Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина россии через предметную область «Музыка

 

Цель.

Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей; воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей через предметную область «Музыка».

Задачи.

  • Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  • Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве; ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; многообразии народов, населяющих нашу страну.
  • Обогащать активный словарь путем знакомства с музыкальной культурой.
  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  • Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Социально-эмоциональное развитие: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Совершает положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще употребляет более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др. Ребенок предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявлялись ему взрослыми. Эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

 В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

 В 5-6 лет формируется система гендерного различия по существенным признакам: женские и мужские качества. Проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

Психическое развитие: К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представленийоб окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.Внимание становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе с взрослым. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Музыкально-художественная деятельность. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко различает действительное и вымышленное.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

Социально-эмоциональное развитие: В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.Мотивационная сфера дошкольников расширяется за счёт развития социальных по происхождению мотивов: познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующаяся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие). К концу дошкольного возраста формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет предвосхищать последствия своих действий. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении с взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детскаядружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. 

Психическое развитие: В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Однако без целенаправленной помощи взрослого возникает вероятность того, что воображение будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Дошкольники понимают художественный образ, представленный в произведении, поясняют использование средств выразительности, проявляют интерес к посещению театров.

Предполагаемый результат.

Расширяются знания дошкольника о родном городе, крае, стране; воспитывается чувство уважения к Родине, патриотизм. Знают президента, символику РФ, герб страны и своего города. Дети рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях, своем участии в семейных праздниках. Появляется и укрепляется сознание собственной индивидуальности, повышается самооценка. Знают имена отечественных композиторов, называют программные произведения, могут высказываться о прослушанном. Совершенствуют исполнительское мастерство, исполняя авторские песни. Приобщаются к культуре своего народа через фольклор.

План поэтапной работы.

  1. Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  2. Работа с воспитателями по духовно – нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
  3. Мероприятия, проводимые с детьми по духовно – нравственному воспитанию.
  4. Работа с профессиональными коллективами.
  5. Совместная работа с родителями.

Работа с воспитателями по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников

Задачи. 

  1. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности.
  2. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, с последующим применением навыков в интегрированных занятиях.
  3. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края, привлекая их в качестве ведущих и исполнителей главных ролей в фольклорных и тематических праздниках.
  4. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников путем создания драматизаций, развлечений на улице.

Мероприятия для решения поставленных задач.

Педсовет «Особенности духовно – нравственного воспитания дошкольников на современном этапе».

Консультации «Возрождение русских национальных традиций через народное творчество», «Льется песня над Амуром»; «История, традиции и культура народов Приамурья».

Семинар-практикум. «Народные инструменты. Их применение в самостоятельной деятельности». Для повышения профессиональной компетентности педагогов

Творческая гостиная «Любимый край расти и процветай».

Фольклор: театральная постановка «Айога» по нанайской сказке; «Игры народов Приамурья» и их применение детьми в повседневной жизни; «Веселого Рождества» - традиции ряженья на Руси.

Разработка творческой группой воспитателей символики детского сада: гимн, эмблема и девиз.

Работа с детьми.

Задачи.

  1. Актуализировать нравственные чувства и переживания ребёнка, связанные с осознанием нравственных ценностей и понятий, нравственных поступков героя музыкального произведения.
  2. Развивать патриотические качества личности ребёнка и его патриотические чувства (любовь к родной земле, Родине, нравственные основы поведения, отражённые в национальной музыкальной культуре русского народа и малых народов).
  3. Расширить и углубить понятия о родных людях в семье, доброжелательного общения со сверстниками на основе специального музыкального репертуара вокального и инструментального плана.
  4. Воспитывать любовь к природе через игру, слушание и пение произведений определенной тематики.
  5. Развивать творческую активность, давая возможность самостоятельно действовать, выражать свое мнение по отношению к услышанному.

Мероприятия для решения поставленных задач.

В программе использую разнообразные методы и приемы духовно – нравственного воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Методы, побуждающие детей к различной деятельности.

  • Наглядно-слуховой;
  • Наглядно-зрительный;
  • Словестный;
  • Игровой;
  • Практический.

Наиболее результативные формы работы.

  • Режимные моменты (индивидуальные и подгрупповые). Музыкальные занятия, другие занятия, прогулка, сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения.
  • Совместная деятельность педагога и ребенка (групповые, подгрупповые, индивидуальные). Праздники, досуги, дни рождения, оркестр, музыка в повседневной жизни.
  • Самостоятельная деятельность (индивидуальные, подгрупповые). Музыкально-дидактические игры, оркестр, подбор знакомых песен, импровизация.
  • Совместная с семьей (групповые, индивидуальные, подгрупповые). Открытые занятия, посещение театров и музеев, досуги.

В работе с детьми использую принцип интеграции и комплексно – тематический принцип: «Тематические недели», события, сезонные явления, праздники, традиционные праздники.

Компоненты духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Содержательный (представление ребенка об окружающем мире)
1. О культуре народа, его праздниках и творчестве. традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Капустный хоровод»
2. О природе родного края и страны, деятельности человека в природе кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Петушок Голосистое горлышко. Выступления профессионального коллектива «Коробейники»

 

3. О символике родного города, страны «День России», «С днем рожденья, любимый город», «Край, в котором ты живешь»
Эмоционально – побудительный (эмоционально положительные чувства к окружающему миру)
1. Любовь и чувство привязанности к семье и дому «День матери», «8-ое марта», «Выпуск в школу»,

«К сожаленью, день рожденья», «Мой папа- самый лучший», «Рождество», «Новый год»

2. Гордость за достижения своей страны «Наша Родина – Россия»: цикл познавательных занятий и бесед с использованием музыкального и художественного материала «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Русь – защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри»,
3. Уважение к культуре, традициям народа, к историческому прошлому

 

занятия-беседы с использованием ИКТ, песен военных лет, современных песен о победе «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети и война», «Праздник День Победы». «День Защитника Отечества», «День согласия и примирения»
4. Восхищение народным творчеством «Город мастеров», «Веселая ярмарка».

«Вышивала бабушка ковер» развлечение по нанайской культуре

5. Уважение к человеку труженику и желание принимать посильное участие в труде «Осень в гости просим», «Капустный хоровод», «Приходи, скорей весна»
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
1. Труд Помощь детей в подготовке к развлечениям (расстановка стульев, разложить атрибуты)
2. Игра Народные сезонные игры, игры народов Приамурья, игры с родителями на утренниках, тематические игры
3. Продуктивная деятельность Рисунки, поделки.
4. Музыкальная деятельность Пение песен, хороводов; игра на музыкальных инструментах; исполнение танцевальных композиций; слушание музыкальных произведений.
5. Познавательная деятельность Через музыкальную деятельность восприятие целостной картины окружающего мира. Знакомство с художественным творчеством, поэзией, прозой.

Работа с профессиональными коллективами.

Задачи.

  1. Планировать работу на год с учетом тематики проводимых мероприятий в ДОУ.
  2. Учитывать разнообразие направлений творческих коллективов.
  • Народные («Коробейники»);
  • Симфонические («Глория»);
  • Музыкальные («Калейдоскоп», «Театр Саввиной»);
  • Кукольные («Божья коровка»);
  • Драмы («Светлячок»);
  • Планетарий («Санктум»).

Работа с семьей.

Задачи.

  1. Объединить усилия педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.
  2. Расширить сферу участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
  3. Учить родителей проявлять понимание, терпимость и такт в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
  4. Развивать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Мероприятия для решения поставленных задач.

  • Выпуск стенгазеты для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка».
  • Участие родителей в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках.
  • Стенд: «Календарные праздники»
  • Фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему), посвященный Дню рождения города.
  • Рекомендации для родителей по проведению праздников дома. Каталог игр, песен для совместного исполнения.
  • Совместные выезды в театр, на проводимые в городе конкурсы.

Материально – техническое обеспечение.

Музыкальный зал оснащен современным цифровым фортепиано; музыкальным центром; экраном; проектором; ноутбуком.

 

Литература.

  1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  4. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
  5. Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
  6. М.Б. Зацепина “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
  7. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
  8. Дошкольное воспитание № 1, 8 2005 г.
  9. Основная общеобразовательная программа «Детство».
  10. Радынова «Музыкальные шедевры».
  11. Тютюнникова «Элементарное музицирование».
  12. Сборники песен и сценариев по фольклору.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...