Сайт для воспитателей детских садов



Сценарий досуга, посвященного празднованию святок для детей старшего дошкольного возраста

 

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми и их родителями о традиционном праздновании на Руси Рождества, Святок и Крещения.

2. Слушание музыки: П. Чайковский «Январь. У комелька», «Декабрь. Святки» из цикла «времена года». Слушание: колокольный звон.

3. Заучивание колядок.

4. Разучивание с детьми музыкального репертуара (обрядовые песни, частушки, игры).

5. Работа с воспитателями по подготовке музыкального репертуара к празднику, распределение ролей (ряженых: зимушка, коляда, овсень, медведь, курочка, коза, корова, пастух)

6. Участие взрослых и детей в оформлении зала к празднику. Изготовить солнечные диски из картона, прикрепленные к палке и украшенные летами и бумажными цветами - символ коляды.

Цель: Воспитывать духовно-нравственные качества.

Прививать интерес к традициям русского народа.

Задачи:

1. Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.

2. Познакомить с обрядом колядования, святками, святочными развлечениями.

3. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

5. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

 

Ход праздника.

В зал под песню «Деревня Дед-морозовка» А. Пинегина входит ватага ребят с колядками, останавливаются врассыпную.

Зимушка под музыку «Потолок ледяной» выходит из домика.

Зимушка: Что это за шум в моих владениях?

Ишь, расшумелись, распелись, весь лес перебудили.

Начинается игра «Зима и дети» Кишко:

Зимушка: Я - Зима студеная, вьюжная,

С ледяными ветрами дружная.

Дети:

А мы вышли с санками погулять,

С удалыми по двору погулять.

Зимушка: Уж как я вас в комнаты загоню,

В светлые да теплые загоню.

Дети:

Как же ты загонишь нас, Зимушка?

Со двора да в комнаты, лютая?

Зимушка: Разбушуюсь вьюгою-порошею,

Заведу метелицу хорошую.

Дети:

А мы выйдем в шубах, да в валенках,

В меховых ушанках да варежках.

Зимушка: Все тропинки снегом засыплю я,

Все дорожки белым засыплю я.

Дети:

А мы снег лопатами разгребем,

А мы белый метлами разметем.

Зимушка: А я ветер северный подниму,

Морозом – морозищем вас дойму.

Дети:

А мы как в ладоши захлопаем,

Вот как по дорожкам затопаем.

Зимушка: Да, трудно мне с вами справиться, уж больно вы ловкие да шустрые, а я вот сижу пряжу пряду, да кому она нужна? Внученька – Снегурушка с дедом Морозом подарки пошла разносить, вот и скучаю стужу напускаю. (ветер завывает)

Но слышала я, будто вы песни веселые пели?!

Ребенок: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится, да поет.

Зимушка: Знаю, знаю, и вам расскажу, хотите? Двенадцать дней после праздника Рождества называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!.. садитесь по местам.

Появляются ряженые: Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин,

Овсень разбрасывает зерно из торбы. Ряженые поют песенку-колядку, играют в конце на муз. инструментах:

(на «Во саду ли, в огороде»)

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,

Открывайте дверцу, Принесите хлебца,

Доставайте чашки, Положите кашки,

Сладкие конфетки, Медные монетки,

Кренделёк и бублик И железный рублик!

Угостите калачом, Не болейте нипочём!

Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!

Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,

Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Здравствуйте, гости дорогие!

Зимушка: (кланяется ряженым): Добро пожаловать! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Зимушка подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?

Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!

Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!

Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!

Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали!

Пастух: А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!

Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!

Зимушка: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!

Коляда: А за веселье у нас медведь отвечает! Косолапый, ты где?! (оглядывается, смотрит по сторонам, не находит). Вот чудеса! Опять в берлогу от нас ушел?!

Давайте, ребята, отправимся по зимней лесной дорожке, да до Медведя!

Вставайте все за мной и пойдем вокруг елки:

Двигательные упражнения «В дорогу» на песню («Скачут белки, пляшут зайцы..»)

1. В дорогу, в дорогу Дети маршируют.

Нас музыка зовет,

По снежным дорожкам

Наш детский сад идет.

Под ножками тихо Ходят на носках.

Скрипит, скрипит снежок.

Идем на носочках.

Не отставай, дружок!

2. В лесу много снега, Широко шагают.

Сугробы лежат.

И чтобы не увязнуть,

Сделай шире шаг.

По лесным тропинкам Маршируют.

Ноженьки спешат.

На прогулку вышел

Веселый детский сад.

В зале гаснет свет. Только горят огоньки на елке.

Коза: Вот и попали мы в сказочный зимний лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна. (Автор: Н. Хвостов)

Но что это за большой сугроб?

А ну-ка, повторяйте все за мной!

Коза играет с детьми.

Стихотворение с движениями «Как на горке»

Как на горке Дети поднимают руки.

Снег, снег. Встряхивают кистями рук.

И под горкой          Опускают руки, слегка наклонившись вперед.

Снег, снег. Встряхивают кистями.

Как на елке             Соединяют прямые ладони над головой под острым углом («макушка елки»).

Снег, снег. Встряхивают кистями рук над головой.

И под елкой            Плавно водят руками вправо-влево, опустив их.

Снег, снег.            Встряхивают кистями.

А под снегом спит медведь.             Кладут две ладошки под щеку.

Надо нам ему пропеть:

Мишка, просыпайся!

Мишка, поднимайся!

Ничего не слышит Мишка.

Помогите мне, детишки! (дети повторяют)

Спит, не слышит ничего.

Будем мы будить его.

Игра «Догонялки»

Мы в ладоши громко хлопнем — Хлопают.

Раз, два, три!

И ногами так притопнем — Топают.

Раз, два, три!

Просыпайся, Мишка,         Грозят пальцем.

Мишка-шалунишка,

Из берлоги вылезай

И ребяток догоняй!

Мишка сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.

Медведь: Вы зачем меня подняли,

Мишке выспаться не дали?

Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Миша, наступили святки.

В деревнях идут колядки.

Медведь: Колядки?

Как же я опять проспал?! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю! А знают ли, ребятки, что такое колядки?

Дети: Колядки — это веселые забавы, угощение… и т. д.

Медведь: Угощение — это хорошо! А вот, чтоб заработать угощение, нужно сплясать, да спеть, хороводы поводить, да в игры поиграть! А можно и загадки позагадывать!

Коляда: А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки, ряженые по очереди:

1. По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)

2. Домик деревянный, в домике - водица. (колодец)

3. Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной,

А осеннею порой так рыдает, так рыдает, что почти не высыхает! (дождь)

4. Белая овечка, Золочёные рожки.

Днём ей не пасётся, по ночам не спится! (месяц)

5. Не лёд, не снег, а тает. (свеча)

6. Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, к зиме разделся! (дерево)

7. Деревянный великан по лесам-полям шагал.

Через реченьку шагнул да над реченькой уснул! (мост)

Зимушка: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?

Овсень: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем! Встаем все в хоровод, да идем по кругу.

Игра "Хоровод"

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Овсеня, который "водит". В его руках яркий платочек. Пока Медведь играет и все поют. Овсень ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.

Медведь поёт: (на «Ах, вы сени») «Ты, ходи, хоровод, не назад, а вперёд!

По кружочку я пойду, да судьбу свою найду!

Выбирай, выбирай, да смотри не прогадай!»

Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!»

Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Играют три раза.

Зимушка (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники – это настоящее гуляние, да пение. А ребята – то наши частушки про Коляду приготовили! Послушаем?

Дети исполняют колядные частушки:

3 подг. 1. Мы частушки на колядки

Развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте,

А то обидимся – уйдем!

3 подг. 2. Сеем, веем, развеваем

И достатка вам желаем,

Не скупитесь на блины,

Чтоб красиво пели мы.

3 подг. 3. Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

3 подг. 4. Не скупитесь на колядки,

Подавайте шоколадки,

Тогда будущий год

Вам удачу принесет!

9 подг.5. Коляда, коляда,

Этой ночью к вам пришла,

Только жадничать не надо,

Все вернется вам сполна.

9 подг. 6. Мы с колядками шагали,

Мы замерзли и устали!

Чаю сладкого налейте,

Сахарочку не жалейте!

9 подг. 7. Не жалейте для детей

Пирожков и булочек,

Мы колядки пропоем

Про петушков и курочек!

Курочка: Ой, да молодцы!

А я — Курочка-красавица.

Играть мне очень нравится.

Повторяйте все за мной!

Детская разминка

Дети повторяют движения за Курочкой.

Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, прямо с севера пришла,

Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!

Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,

Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!

Ножками потопали: Топ-топ-топ!

А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!

А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!

Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!..

(Повтор со строки "Мы замёрзнуть не хотим ", в быстром темпе, и так несколько раз)

Курочка: Понравилась вам моя игра?

Дети: Да!

Курочка: Тогда садитесь на места!

Пастух: И у меня игра поспела! Не устали еще? А игра называется:

«Кто быстрее коровушку нарядит?» Только спросим у коровушки: хочешь, чтоб тебя ребята нарядили?

Корова: Муууу! Конечно, хочу!

(Корова стоит перед елкой, двум ребятишкам дают в руки венок, они по сигналу бегут вокруг елки в разные стороны. Кто быстрее вернется к Корове и оденет венок ей на голову, тот победил!)

«Наряди коровушку» - 3 раза

Коляда: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коляда, покажем,

Как лихо с тобой пляшем.

«Барыня»

Медведь и Коляда танцуют. Дети хлопают.

Остальные ряженые присоединяются.

Зимушка: Вот каким веселым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.

Все герои праздника под песню «Пряники русские»

угощают детей козулями (печенье в форме животного).

Фотографируются на память.

Ряженые: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!

Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

До свидания!





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги. Тем…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумагиТема: «Туристы»   Возрастная группа детей: средняя группа (4-5 лет). Цель: Расширение представлений...

Конспект занятия по лепке «Заяц-хваста»

Конспект занятия по лепке «Заяц-хваста»   Цель. Развивать образное восприятие и представление. Развивать умение создавать изображение по знакомой сказке. Учить изображать дикое животное, передавая его...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе. «Х…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе«Хлеб на стол, так и стол престол»   Цель: Создать условия для возникновения у ребенка уважительного...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Проектная деятельность в средней группе…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. воспитатель. Ст. Отрадная 1 часть Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и...

Родительское собрание «Роль семьи в восп…

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника» Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье...

Значение патриотического воспитания дошк…

… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро. сколько возможно больше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной…

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки порядкового...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство