Ознакомление с народной куклой как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников

 

Современный ребенок находится под постоянным воздействием различных форм культуры, как эстетически организованных, так и стихийно «принудительных» форм предметного окружения. Воздействие различных видов искусства на ребенка может иметь не только положительный, но и негативный эффект, влиять на развитие хорошего, так и дурного вкуса и отношения к действительности.

Процесс гуманизации дошкольного образования позволяет сегодня рассматривать искусство как эффективную форму передачи и присвоения художественного наследия и эстетического опыта. В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвященных разработке проблемы нравственно – эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.С. Харламов и др.).

Одно из главных мест в воспитании и развитии личности средствами искусства принадлежит произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Теоретическое обоснование места и роли произведений народного декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка и его влиянии на нравственное воспитание представлено в трудах Т.С. Комароваой. Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Т.Н. Дороновой и др.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими влияниями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования нравственно – эстетического отношения к миру ребенок приобретает первоначальный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прерасного.4

Нравственно – эстетическое развитие личности – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно – эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного.

Нравственно – эстетическое воспитание может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

- Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий и определений оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «Всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством;

- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирования у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности;

- Взаимосвязь обучений и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Нравственно – эстетическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении.





Новые публикации

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенняя прогулка»

Мастер-класс по украшению пасхальных яиц, для совместной деятельности взрослых и…

Мастер-класс по украшению пасхальных яиц, для совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию самый необычный и быстрый способ...

Проект «Волшебный мир П.П. Бажова»

Проект «Волшебный мир П.П. Бажова» Содержание проекта: Актуальность. Воспитание патриотических чувств - задача каждого педагога. А начинать это воспитание нужно с малого...

Читайте также

Платьице. Филейное вязание

Платьице. Филейное вязание   Материалы: нитки «Ирис» или «Снежок», крючок № 0,9. Описание работы: Набрать цепочку из 20 в.п. замкнуть в круг с...

Конспект на тему «Как звери зимуют в лесу» в старшей…

Конспект занятия на тему «Как звери зимуют в лесу» в старшей группе Цель: уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных...

Конспект НОД «Приключения Колобка»

Конспект НОД «Приключения Колобка» Образовательная область: «Безопасность» Интеграция образовательных областей: социализация, физическая культура, коммуникация, социализация. Тип: интегрированное Возраст: 4 - 5 лет Формы непосредственно образовательной деятельности:...


Комментарии

  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...





В блогах

Календарное планирование в старшей группе по конструированию

Календарное планирование в старшей группе по конструированию СЕНТЯБРЬ Тема «Театр своими руками»  (конструирование из бумаги). Цель Познакомить со способом техники оригами — отгибанием нижних углов треугольника к соответствующим сторонам, к противоположным сторонам. Закрепить способ техники бумажная скульптура — получение цилиндра...

Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста "Обводка по контуру"

АННОТАЦИЯ Наглядно – дидактическое пособие: дидактическая игра «Обводка по контуру» предназначена для детей младшего возраста 3-4 лет. Игра поможет ребенку научиться производить обводку по контуру рисунков разной сложности, развить логическое мышление, мелкую моторику рук. Игра может использоваться, как для подгрупповой...

Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе   Тема / Тема недели Развернутое содержание работы Период Варианты итоговых мероприятий 1. «День знаний»   Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. Закреплять знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и...

«Фольклор как средство приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Подготовила: Гряколова И.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области  «Фольклор как средство приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Подготовила: Гряколова И.А. Энгельс-2020г. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство