Пальчики помогают говорить
Уже давно известно и научно доказано, что активное воздействие на мелкую моторику рук стимулирует «речедвигательные» отделы головного мозга. Учитывая количество детей с тяжёлыми нарушениями речи поступающих в дошкольные учреждения, можно сделать вывод, что это направление работы в настоящее время очень актуально и востребовано.
В логопедических кабинетах, в группах компенсирующей направленности, в общеразвивающих группах обязательно нужно выделить и оборудовать уголок, в котором будет подобран материал для развития мелкой моторики пальцев рук. Игры и пособия должны соответствовать возрасту детей, находящихся в группе, эстетически красиво оформлены, привлекать своей яркостью и разнообразием.
Использовать игры развивающие моторику пальцев рук можно повсеместно. Включать в утренние комплексы, как дополнение к артикуляционной гимнастики и дыхательным упражнениям; использовать в качестве пятиминуток в процессе образовательной деятельности; применять как самостоятельные игры в свободное время; разнообразить прогулку в тёплое время года.
Используя различные техники, методы и приёмы стимуляции рецепторов, которые находятся на пальчиках и кистях рук, значительно ускоряется процесс коррекции речевых недостатков.
В моём кабинете оборудован уголок «Ловкие пальчики». Он постоянно совершенствуется и дополняется. Большая часть игр имеет речевое сопровождение, оформленное в виде картотеки, что очень удобно в использовании.
Предлагаю Вашему вниманию, несколько игр особо любимых моими детками.
Игры с массажным мячиком-ёжиком, крупными бигудями, колючими массажёрами – используется как самомассаж пальцев и кистей рук. Применяйте, чередуйте разнообразные приёмы: растирание, прижимание, катание, перекидывание из ладони в ладонь, друг другу.
Упражнения с прищепками – массаж фалангов пальцев рук и увлекательные дидактические игры.
Игры со счётными палочками – параллельно учим и дифференцируем названия цветов и геометрических фигур.
Упражнения с мячиками су-джок – массаж фалангов пальцев рук, обязательно сопровождайте стихотворным текстом. Удобно закреплять обобщающие понятия, играя в игру «Я знаю пять названий…»
Игры с мелкими предметами: пуговицами, бусинками, декоративными камешками. Развивают не только моторику, но и внимание, память, фантазию, творческое мышление. Так же можно закрепить знания цветов, форм, величины.
Игры с крупами и цветным песком – очень увлекательное и полезное занятие. Требует концентрации внимания, усидчивости. Не просто выложить заданную фигуру из фасоли или гороха. А перебрать горох отдельно от фасоли? Но если этому придать дух соревнования… то время пролетит не заметно! Можно усложнить, и перебирать ни пальчиками, а большим пинцетом. Рисование на цветном песке доступно даже самым маленьким детишкам.
Игры с резиночками – развиваем моторику, силу пальчиков, закрепляем цвета.
Упражнения со шнурками. Огромное разнообразие готовых шнуровок можно приобрести в магазинах. Шнуровки можно подобрать к любой лексической теме. Пособие «Собери бусы» легко изготовить самостоятельно. Необходимо подобрать бусы различной формы, величины, фактуры и цвета. Ребёнку даётся инструкция нанизывать бусы в определённой последовательности или выбирать и нанизывать бусинки только определённого цвета и размера.
Разрезные картинки и пазлы разных фактур и размеров – развивают пальчики, внимание, память, мышление. Можно подбирать к лексической теме и использовать в самостоятельно деятельности детей.
Классические пальчиковые игры без предметов, с речевым сопровождением тоже широко использую в своей практике. В процессе выполнения дети осваивают тонкие, дифференцированные движения, укрепляют мышцы, что способствует развитию речи и подготовке руки к письму.
Это лишь малая доля того, что может быть в уголке по развитию моторики пальцев рук.
Читайте также |
---|
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: не достаточное...
Флипбук «Как появляется хлеб»
Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...