«Путешествие в страну Правильной Речи»

(Логопедический праздник для детей старшего дошкольного возраста)

 

Цель: Профилактика отклонений в произношении у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развитие голоса: формирование звонкого, сильного голоса; плавности и слитности произношения;
  • Закрепление правильных движений язычка с помощью артикуляционной гимнастики;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение и закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;
  • Закрепление навыка звукового анализа односложных слов типа «мак», «дом», «шар», «нос», «кот», «кит», «дым», «зуб», «дым», «дуб», «рот», «лоб», «сок», «сыр», «суп», «ком», «ток», «рог», «бык», и т.д. по количеству детей;
  • Выделение заданного звука из состава слова;
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической);
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ;
  • Развитие чувства ритма, речевого дыхания.

Оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация;

медальки с изображением звуковичков гласных и согласных звуков (из пособия по обучению чтению О.Г. Молчановой), ободки на голову с гласными: «А», «У», «И», «Э», «О», « Ы»(фон красный); с согласными: «П», «К», «Г»,«Д», «Т», «Р»; макет домика- «Теремок»;

крылышки и колокольчик для Звуковичка (по О.Г. Молчановой).

Музыкальное сопровождение: Песенка волшебника Грамотея «Если кто-то любопытен, хочет все на свете знать…»; диск «Гав и мяу» Екатерины и Сергея Железновых: песенка «Паровозик»; песенка «Туту-ляк» на слова и муз. С.Г.Насауленко.

 

Ход занятия

Под музыку, дети входят в зал (песенка волшебника Грамотея).

Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной Речи. Она находится «за чистым полем, за шумным морем, за дремучим – дремучим лесом». Чтобы попасть в эту страну, нужно преодолеть препятствия. И для начала давайте отгадаем загадки:

1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)  отгадка появляется на экране

2. Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке

Его следы - твои труды.

(Карандаш.)    отгадка появляется на экране

3. Сели на странички

33 сестрички,

Сели рядом не молчат,

Нам загадки говорят.

(Буквы.)    отгадка появляется на экране

4. Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш.

(Ластик или стирательная резинка.)    отгадка появляется на экране

- Молодцы, все загадки отгадали. А давайте с собой возьмем Звуковичка, он много знает и умеет. Поэтому может нам пригодиться в нашем нелегком путешествии.

Все месте зовут Звуковичка.

Под песню «АБВГД-КА» выбегает Звуковичок (логопед).

Звуковичок:

- Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной Речи. Я с удовольствием поеду с вами и помогу вам. А на чём мы поедем? Могут задаваться вопросы провокации: «Мы поедем на велосипеде? Мы поедем на машине?» (Ответы детей.)

- А давайте поедем на паровозе! На экране картинка паровозика.

- И сейчас объявляется, что поезд отправляется…

Дети встают за Звуковичком и под музыку «Паровозик» Е.Железновой изображая паровозик идут «змейкой», поют и выполняют по словам движения.

Муз.руководитель:

- Пред нами остановка «Артикуляционная гимнастика» (картинка на экране). Примечание: такие упражнения детям знакомы по занятиям с логопедом.

Звуковичок (при выполнении на каждое упражнение выводится картинка на экране-волшебные двери, ковёр-самолет, летучий корабль и т.д.):

- Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери (приоткрыть рот, губки «окошечком»).

Вы туда без труда попадёте на волшебном ковре – самолёте (широкий язык пропускается сквозь зубки, упр. «Расческа»).

На летучем большом корабле (поднять боковые края и кончик языка - «чашечка»).

Или с Бабой – Ягой на метле (кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево, как упр. «Часики»).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычолежит на нижней губе, упр. «Лопаточка»).

И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком).

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх – вниз, к верхней и нижней губе, упр. «Качели»).

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам).

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок).

Ой, мы кажется в сказке уже…

Посмотрите, какой Замок красивый (на экране). Это замок Грамотеев. В этом замке живёт волшебница Грамота. А вот и она. (На экране картинка.)

Грамота (Голос за кадром): Здравствуйте ребята! Куда вы путь держите? (Ответы детей.) Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить задания.

Задания проводит Звуковичок.

Задание №1: «Волшебный мешочек». Звуковичок вытаскивает игрушку: « На какой звук начинается название этой игрушки?»  (Ответы детей.)

Задание №2: «Хлопни в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….». (Звуковичок произносит слова: санки, каша, собака, ракета, зонт, автобус, и т.д.)

 Задание №3: «Топни ногой, если услышите звук в слогах «Л» в слогах…..» (Звуковичок произносит слоги: Ла-На-аП-оМ-оЛ-Рэ-Лэ-Ву-Бу-уЛу и т.д.)

Задание №4:«Поднимите руку, если услышите звук «Ш» в словах…..». (Звуковичок произносит слова: каШа, Шар, малыШ, буСы, ноС, миСка, мыШка, крыСа, Зубы, крыШа, Жук и т.д.)

Грамота (голос за кадром):Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Муз. руководитель: Снова объявляется, что поезд отправляется.

Звучит «Паровозик» Е.Железновой дети вместе со Звуковичком «шагают паровозиком» по залу, поют с движением.

- Пред нами остановка «Загадкино» (на экране картинка).

Звуковичок: Нет конца у строчки, кто придумает конец, тот и будет молодец.

Звуковичок читает стихи-загадки, а дети хором отвечают а правильный ответ появляется на слайде.

“Загадки – шутки”

  1. Папе гвоздь забить помог, деревянный… (молоток).
  2. Помурлыкать у окошка очень любит наша… (кошка).
  3. Для тепла себе на лапки заказала кошка ... (тапки).
  4. Мы набрали две корзины сладкой, спеленькой… (малины).
  5. Мы варенья как-то раз наварили целый …. (таз).
  6. Возле школы все ребята убирают снег ... (лопатой).
  7. Утром громко, во весь дух кукарекает ... (петух).
  8. Кто пищит там в норке громко? Это мышь зовет ... (мышонка).
  9. Обезьяна утром рано в зоопарке ест… (бананы).
  10. Новости и те, и эти ты узнаешь из … (газеты).
  11. Силачи повсюду в мире легко поднимают… (гири).
  12. Как у нашей у бабуси во дворе гогочут… (гуси).

- Молодцы, ребята, все отгадали.

Муз. руководитель: И снова объявляется, что поезд отправляется.

Звучит «Паровозик» Е.Железновой дети вместе со Звуковичком «шагают паровозиком» по залу, поют с движением.

- Пред нами остановка «Читайкино» (на экране картинка).

Звуковичок: Звуки гласные мы знаем. Без труда их различаем: А, У, О, Ы, Э, И.

Выходят дети с эмблемами гласных звуков.

- А скажите, какие это звуки гласные или согласные? (Ответы детей.)

- А почему вы так думаете? (Ответы детей.)

- Правильно, потому что, их можно петь. Вот сейчас каждый звук споет нам по себя.

1 ребенок: «А:»! По шире рот открой! Не ленись и громче пой!

Все дети поют звук «А».

2 ребенок: «У»! Надул капризно губки, их он вытянул как трубки.

Вот какой он привереда - будет дуться до обеда.

Все дети поют звук «У».

3 ребенок: «И»! Улыба, весельчак, он смеётся звонко так!

На весёлом язычке скачет, звук как на седле!

Все дети поют звук «И».

4 ребенок: Вот в задумчивом сомненье «Э» высказывает мненье:

«Э», «не знаю ,что сказать», «может лучше помолчать!»

Все дети поют звук «Э».

5 ребенок: Округлив большие губы, «О» прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул: «О» - вздохнул.

Все дети поют звук «О».

6 ребенок: «Ы» хоть гласный, но тихоня, всё зевает он спросонья:

«Ы» - поспать ещё часок? Или, может выпить сок?

Все дети поют звук «Ы».

Игра с мячом

Звуковичок проводит игру с мячом. Дети стоят в кругу, Звуковичок в середине круга поочередно бросает мяч детям, чтобы они определили гласный звук в середине слов: кОт, мАк, дОм, кИт, лУк, дЫм, пОл, сОк, сУп, бЫк, рОг, зУб, лОб, нОс, рОт, сЫр, шАр и т.д. (По количеству детей.)

На экране появляется Зубастый Звукоед (картинка дракона с озвучкой).

Звукоед (голос за кадром): Я великий Звукоед, если только захочу, все слова я проглочу! Всех ошибок я начальник.

Звуковичок: Злой зубастый Звукоед всем словам наносит вред! Он звук С в словах съедает и значенья слов меняет.

Был «смех» - стал… отвечают дети

Был «спорт» - ….

Была «стройка» - …

Был «спутник» - …

Был « снаряд» - …

Был «скот»- …

Звукоед (голос за кадром): Ух, какие вы здесь все умненькие, да разумненькие. Если бы я только знал, то сюда бы не пришёл. Пойду–ка я по добру, по здорову, поищу других детишек.

Муз. руководитель: Снова объявляется, что поезд отправляется.

Звучит «Паровозик» Е.Железновой дети вместе со Звуковичком «шагают паровозиком» по залу, поют с движением.

- Пред нами остановка «Частушкино» (на экране картинка).

Выходят дети и поют частушки.

Первый ребенок:   Буквы пишем и читаем их запомнить нужно все.

Живут они, ребята, на страничках в букваре.

Второй ребенок:   Они бывают разные: гласные, согласные,

Звонкие, глухие, вот они какие.

Третий ребенок:   Звуки гласные мы любим, и всё больше с каждым днём.

Мы не просто их читаем - эти буквы мы поём!

 Муз.руководитель: И снова объявляется, что поезд отправляется.

Звучит «Паровозик» Е.Железновой дети вместе со Звуковичком «шагают паровозиком» по залу, поют с движением.

- Пред нами остановка «Теремок букв».

Инсценировка сказки «Теремок букв».

Вместе со Звуковичком дети поют с движением (можно сидя): «Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок, не высок».

Звуковичок поёт:

- Буква А к теремочку спешит, у дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква А) поёт:

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Звуковичок:

- Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Поют все дети: «Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок, не высок».

Звуковичок:

- Буква У к теремочку спешит, у дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква У) поёт:

- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Буква А: «Это я, буква А. А ты кто?»

Буква У: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Звуковичок: «И стали они жить вместе.»

Поют все дети: «Стоит в поле теремок – теремок, он не низок, не высок, не высок».

Последовательно к теремку прибегают остальные гласные буквы: О, Ы, Э, И.

Звуковичок: «Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали».

Выходят дети-согласные буквы П, К, Г, Д, Т, Р.

Ребёнок «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные петь!»

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?

Звуковичок: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

Дети встают парами. Получившиеся слоги все дети читают, а затем пропевают.

Звуковичок:

- Вот ребята, мы с вами и преодолели все препятствия и давайте споем шуточную песню «Тут-ту-ляк». Все дети поют песенку «Туту-ляк» на слова и музыку С.Г.Насауленко.

Звуковичок: Ребята, какие звуки мы повстречали в Стране правильной речи? (Ответы детей.) Правильно, мы повстречали гласные – их можно петь и … (Ответ детей: согласные.).

Вам пора домой, а я остаюсь в этой стране. И на память дарю своих друзей звуковичков (медальки). Они будут вам помогать читать.

Муз. руководитель: А сейчас мы с вами возвращаемся домой. Звучит «Паровозик» Е.Железновой, дети вместе с музыкальным руководителем выходят из зала.

 

Литература:

Герасимова А.С. и др. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. - СПб.: «Издательский дом «Нева»»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период...

Экологический проект: «Красная Книга России»

Экологический проект: «Красная Книга России» Информационная карта проекта Тема: «Животные и растения Красной книги России». Авторы и руководители проекта: Лаврова Е.М., (воспитатель МДОУ...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Читайте также

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя

Значение культуры речи. Требования к ней. Роль речи воспитателя Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной…

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»