Ознакомление с народной куклой как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников
Современный ребенок находится под постоянным воздействием различных форм культуры, как эстетически организованных, так и стихийно «принудительных» форм предметного окружения. Воздействие различных видов искусства на ребенка может иметь не только положительный, но и негативный эффект, влиять на развитие хорошего, так и дурного вкуса и отношения к действительности.
Процесс гуманизации дошкольного образования позволяет сегодня рассматривать искусство как эффективную форму передачи и присвоения художественного наследия и эстетического опыта. В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвященных разработке проблемы нравственно – эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.С. Харламов и др.).
Одно из главных мест в воспитании и развитии личности средствами искусства принадлежит произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Теоретическое обоснование места и роли произведений народного декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка и его влиянии на нравственное воспитание представлено в трудах Т.С. Комароваой. Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Т.Н. Дороновой и др.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими влияниями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования нравственно – эстетического отношения к миру ребенок приобретает первоначальный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прерасного.4
Нравственно – эстетическое развитие личности – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно – эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного.
Нравственно – эстетическое воспитание может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:
- Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий и определений оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
- «Всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством;
- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирования у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности;
- Взаимосвязь обучений и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
Нравственно – эстетическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении.
Читайте также |
---|
Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»
Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет
Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»
Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...