Викторина «Карусель сказок»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

 

Введение

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге. В соответствии с ФГОС образовательная область «Чтение художественной литературы» предполагает формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.

В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.

Викторина «Карусель сказок»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Воспитывать любовь, интерес к чтению художественной литературы, приобщение детей и родителей к участию в литературных конкурсах и викторинах.

Задачи:

Образовательные 

- способствовать обогащению лексического словаря детей;

- учить различать волшебные сказки, знать их главных героев, уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки народные и авторские.

Развивающие 

- развивать сообразительность, находчивость;

- развивать внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции;

- продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.

Воспитательные 

- воспитывать у детей любовь к художественной литературе, книге; 

- воспитывать интерес к сказкам, воспитание нравственных качеств;

- учить быть слаженной командой, соблюдать правила викторины, быть терпимыми друг к другу.

Предварительная работа.

  • Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных и авторских сказок с беседами по содержанию.
  • Оформление тематической выставки книг.
  • Дидактические игры «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Теремок».
  • Отгадывание загадок по сказочным сюжетам. 
  • Инсценировки и сюжетно-ролевые игры по сказкам.
  • Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.
  • Разучивание пословиц и поговорок.

Работа с родителями: изготовление атрибутов и костюмов к мероприятию; приобретение дидактических игр по сказкам, консультации «Какие сказки лучше читать детям», «Почитай, мне сказку, мама...»; выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка»; конкурс на тему «Сочиняем сказку вместе с мамой». 

Средства: название мероприятия; шары; картинки с фрагментами сказок; музыкальное сопровождение (магнитофон); проектор; выставка книг на плакате в виде карусели; волшебный кузовок с пословицами и поговорками; волшебный сундучок (азбука, туфелька, монетка, зеркало, яйцо, яблоко).

Способы: мотивация, объяснение, беседа, физкультурная минутка, художественное – слово, фольклор, вопрос-ответ, рефлексия.

Методы: игровой, словесно-логический, частично – поисковый, проблемный, ИКТ, наглядный.

Форма организации: групповая.

Место в режиме дня: вторая половина.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Участники: ведущий - воспитатель, Кот в сапогах, дети, родители.

Подготовительный этап: заранее формируются две команды детей: «Сказочники» и «Волшебники»; изготовление эмблем.

Место проведения: музыкальный зал.

Организационный момент:

Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в музыкальный зал, и садятся на стульчики. Вместе с детьми на проекторе в зал «входят» сказочные герои.

Мотивация

Дети рассматривают выставку книг (стенд в виде карусели) и иллюстраций к сказкам. В зал входит Кот в сапогах.

- Здравствуйте ребята. Я слышал, что у вас в детском саду проходит викторина и решил зайти, я принес волшебный кузовок с пословицами и поговорками, пусть они украсят ваш праздничный зал (читает их вслух и прикрепляет на стенд).

Ход викторины:

Воспитатель. Спасибо. Ребята, а вы узнали нашего гостя? Оставайся кот с нами и посмотри, как дети знают и любят сказки. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги на нашей сказочной карусели. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Карусель сказок». Для проведения викторины нам необходимо жюри, которые будут внимательно наблюдать за ходом нашей игры. Представление жюри. А еще во время игры мы должны соблюдать правила.

Правила викторины:

• вопросы надо слушать внимательно;

• ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;

• за правильный ответ будет начисляться 1 балл, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде; 

• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше баллов.

 

Воспитатель: Ну что, тогда мы начинаем. Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. Ведра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке,

Спал он целую неделю,

И зовут его. (Емеля.)

2. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)

3. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок.)

4. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка.)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино.)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка.)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка.)

8. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят.)

Воспитатель: А мы продолжаем и следующий наш конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда - соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак.)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку.)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон.)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище.)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора.)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку.)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной.)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа.)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке.)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин.)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки.)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах.)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка.)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года.)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена.)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины.)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда.)

Кот в сапогах: Можно я задам вопросы другой команде?

Воспитатель: Хорошо, задавай вопросы, только поинтересней.

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке.)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя.)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна.)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро.)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса.)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар.)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш.)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная.)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина.)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик.)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов.)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка.)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей.)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя.)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы.)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок.)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио.)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна.)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы.)

Воспитатель: Ребята, вы не устали. Предлагаю немного размяться и провести музыкальную физкультурную минутку. На экране появляется Красная Шапочка, звучит песня. Дети танцуют вместе с сказочной героиней, повторяя за не движения.

Кот в сапогах: Ребята, а вам еще одинподарок принес. Это волшебный сундучок, а что там внутри вы сейчас узнаете. Сундучок, сундучок, разукрашенный бочок, свою крышку открывай, нас скорее удивляй! 

Воспитатель: Следующий конкурс «Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».

Туфелька – «Золушка».

Монетка – «Муха-цокотуха».

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Яйцо – «Курочка Ряба».

Яблоко – «Гуси-лебеди».

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Воспитатель: А у нас есть конкурс и для родителей. Предлагаем вам вспомнить и инсценировать сказку – стихотворение «Людоед и принцесса или Все наоборот», автор Сапгир Генрих. Нужно поделиться на две команды: одна команда начинает рассказ со слов «погода была ужасная», а другая – наоборот (можно повторить еще раз поменяв задание).

Кот: Что-то я запутался в названиях сказок. Помогите нам, ребята, распутать названия сказок. Конкурс «Путаница».

Слушайте внимательно.

«Суп из топора», 

«По-заячьему велению», 

«Зелёная шапочка», 

«Кот в туфлях», 

«Два поросёнка», 

«Лиса и цапля», 

«Волк и пятеро щенят», 

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Мальчик с ладошку;

«Сивка-Мурка».

Воспитатель: Молодцы, хорошо постарались, все дружно отвечали. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Детям вручаются памятные подарки и дипломы за участие.

Рефлексия 

Синквейн.

Воспитатель: - Ребята и родители, вам понравилась наша «Карусель сказок»? Давайте подведем итоги нашей викторины.

Сыграем в заключительную игру с интересным названием игры «Синквейн»

(Объяснить правила для детей и родителей.)

1 строка – сказка.

2 строка – какая? (мудрая, таинственная)

3 строка – что делает? (учит, колдует, запутывает)

4 строка – предложение (в ней добро побеждает зло)

5 строка – тезис (волшебство)

Молодцы, и ребята, и родители, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

Сказки дарят нам чудеса,

Без сказки людям жить нельзя.

Пора со сказкой прощаться нам.

До встречи скажем мы всем друзьям!!!

До новых встреч!

 

Список литературы:

  1. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
  2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».
  3. Гербова В. В. Занятия по развитю речи в старшей группе детского сада, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ – М., 2008.
  4. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
  5. Кузнецова Н. Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. -2010. - N 8. - С. 56-64.
  6. Евтюкова Т. Умные задания. – Сибирское университетское издательство, 2008.
  7. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.- М.: Издательство Мозаика Синтез, 2008.
  8. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  9. Интернет ресурсы http://detskijsad7.ru/god-literatury-2015/poslovitcy-i-pogovorki-o-knige
  10. Интернет ресурсы http://nachalka50.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_v_gostjakh_u_skazki_quot/10-1-0-44
  11. Интернет ресурсы http://lel.khv.ru/poems/resultik.phtml?back=/poems/poems.phtml&ctg=22&id=101
  12. Интернет ресурсы http://furnished-house.ru/kakie-skazki-chitat-detyam/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...

Читайте также

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...