Карнавал «В стране шахматных чудес»

Участники праздника в шахматных костюмах под музыку входят в музыкальный зал. Впереди каждой команды шествует ребенок (король) с шахматным знаменем, на котором изображена эмблема команды и написано ее название.

эмблема команды  

Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы рады приветствовать Вас на шахматном карнавале.

Ребята, Вы познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур. Крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что Вы пронесете эту любовь и привязанность через всю жизнь.

 Ведущий представляет членов жюри:

 И только мудрость шахмат даст ответ

Твоей душе на множество вопросов,

Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

А есть боец, художник и философ!

Ведущий представляет команды:

Слово команде «непобедимые»:

В шахматной учусь я школе,

Строгий тренер мной доволен.

Проиграть я не боюсь,

Все умнее становлюсь.

Я пока и не гроссмейстер, и не чемпион страны,

Но играю каждый день,

Заниматься мне не лень!

Ведущий

А теперь познакомимся с командой «Мудрецы»

В шахматной учусь я школе,

Тренирую память, волю.

В дождь, и в ветер, и в мороз

Выхожу я бегать кросс.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренировался,

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Все участники карнавала под музыку перестраиваются в 4 звена (белые фигуры, черные фигуры, белые пешки, черные пешки)

«Веселый марш» - музыкальная композиция.

Жюри оценивает выступление 2 команд.

Ведущий:

Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле-доске.

(Под музыку вносится большая шахматная доска 1600см Х 1600см)

Ребята 1

Вся в квадратах – белых, черных-

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют –

Гениальная игра!

Ты дружок мой без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что… змея, драконы

Вас не ждут здесь??? Не беда

Здесь, зато лихие кони

И пехота хоть куда!

Тут ферзи могучи и слоны отважны

Мчатся поперек и вдоль

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут король

Здесь герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски

Воевать и побеждать!

Ребята 2

Я – волшебная доска,

Но без фигур и мне тоска.

Зовите пешек, всех, всех-

В сражениях их ждет успех!

Выходят белые пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают задорную песенку:

Мы шахматные пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход

Припев:

 

За нами «офицеры»,

За нами короли,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки!

 

Наискосок упрямо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придем,

Фигуру новую берем.

Припев:

(Белые пешки уходят.)

Ведущий: А какой же песней нас порадуют черные пехотинцы?

1. Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Что с квадрата на квадрат

Отправится вперед

Припев:

На войну не на парад

Пешка держит путь,

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

 

2. Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

Припев:

А потом вперед, вперед,

За шажком шажок.

Ну а как же пешка бьет?

Бьет наискосок!

 

1. Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Что с квадрата на квадрат

Отправится вперед

Припев:

 

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратиться там она

В генерала, не в бойца.

Ребята (пешка):

А пешку малою фигурой звать нельзя:

Она лишь в час своей кончины,

Когда удастся ей достичь вершины,

Получит звание «фигуры», хоть ферзя.

Ведущий:

А теперь, дорогие ребята, Вам предстоит отгадать загадку – шутку. За правильный ответ получаете 3 очка, за неправильный 0. Первой отгадывает команда «непобедимые».

«Нарисуйте» четырнадцатью пешками (черными и белыми) на доске букву «П», выстроив их так, чтобы ни одна пешка соперника не могла уничтожить другую, хотя они и находятся рядом друг с другом.

шахматы

Ответ:

Белые пешки расположатся так: c2, с4, с6, d7, e7, f6, f4, f2

Черные пешки расположатся так: c3, с5, с7, f7, f5, f3

Задача-шутка для команды «мудрецы»:

«Нарисуйте» 16 пешками (белыми и черными) на доске букву «П», выстроив их так, чтобы черные стояли на белом поле, а белые на черном.

Слово предоставляется ЖЮРИ

Ведущий:

О своем характере расскажет прямолинейная бесхитростная фигура «Ладья».

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у ладьи,

В бой ее скорей веди!

Ведущий:

Предлагаем загадки для наших гостей, которые болеют за команду «непобедимые»:

1. Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут не скажу.

(ладья)

Загадка для гостей из команды «мудрецы»:

1. Я силой и мощью своей

Лишь по прямым полям

И линиям прокладываю путь

И горе тем, кто на пути моем

Пытается вздремнуть!

(ладья)

Ведущий: А теперь представится Слон:

Ребята:

Если слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле черном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой Слон такой,

До конца игры слоны

Цвету одному верны.

Загадка для детей из команды «Непобедимые»

1. Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит

(слон)

Загадка для детей из команды «Мудрецы»

1. Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой,

Но лишь начнется бой,

У каждого путь свой.

(слоны)

Ведущий: А сейчас познакомимся с могучей фигурой Ферзь.

1 ребята:

Черный ферзь – свой любит цвет,

Для белого нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей,

Ферзь в шахматах, можно сказать, Чемпион.

И шаг у ферзя широк.

2 ребята:

Ферзь может ходить и как ладья, и как слон –

И прямо и наискосок

Направо, налево, вперед и назад…

А бьет он вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

Доски черно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали-

Ты больше вниманья ферзю удели.

Ведущий: Конь очень спешит рассказать о себе.

Ребята:

Прыгнет конь. Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прядки,

И скакнет из-за спины.

Ведущий: задание для команды «Непобедимые»

1. Между какими фигурами на доске стоит конь?

Ответ: Конь стоит между ладьей и слоном на полях b1, g1, b8, g8.

Ведущий: задание для команды «Мудрецы»

1. Чем отличается конь от всех остальных фигур?

Ответ: а) конь ходит по-особенному, его ходы напоминают букву «Г»

б) конь перескакивает как через свои фигуры и пешки, так и через чужие.

Ведущий: Представляется (Король)

1 ребята:

Король любит гладкий расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть

Король могуч, но шаг его короткий.

Всего на клеточку он может отойти.

В конце игры он может в бой ввязаться,

А поначалу боязливо прячется в кусты.

2 ребята:

Зато на чеку королевская рать-

Должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб

Фигуры игру продолжить не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Слово предоставляется жюри:

Ведущий:

А сейчас, устав изрядно,

Оба войска захотят поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и беге будут состязаться.

Команды «Непобедимые» (белые) и «Мудрецы» (черные) готовятся к проведению «шахматной эстафеты»: дети строятся в 2 шеренги.

Ребята:

Белый отряд, черный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в обряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде – ты сам погляди-

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине?

Вместе:

Ферзь с королем-

Самые главные в войске своем.

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки – малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Условия проведения шахматной эстафеты: у каждого ребенка по 1 шахматной фигуре, которую он изображает своим костюмом.

По сигналу ведущего дети поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои места и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своего товарища.

Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки и совершившая меньше ошибок при осаливании.

Ведущий:

Вот наши участники и поразмяли перед решающим и ответственным поединком.

За столом располагаются игроки, занявшие 1-2-3 место, в шахматном турнире, принимают участие и родители.

Ребята:

Но прежде чем грянет бой, я напомню вам, что же такое шахматная партия:

Партия – запомнить ты готов? –

Из отдельных состоит ходов.

Что такое ход? Сейчас узнаем.

Вот фигурку мы передвигаем

С одного квадрата на другой –

Совершаем ход очередной.

А потом противника фигура

Выносится на поле, будто бы скульптура,

Не дает твоей фигуре встать

Как тут быть? С доски фигуру снять,

На освободившейся квадратик

Встанет твоей армии солдатик.

Не стесняйся делай ход такой,

Ведь игра напоминает бой.

Тот, кто белым войском управляет,

Первым ходом битву начинает

А подряд два хода можно? Нет!

Нужно ждать противника ответ.

Так за ходом ход идет сраженье,

Наступленье и отступленье.

Игроки же видят цель одну:

Шахматную выиграть войну!

Дети и родители играют в шахматы.

С остальными детьми ведущий проводит игру «расставь фигуру правильно!»

Ведущий называет расположение фигуры ил и пешки, а дети раскладывают их по гигантской шахматной доске.

а) Белые – «Непобедимые»

Сf1;     Kg3      d4

Лd5;   KpE4

б) Черные – «Мудрецы»

Сс4;     Kc3       Ла1     f5

Kpc8;   KpE8

- ведущий дает оценку состоявшегося поединка;

- жюри оценивает команды;

- главный судья оглашает общие результаты

- награждение победителей.

Ведущий:

Вот и подошел к концу наш шахматный праздник – карнавал.

Поучительная восточная мудрость:

«Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это, - они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это, - они мудрецы – следуйте им!».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей…

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для...

Читайте также

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...