидушки…

Подходи честной народ,

Соревнование вас ждёт!

Воспитатель: Эти деревянные игрушки развивали ловкость, быстроту, внимание.

- Себе игрушку выбирайте

Музыку услышите – играйте!

А как музыка прекратится,

Соревнование завершится!

Понятно задание?

Начнем соревнование!

Петрушка: Пойдёмте дальше по базару,

Посмотреть кой-какого товару!

Воспитатель: Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще игрушки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

Ах, какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье разрисовано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры. Есть и веселые музыканты, и танцоры. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех окружающих.

Лепят дымковские мастера и животных: важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами. Вот только злого волка не увидишь.

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми веселыми красками. Стоят игрушки на столе— словно шумная, пестрая ярмарка веселится, гуляет.

Воспитатель: А теперь я вас спрошу, как, по-вашему, весёлые это игрушки или грустные? Что, глядя на них, делать хочется? (Веселиться) Вот и мы с вами повеселимся, поиграем.

- Хоть сума моя проста,

С виду вроде бы пуста

Ну-ка, …., подойди,

В сумку руку опусти!

Что достал(а), покажи.

Ребёнок достаёт из сумки атрибут для игры. Проводится игра «Колечко»:

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно произносит считалочку:

Летела кукушечка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Раскрывай один кулак!

Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-то из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.

Правила:

Кольцо можно передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами произносит считалку.

Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Петрушка: Эй, детишки – не робей!

                     Подходи сюда скорей!

Воспитатель:- А как называется эта русская народная игрушка? (Матрешка)

Матрешка не простая игрушка, эта куколка — с секретом! С каким?

Правильно внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Послушайте какую загадку придумали про матрешку:

Знаменитые сестрицы

Все круглолицы,

Умеют раскрываться

Друг из друга выниматься.

- Из какого материала делают матрешку? (Из дерева)

Петрушка: Матрешки сестрички разных размеров. Как вы думаете какая куколка вначале делается?

Воспитатель:-. Вначале делается самая маленькая неразъемная куколка. Потом по ней подгоняются остальные сестрички.

- Какие цвета используют для росписи матрешек?

Матрешка настоящая русская красавица. Во что она одета? (В нарядном сарафане, на голове яркий платочек.)

- Какие узоры на одежде у матрешек вы видите? (Цветочки, листочки, точки, кружочки, завитушки…)

В руках у матрешки то уточка или петушок, то корзинка с грибами или ягодами. По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.

Петрушка: Не устали ли, ребятки?

Ведь хочу проверить я,

Как отгадывать загадки,

Вы умеете, друзья.

Петрушка что-то говорит ведущей на ушко.

Воспитатель: Дети петрушка мне сказал, что здесь есть матрёшка с сюрпризом. Вот она - в каждой матрешке спрятана загадка про народные игрушки.

Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк...

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

(Богородская резьба.) 

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.А ну назови-ка меня!              

(Дымка)

Есть у нас одна игрушка

Не лошадка не петрушка…

Красная – девица.

Каждая сестрица

Для меньшой темница.

(Матрёшка)

Петрушка. Молодцы, ребятки, знаете загадки.

                     В круг скорее становитесь

                     Дружно за руки возьмитесь!

Воспитатель: На каждой ярмарке не только продавали и покупали товар, а еще и хороводы водили под веселую музыку (звучит веселая мелодия и все выполняют народные движения).

После хоровода дети с воспитателем встают в круг.

Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку. Что же это такое, ярмарка? (Это народное гулянье, базар, где продают разный товар)

Кто главный герой на ярмарке? (Петрушка)

Что вам запомнилось, понравилось? Какие новые слова услышали? (мастер, гончар, игрушечник, кушак, лента…)

Много игрушек народные мастера придумали для детей. Делали их из разного материала. Из чего делали народные мастера игрушки? (Солома, лен, мех, тряпки, пакля, лучина, шишки, бумага, металл)

- Вот и солнышко за тучку скрылось…

Наша ярмарка закрылась.


Литература:

1. Александрова Л. А. Деревянное зодчество Руси, Москва: «Белый город», 2004.

2. Бердникова Н. В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2005.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «Детство - Пресс», 2003.

4. Клиентов А. Е. Народные промыслы, Москва: «Белый город», 2006.

5. Народная проза / Сост. С. Н. Азбелева. – М.: Русская книга, 1992.

6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. – Владимир,1995.

7. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника

Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе

Отчет о проведенной «Неделе психологии» во второй младшей группе В рамках проведения в нашем детском саду «Недели психологии» с 15.03. 2021...

Читайте также

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки»

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки» 25 мая 1963 года по решению ООН этот день объявлен Днём освобождения Африки. Ежегодно...