Информационно-коммуникационные технологии и здоровье дошкольника

 

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. Она ориентирована на создание оптимальных условий для использования информационных ресурсов и технологий в ходе взаимодействия субъектов педагогической деятельности.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

Основные вредные факторы, влияющие на здоровье ребёнка за компьютером:

  1. сидячее положение в течение длительного времени;
  2. воздействие электромагнитного излучения монитора;
  3. утомление глаз;
  4. нагрузка на зрение;
  5. перегрузка суставов кистей;
  6. стресс при потере информации;
  7. интернет – зависимость;
  8. нагрузка на психику.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

Преимущество ИКТ перед традиционными средствами обучения:

  1. быстрая передача информации;
  2. позволяет повысить динамику занятий;
  3. обеспечит наглядность;
  4. показать те моменты, наблюдение которых вызывает затруднение;
  5. моделирование жизненных ситуаций.

Ошибки педагогов при использовании ИКТ в ДОУ:

  1. нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
  2. не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером;
  3. несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Недостатки в ДОУ, чтобы применять ИКТ:

  1. недостаточная оснащенность дошкольных учреждений;
  2. высокая цена на мультимедийное оборудование;
  3. недостаток помещений.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. 

Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

При организации работы с компьютером необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: к помещению, монитору, размещению ребенка за столом, продолжительности занятий, профилактике общего и зрительного утомления. Эти требования изложены в СанПиНе 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов.

В целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером и в целях предупреждения переутомления следует:

  1. ограничить длительность работы ребенка за компьютером;
  2. проводить гимнастику для глаз;
  3. правильно обустроить рабочее место;
  4. использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Требования к организации компьютерного обучения.

  1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно–игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя-методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.
  2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, кабинет методиста. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.

Извлечение из СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»:

2.2.4. Все основные помещения ДОУ размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод.

2.2.20. Для занятий детей с использованием компьютеров необходимо специальное помещение. Оптимальная ориентация помещений для работы с компьютерами - северная, северо-восточная. Его оборудование должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к условиям работы с вычислительной техникой. Ввод в эксплуатацию помещений для занятий детей с компьютерами должен осуществляться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.

2.3.1. Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение.

2.4. Требования к оборудованию помещений:

2.4.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Оборудование и мебель при наличии неисправностей или дефектов не используются.

2.4.11. Оборудование и эксплуатация компьютерного класса (кабинета) должны соответствовать действующим санитарным правилам.

2.5.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Уровни искусственной освещенности в основных помещениях представлены в табл. 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)

Наименование помещений Освещенность не менее, лк Поверхности, к которым относятся нормы освещенности
1 Раздевальная (приемная) 200 На полу
Групповая (игровая), компьютерный класс 300 Горизонтальные поверхности на уровне 0,5 м от пола
Спальня, веранда 75 -"-
Зал для музыкальных и физкультурных занятий 200 На полу
Туалетная 75 На полу
Буфетная 200 Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола
2 Кабинет врача 300 Горизонтальные поверхности на уровне 0,8 м от пола
Изолятор 200 -"- 0,5 м от пола

2.5.9. При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник).

Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.

2.5.10. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.5.13. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на территории ДОУ - недопустимо.

2.6.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное - сквозное и угловое проветривание помещений.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

2.6.10. Температура воздуха должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения и возраста детей согласно табл.2.6.2.

В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2 °С выше.

Таблица 2.6.2

Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях для занятий с компьютерами

Оптимальные параметры Допустимые параметры
температура воздуха, °С относительная влажность, % температура воздуха, °С относительная влажность, %
19 62 18 39
20 58 22 31
21 55    

Примечание: скорость воздуха - не более 0,1 м/с.

2.6.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8 - 1,0 м.

Требования к организации режима дня и учебных занятий:

2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин и для детей 6 - 7 лет - 15 мин. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Для того, чтобы помочь дошкольнику сохранять правильную позу при работе за компьютером правила посадки предусматривают следующее:

- голова слегка наклонена вперед (5—7°);

- предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук;

- угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, не менее 90°;

- линия взора ребенка должна быть перпендикулярной экрану и приходиться в центр или на 2/3 высоты экрана;

- расстояние от глаз ребенка до экрана не должно быть менее 60 см;

- между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см;

- для достижения устойчивости посадки ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3- 3/4 длины бедра;

- край сиденья стула должен заходить на 3—5 см за край стола, обращенного к ребенку;

- спина ребенка должна иметь опору;

- обязательна опора для ног в виде специальной подставки.

При выборе мебели для компьютерного зала необходимо иметь в виду все параметры, перечисленные выше.

На первом занятии в компьютерном зале педагог или воспитатель (методист) в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей.

После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

 

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт 10-15.

Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами посмотреть направо на счёт 1-4, затем налево на счёт 1-4 и прямо на счёт 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Физиолого-гигиенические требования к обучающим компьютерным программам.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

- исследовательский характер,

- легкость для самостоятельных занятий ребенка,

- развитие широкого спектра навыков и представлений,

- высокий технический уровень,

-возрастное соответствие.

Обобщая данные, полученные специалистами в области эргономики, гигиены, физиологии, информатики и программирования (Л.Д. Чайнова, Л.А. Леонова, Ю.М. Горвиц и др.), предлагаются следующие требования, которыми должны руководствоваться педагоги и родители при выборе компьютерно-игровых программ для дошкольников.

- В компьютерных играх для дошкольников должна отсутствовать текстовая информация о ходе и правилах игры, поскольку дети ещё не умеют читать или только знакомятся с буквами. Функцию разъяснения выполняет взрослый или же специальные символы (вопросительный знак, стрелочка), применяемые в этих играх, которые подсказывают ребёнку, как нужно действовать.

- В программах серии «Азбука» используются буквы и отдельные слова, но они гораздо больших размеров, чем шрифт компьютера.

- Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщёнными, без мелких, отвлекающих деталей.

- Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых задач регулироваться самим ребёнком.

- Для дошкольников лучше приобретать игры со специальными клавиатурными накладками или клавишными колпачками с символами и знаками, понятными ребёнку. Действие других клавиш при этом должно быть заблокировано программным путём.

- В обучающих компьютерных играх необходимо использовать приёмы оценки правильности ответов, доступные дошкольникам: графические символы и рисунки (солнце – улыбающееся лицо – правильно; дождь – огорчённое лицо – неправильно), звуковые и музыкальные эффекты. Нежелательно применение 5-ти-бальной системы оценок.

- Особенно ценны компьютерно-игровые программы, имеющие логическое завершение: построить дом, дорисовать рисунок, завести все машины в гараж и т.д. Эти игры могут регулировать время взаимодействия ребёнка с компьютером.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ, т.к. большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что к организации занятий с использованием компьютера в детском саду для дошкольников нужно относиться очень серьезно и внимательно.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Только правильное устройство компьютерного зала, рациональное размещение компьютеров в нем, организация рабочих мест в соответствии с требованиями гигиены, организация режима работы детей на компьютере в соответствии с их функциональными возможностями, без переутомления помогут сохранить детям и без того уже не очень блестящее здоровье и обеспечить высокую педагогическую эффективность занятий.

 

Список использованных источников:

  1. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.
  2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
  3. «Безопасность дошкольного образовательного учреждения» издательство «Сфера» Москва 2007 г. автор: Л.И. Лукина.
  4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5.
  5. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006.
  6. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473 с.
  7. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  8. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  9. «Охрана труда и техника безопасности в ДОУ» Издательство «Учитель» Волгоград 2013г авторы: Гладышева Н.Н. Мальцева Н.А.
  10. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1.1249-03.
  11. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Зачем нужно закаливание?

Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...

Читайте также

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...