Уголок краеведения «Оренбуржье - Родина моя» - как средство формирования представлений о родном крае

 

«Краеведение учит любить не только свои родные места,

но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень».

Академик Д. С. Лихачёв.

 

Идея создания Центра краеведения в нашем ДОУ обусловлена современными тенденциями в образовании и предстоящим юбилеем 280 лет родного города Орска.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современными образовательными организациями, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.

Цель оформления центра краеведения «Оренбуржье-Родина моя» - создание условий для изучения природных, социокультурных и экономических особенностей региона в соответствии с ФГОС.

Задачи:

Приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю.

Созданный нами Центр краеведения «Оренбуржье - Родина моя» включает следующие разделы:

1. Под собственным флагом;

2. Город и люди;

3. Орск - город трудовой славы;

4. Орск - город боевой славы;

5. Чем знаменит край Оренбургский;

6. Природа нашего края;

7. Дидактические игры по краеведению.

В разделе «Под собственным флагом» содержатся флаг г. Орска, изображение герба города, фото художника – автора-разработчика герба г. Орска, альбом с изображением города в прошлом и настоящем, альбом «Известные люди города: имена и судьбы». Размещен макет улицы, на которой находится наш детский сад, изготовленный родителями и воспитанниками ДОУ.

Раздел «Город и люди» содержит фотографии, предметы, информирующие о быте Орчан прошлого времени (предметы посуды, письма, старый патефон, вышивки, монеты и др.), Данный раздел интересен своими редкими экспонатами, собранными силами сотрудников нашего ДОУ и родителями воспитанников (фото).

 

Рушник ручной работы, монеты старого образцаРушник ручной работы, монеты старого образца

Старый патефонСтарый патефон

В разделе Орск - город трудовой славы размещены экспонаты, информирующие о трудовой деятельности людей прошлого и настоящего (фото, грамоты, дипломы, медали трудовой славы, газетные статьи и т.п.) (фото).

 

Экспонаты раздела «Орск-город трудовой славы»Экспонаты раздела «Орск-город трудовой славы»

 

Информация о людях-участниках боевых действий разного периода помещена в раздел «Орск-город боевой славы» (фото): фотографии, альбомы Орчан – участников гражданской войны, Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне, открытки с изображением мемориала Славы, памятников воинам г. Орска.

 

Экспонаты раздела «Орск-город боевой славы»Экспонаты раздела «Орск-город боевой славы»

 

В разделе «Чем славен город Орск» размещены изделия из некогда славившейся «Орской» яшмы, известный всем оренбургский пуховый платок, фотоальбом с изображением последовательности работы над пухом (фото).

 

Чем славен Оренбургский крайЧем славен Оренбургский край

 

В содержание Центра краеведения мы включили дидактические игры, разработанные нами с целью ознакомления с городом Орском и его достопримечательностями (приложение 1).

Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами, в зависимости от образовательных целей и задач.

Результатом функционирования Центра краеведения «Оренбуржье-Родина моя» в нашей группе является следующее:

  • Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае.
  • Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы материалами по краеведению:
  • Дидактические игры (приложение 1);
  • Подбор познавательных статей о родном городе;
  • Создание альбомов с видами города и его достопримечательными местами;
  • Сбор материалов об истории, культуре, событиях, известных людях города в прошлом и настоящем;
  • Создание макетов; коллажей о родном городе;
  • Разработка конспектов занятий для детей старшей группы по теме «Наш город», «Наш край» «Интерактивная прогулка по родному городу Орску»;
  • Оформление карты «Достопримечательные места моего родного города».

 

Приложение 1

Дидактические игры по краеведению

 

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры.

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают определить, что это за место в городе.

Дидактическая игра «Составь из частей»

Цель: закрепить знания детей о геральдике города Орска

Материал: фотографии с изображением герба, флага города

Ход игры.

Ведущий предлагает собрать изображение герба Орска и флага города Орска из 4-5 частей и рассказать, что символизируют собой изображения на них.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Орске через игровую мотивацию.

Материал: фотографии с видами достопримечательностей города. Картинки с изображением транспорта.

Ход игры.

Ведущий предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

1.  Какого здания нет в городе Орске? цирк, дворец спорта, театр, вокзал.

2.  Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? Автобус, троллейбус, трамвай, такси

3.  Какое дерево весной, засыпает наш город «снегом»? Береза, тополь, клен, рябина.

4.  На какой улице находится наш детский сад? Комсомольская площадь, Сорокина, Шевченко. Ленинского Комсомола.

Дидактическая игра «Путешествие»

Цель: закрепить знания и представления детей о городе Орске, развивать речь, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Материал: игровое поле с изображением цифр от 1 до 24, кубик, фишки, фотографии различных мест города Орска

Ход игры.

Ребенок кидает кубик и перемещается по игровому полю. Если попадает на синий круг - выбирает карточку с данной цифрой, называет изображенный объект. Если попадает на красный круг - педагог задает вопросы о ближайшем окружении ребенка:

- Назови улицу, на которой ты живешь.

- Назови номер детского сада, в который ты ходишь. Как он называется?

- Назови свой адрес.

- Как называется город, в котором ты живешь?

- На каком предприятии города работают твои родители и т.п.

Побеждает ребенок, первым добравшийся до финиша.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментирование в детском саду

Экспериментирование в детском саду С самого рождения дети – любопытные исследователи. Они учатся на практике. Исследовательская деятельность носит творческий характер, благодаря...

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств...

Читайте также

Музыкальная игра-сказка

Музыкальная игра-сказка Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование...

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...