Сайт для воспитателей детских садов



Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

 

Наблюдая за детьми во время занятий и в повседневной жизни, я поняла, что даже старшие дошкольники путают последовательность времен года, их характерные признаки, плохо устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, я решила сделать вместе с детьми модель, которая поможет им закрепить эти знания.

На территории детского сада растет яблоня, за которой мы наблюдаем круглый год. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. Именно модель дерева(яблони) мы и решили изготовить.

Эта модель интересна тем, (задачи) что по ней можно не только проследить смену времен года, но и закрепить строение дерева, установить причинно-следственные связи изменений происходящих с деревом в каждое время года, закрепить условия , необходимые для жизни дерева, установить пользу, которую приносит дерево для природы и человека, установить взаимосвязь яблони с другими живыми представителями природы, определить способы ухода за деревом ,закрепить природосберегающие правила поведения в природе.

При работе с моделью можно познакомить детей с функциями органов дерева: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (во время наблюдения за реальным деревом, с детьми можно рассмотреть, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Различное состояние деревьев в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Во время работы с моделью, можно использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений:

- Почему яблоня цветет весной?

- Почему опадают яблоки?

- Для чего к яблоне прилетают пчелы?

- Почему облетают листья?

И т.д.

Содержание вопросов зависит от возраста детей и приобретенных знаний.

В процессе моделирования принимала участия вся группа. Дети по очереди формировали корни, ветви большие и маленькие, а это не так легко. Когда были изготовлены 4 дерева, мы стали вспоминать какие изменения происходили с яблоней в каждое время года.

Мною были подобраны видео сюжеты, иллюстрации, художественное слово о яблоне в разное время года. Мы решили отобразить в модели самые основные изменения, происходящие с деревом. Цветение, появление плодов, увядание листьев, зимний покой.

Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот и я, как мне кажется, ошиблась. Все-таки яблоки собирают осенью, а не летом. Я думаю, следует изготовить «промежуточные» модели «Дерево с почками», «Дерево с маленькими яблочками». Наблюдая за яблоней, весной можно показать детям , что у листочка и цветка разные почки.

Эту модель можно использовать в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.

 

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»

 

Младшая группа

Использование модели при описании нового объекта – яблони после наблюдения).

Д\И «Кто за деревом?» - учить называть домашних животных.

Средняя группа

Д\И «Назови части дерева» - учить называть части дерева.

Д\И «Что сначала, что потом» - учить последовательность времен года.

Старшая группа

Д\И «Что сначала , что потом» - закреплять последовательность времен года , развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь.

Д\И «Где сидит ворона»

Задачи: закрепить строение дерева, активизация словаря, ориентировка в пространстве.

Есть у дерева и ствол,

Ветки, листья, крона.

В кроне спрятано гнездо.

Там сидит ворона.

Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п. Дети составляют предложения с предлогами. Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…).

Д\И «Что лишнее» - развивать логическое мышление (напр. положить листок с другого дерева или овощ )

Д\И «Что изменилось?» - учить сравнивать дерево в разное время года.

Д\И «Расскажи, что нужно дереву для жизни» - закрепить условия , необходимые для жизни дерева.

Д\И «Кого мы можем увидеть под лесной яблоней зимой, весной…И почему?» (использовать карточки с дикими животными).

Д\И «Наша яблоня умеет» - развивать речь и наблюдательность.

Предложить ответить на вопрос, – что может дерево (подбирая глаголы: шелестеть, расти, качаться и т д.)

Д\И «Какое наше дерево?» (подбирать прилагательные – тонкое, цветущее, высокое, грустное).

Подготовительная группа

Д\И «Сравни» - закреплять умение сравнивать дерево в разное время года.

ТРИЗ «Что было бы, если бы на яблоне росли булки?» - развитие творческого мышления. (Как эти изменения скажутся на обитателях природы.)

Д\И «Расскажи, что (кого) можем увидеть под яблоней в земле».





Новые публикации

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготов…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей:...

Читайте также

Досуг «День цветов»

Досуг «День цветов» Цель: закрепить представление о многообразии мира цветов; учить самостоятельно применять ранее полученные знания о природе; продолжать формировать навыки...

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию с различными…

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию с различными материалами с применением ИКТ «В стране волшебства» (Возраст 6-7 лет)   Цель: - развитие интереса к исследовательской и познавательной...

Лэпбук «Времена года»

Лэпбук «Времена года» (Авторское дидактическое пособие)   Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» - комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Модель НОД «Весенние лужицы» образовател…

Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная область «Физическое развитие»   Цель:      -Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.   Задачи: -Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу, - Учить детей...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше...

Конспект ООД в старшей группе «Как верну…

Конспект ООД в старшей группе  на тему «Как вернуть хорошее настроение». Цель: Создание условий для творческой деятельности посредством аппликации по мотивам сказки. Задачи образовательных  областей интеграции: Социально-коммуникативное развитие -Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Закреплять...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство