Многофункциональное дидактическое пособие «Яблоня»
Наблюдая за детьми во время занятий и в повседневной жизни, я поняла, что даже старшие дошкольники путают последовательность времен года, их характерные признаки, плохо устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, я решила сделать вместе с детьми модель, которая поможет им закрепить эти знания.
На территории детского сада растет яблоня, за которой мы наблюдаем круглый год. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. Именно модель дерева(яблони) мы и решили изготовить.
Эта модель интересна тем, (задачи) что по ней можно не только проследить смену времен года, но и закрепить строение дерева, установить причинно-следственные связи изменений происходящих с деревом в каждое время года, закрепить условия , необходимые для жизни дерева, установить пользу, которую приносит дерево для природы и человека, установить взаимосвязь яблони с другими живыми представителями природы, определить способы ухода за деревом ,закрепить природосберегающие правила поведения в природе.
При работе с моделью можно познакомить детей с функциями органов дерева: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (во время наблюдения за реальным деревом, с детьми можно рассмотреть, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Различное состояние деревьев в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Во время работы с моделью, можно использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений:
- Почему яблоня цветет весной?
- Почему опадают яблоки?
- Для чего к яблоне прилетают пчелы?
- Почему облетают листья?
И т.д.
Содержание вопросов зависит от возраста детей и приобретенных знаний.
В процессе моделирования принимала участия вся группа. Дети по очереди формировали корни, ветви большие и маленькие, а это не так легко. Когда были изготовлены 4 дерева, мы стали вспоминать какие изменения происходили с яблоней в каждое время года.
Мною были подобраны видео сюжеты, иллюстрации, художественное слово о яблоне в разное время года. Мы решили отобразить в модели самые основные изменения, происходящие с деревом. Цветение, появление плодов, увядание листьев, зимний покой.
Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот и я, как мне кажется, ошиблась. Все-таки яблоки собирают осенью, а не летом. Я думаю, следует изготовить «промежуточные» модели «Дерево с почками», «Дерево с маленькими яблочками». Наблюдая за яблоней, весной можно показать детям , что у листочка и цветка разные почки.
Эту модель можно использовать в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.
Младшая группа
Использование модели при описании нового объекта – яблони после наблюдения).
Д\И «Кто за деревом?» - учить называть домашних животных.
Средняя группа
Д\И «Назови части дерева» - учить называть части дерева.
Д\И «Что сначала, что потом» - учить последовательность времен года.
Старшая группа
Д\И «Что сначала , что потом» - закреплять последовательность времен года , развивать умение делать умозаключения, развивать связную речь.
Д\И «Где сидит ворона»
Задачи: закрепить строение дерева, активизация словаря, ориентировка в пространстве.
Есть у дерева и ствол,
Ветки, листья, крона.
В кроне спрятано гнездо.
Там сидит ворона.
Педагог выясняет у детей, названия частей дерева. Затем помещает в крону дерева плоскостное изображение гнезда и вороны, предлагает детям прокомментировать действия птицы. Он сажает ворону в гнездо, достаёт её из него, сажает на ветку, под дерево и т.п. Дети составляют предложения с предлогами. Затем дети по словесному заданию воспитателя самостоятельно располагают ворону и гнездо на макете дерева (справа, слева, внизу, вверху…).
Д\И «Что лишнее» - развивать логическое мышление (напр. положить листок с другого дерева или овощ )
Д\И «Что изменилось?» - учить сравнивать дерево в разное время года.
Д\И «Расскажи, что нужно дереву для жизни» - закрепить условия , необходимые для жизни дерева.
Д\И «Кого мы можем увидеть под лесной яблоней зимой, весной…И почему?» (использовать карточки с дикими животными).
Д\И «Наша яблоня умеет» - развивать речь и наблюдательность.
Предложить ответить на вопрос, – что может дерево (подбирая глаголы: шелестеть, расти, качаться и т д.)
Д\И «Какое наше дерево?» (подбирать прилагательные – тонкое, цветущее, высокое, грустное).
Подготовительная группа
Д\И «Сравни» - закреплять умение сравнивать дерево в разное время года.
ТРИЗ «Что было бы, если бы на яблоне росли булки?» - развитие творческого мышления. (Как эти изменения скажутся на обитателях природы.)
Д\И «Расскажи, что (кого) можем увидеть под яблоней в земле».
Читайте также |
---|
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие»
Конспект ООД в средней группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей по теме «Космос». Задачи: - расширять и закреплять...
Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами
Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами Внедрение ФГОС ДО повышает требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...