Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

 

Наблюдая за детьми во время занятий и в повседневной жизни, я поняла, что даже старшие дошкольники путают последовательность времен года, их характерные признаки, плохо устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, я решила сделать вместе с детьми модель, которая поможет им закрепить эти знания.

На территории детского сада растет яблоня, за которой мы наблюдаем круглый год. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. Именно модель дерева(яблони) мы и решили изготовить.

Эта модель интересна тем, (задачи) что по ней можно не только проследить смену времен года, но и закрепить строение дерева, установить причинно-следственные связи изменений происходящих с деревом в каждое время года, закрепить условия , необходимые для жизни дерева, установить пользу, которую приносит дерево для природы и человека, установить взаимосвязь яблони с другими живыми представителями природы, определить способы ухода за деревом ,закрепить природосберегающие правила поведения в природе.

При работе с моделью можно познакомить детей с функциями органов дерева: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (во время наблюдения за реальным деревом, с детьми можно рассмотреть, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Различное состояние деревьев в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Во время работы с моделью, можно использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений:

- Почему яблоня цветет весной?

- Почему опадают яблоки?

- Для чего к яблоне прилетают пчелы?

- Почему облетают листья?

И т.д.

Содержание вопросов зависит от возраста детей и приобретенных знаний.

В процессе моделирования принимала участия вся группа. Дети по очереди формировали корни, ветви большие и маленькие, а это не так легко. Когда были изготовлены 4 дерева, мы стали вспоминать какие изменения происходили с яблоней в каждое время года.

Мною были подобраны видео сюжеты, иллюстрации, художественное слово о яблоне в разное время года. Мы решили отобразить в модели самые основные изменения, происходящие с деревом. Цветение, появление плодов, увядание листьев, зимний покой.

Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот и я, как мне кажется, ошиблась. Все-таки яблоки собирают осенью, а не летом. Я думаю, следует изготовить «промежуточные» модели «Дерево с почками», «Дерево с маленькими яблочками». Наблюдая за яблоней, весной можно показать детям , что у листочка и цветка разные почки.

Эту модель можно использовать в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.

 

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

 

Младшая группа

Использование модели при описании нового объекта – яблони после наблюдения).

Д\И «Кто за деревом?» - учить называть домашних животных.

Средняя группа

Д\И «Назови части дерева» - учить называть части дерева.

Д\И «Что сначала, что потом» - учить последовательность времен года.

Старшая группа

Д\И «Что сначала , что потом» - закреплять последовательность времен года , развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь.

Д\И «Где сидит ворона»

Задачи: закрепить строение дерева, активизация словаря, ориентировка в пространстве.

Есть у дерева и ствол,

Ветки, листья, крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п. Дети составляют предложения с предлогами. Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…).

Д\И «Что лишнее» - развивать логическое мышление (напр. положить листок с другого дерева или овощ )

Д\И «Что изменилось?» - учить сравнивать дерево в разное время года.

Д\И «Расскажи, что нужно дереву для жизни» - закрепить условия , необходимые для жизни дерева.

Д\И «Кого мы можем увидеть под лесной яблоней зимой, весной…И почему?» (использовать карточки с дикими животными).

Д\И «Наша яблоня умеет» - развивать речь и наблюдательность.

Предложить ответить на вопрос, – что может дерево (подбирая глаголы: шелестеть, расти, качаться и т д.)

Д\И «Какое наше дерево?» (подбирать прилагательные – тонкое, цветущее, высокое, грустное).

Подготовительная группа

Д\И «Сравни» - закреплять умение сравнивать дерево в разное время года.

ТРИЗ «Что было бы, если бы на яблоне росли булки?» - развитие творческого мышления. (Как эти изменения скажутся на обитателях природы.)

Д\И «Расскажи, что (кого) можем увидеть под яблоней в земле».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»

Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами Внедрение ФГОС ДО повышает требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...

Читайте также

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...