Ознакомление с народной куклой как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников

 

Современный ребенок находится под постоянным воздействием различных форм культуры, как эстетически организованных, так и стихийно «принудительных» форм предметного окружения. Воздействие различных видов искусства на ребенка может иметь не только положительный, но и негативный эффект, влиять на развитие хорошего, так и дурного вкуса и отношения к действительности.

Процесс гуманизации дошкольного образования позволяет сегодня рассматривать искусство как эффективную форму передачи и присвоения художественного наследия и эстетического опыта. В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвященных разработке проблемы нравственно – эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.С. Харламов и др.).

Одно из главных мест в воспитании и развитии личности средствами искусства принадлежит произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Теоретическое обоснование места и роли произведений народного декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка и его влиянии на нравственное воспитание представлено в трудах Т.С. Комароваой. Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Т.Н. Дороновой и др.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими влияниями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования нравственно – эстетического отношения к миру ребенок приобретает первоначальный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прерасного.4

Нравственно – эстетическое развитие личности – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно – эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного.

Нравственно – эстетическое воспитание может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

- Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий и определений оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «Всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством;

- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирования у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности;

- Взаимосвязь обучений и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Нравственно – эстетическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: «Поверхность земли…

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: «Поверхность земли и стороны света» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...