Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста

 

«У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять. Надо

не только дать ему время поиграть,

но и пропитать этой

игрой всю его жизнь»,

- говорил А.Макаренко.

 

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. «Главное – расширить для ребёнка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних, подчёркивает В. Алямовский.

Ребёнок в каждый период своего развития приобретает определённый «психологический багаж», который будет с ним всю жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, не следует торопить его «взрослеть», так как в данном случае малый не получит качественного и гармоничного развития.

Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей.

Чем меньше ребёнок, тем большая помощь от взрослого ему требуется. Малыш не научиться удерживать и трясти погремушку, если взрослый не покажет ему образец действия с ней. Так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, передвигают, одевают…. В этот период ребёнок узнаёт отдельные свойства игрушки (шарик катится, можно надеть колечко на штатив пирамидки, у машинки крутятся колёсики…). Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальные назначения предметов (катают коляску, нагружают грузовичок кубиками…).

При правильной поддержки взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, формируются культурно – фиксированные действия. Самостоятельно кормит ложкой куклу, вытирает ей ручки полотенцем, укладывает её в постель, накрывает одеялом. Наша задача в этот период перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что играть.

К двум годам ребёнок может:

  • Находить нужный цвет по словесной инструкции при выборе из четырёх предложенных ему;
  • Дифференцировать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
  • Собирать трехместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки – вкладыши, доску Сегена из четырёх элементов…

На третьем году жизни познание мира познание мира предметов продолжается. Ребёнку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.

К трём годам ребёнок может:

  • Расставлять от 3 до 5 картинок по порядку; знать, что было вначале, а что потом;
  • Находить пару к каждому предмету, объяснить, какая между ними связь;
  • Складывать по образцу постройки из конструктора;
  • Различать и правильно называть цвета основного спектра;
  • Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «одежда», «игрушки», «продукты»;
  • Называть действия людей животных;
  • Самостоятельно составлять описание предмета.
  • Подбирать противоположные слова.

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребёнка. С их помощью мы знакомим ребёнка с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой свойственный этому периоду детства наглядно – действенный характер мышления, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение….

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику рук, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Перечень игрушек, необходимых для ребёнка до трех лет:

  • Для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
  • Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  • Для прокатывания;
  • Для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застёжками, липучками, шнуровками, молниями…);
  • Разной величины, формы, цвета - для сравнения предметов (матрешки, яйца, бочата, мозаика, палочки, геометрические формы);
  • Подбор сюжетно – образных игрушек для развития самостоятельной игры;
  • Игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребёнок;
  • Музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, барабан, дудочка…);
  • Предметы – заместители (крышечки, палочки, колечки…);
  • Природный и бросовый материал (шишки, веточки, коробочки, бусины…);
  • Для развития движений (мячи, скакалки, клюшки…).

При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребёнком. С возрастом необходимо побуждать ребёнка действовать по слову взрослого и по воображению.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье»

НОД в средней группе на тему: «Сохраним здоровье» Цель: формировать у детей понимание о необходимости соблюдения правил здоровьесбережения. Задачи: Уточнить и расширить представление о...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Читайте также

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…

Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...