Выступление

«Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами музыкального искусства»

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. И прежде всего надо развивать у ребенка музыкальность.

Первый признак музыкальностиспособность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями. Например ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальностиспособность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.).

Третий признак музыкальностипроявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки — это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. На своих занятиях мы с детьми проговариваю пословицы, инсценируем песни, потешки, попевки. Русскую народную музыку и сказки используем на праздниках, развлечениях. Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, трещат ложки, развлекают разудалые скоморохи, и замечаю, как дети эмоционально раскрываются и активно включаются в игровые ситуации.

Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

Основными составляющими нашей деятельности являются музыкально-эстетические занятия, включающие театрализацию как средство для раскрепощения и эмоционального развития детей. Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. На занятиях я наблюдаю, что многие дети совершенно незнакомы с классической музыкой. Для большинства детей эталоном музыкального искусства являются популярные эстрадные песни и их исполнители. Но я стараюсь придерживаться классического репертуара, и надеюсь, что мне удастся привить детям хотя бы минимальный интерес к классической музыке. Отрадно видеть, когда малыш может похвастаться родителям, что он знает композиторов и названия музыкальных произведений, различает звучание инструментов симфонического оркестра.

Немаловажное значение в нашем дошкольном учреждении имеет театрализованная деятельность. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Коллектив нашего детского сада на протяжении нескольких лет углубленно занимается развитием театрально-игровой деятельности, постановкой детских сказок. Прежде всего мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: вместе с воспитателями изготовили теневые и пальчиковые театры, сделали ширму с занавесом для смены декорации во время спектакля, костюмерную и гримерную. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

Дети уже не первый год показывают разные спектакли, сказки. Это «Гадкий утенок», «Золушка», «Аленький цветочек» и другие. Трудно поверить, что в спектаклях заняты не профессиональные актеры. С какой душой, с какой отдачей каждый ребенок стремиться донести до зрителей образ своего героя. И не только музыкальное оформление спектакля и декорации завораживают зрителей, но и каждый жест, интонация голоса, движение маленьких актеров находят отклик в душах взрослых. Детям очень нравиться выступать, показываться в костюмах, представлять себя сказочными героями. Все это дает им ощущение радости и чувство удовлетворения от сделанного. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребенок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье, со сверстниками. Дети более внимательно слушают и лучше воспринимают любой материал, энергичнее работают, а главное, получают от своего успеха истинное наслаждение.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов в сказке «Гадкий утенок», маленьких птенчиков – в сказке «Аленький цветочек»).

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развиваем их игровые навыки. Дети этого возраста предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя.

Ребята старшего дошкольного возраста уже более свободно ведут себя на сцене и активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. На утренниках мы обыгрываем сказки, где главные действующие лица — звери. Роль зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц.

Текст пьес, сценарии, сказки выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей, в соответствии с данным возрастом. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть, поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей» с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в театрализованной деятельности.

Проводим консультации для родителей на темы «театрализация в детском саду», «Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной отзывчивости», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» и т.д.

В заключении хочется сказать, что Театр — универсален, он включает в себя почти все виды искусства и эстетической деятельности человека. Создание театра в нашем детском саду способно привести к удивительным, на наш взгляд, результатам. Дети, имеющие разные способности и наклонности, обязательно найдут свое место в жизни, а вслед за этим почувствуют и свою ответственность за создаваемые поступки. Чувство ответственности приведет ребенка к определенным важным для жизни качествам: трудолюбие, чувство партнерства, любознательность. Общий процесс творчества будет способствовать сближению детей, осознанию ими того, что вместе можно сделать больше и интереснее.


 

Список использованной литературы:

1. Фролова Н.В. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: Учебное пособие.

2. «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокина, П.Г. Миланович.



Новые публикации

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста

Дидактическая игра «Морковки на грядке» в группе младшего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Морковки на грядке» предназначена для детей 3-4 лет и направлена...

Читайте также

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе…

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Микробы и вирусы – ужасные вредители» Интеграция областей: «Познавательное...

Семинар – практикум «Взаимодействие семьи и детского сада»

Семинар – практикум «Взаимодействие семьи и детского сада» Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем мы начнем работу нашего семинара, прошу вас выбрать бабочку...

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» (В старшей…

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» (В старшей группе) Цели: дать представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Задачи: Образовательные: формировать навыки отвечать на...

Комментарии

  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...

     
  • Елена
    Есть только плюс и не подписано, кто автор

    Подробнее...





В блогах

Консультация « Игра в жизни ребёнка»

Консультация « Игра в жизни ребёнка» «ИГРА – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. ИГРА – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский Основной вид...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 16.05 по 20.05.2022г.) Тема: «Мир без опасности»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 16.05 по 20.05.2022г.) Тема: «Мир без опасности» Итоговое мероприятие: Игра - путешествие «Не попади в беду» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных...

Занятие по лепке «Подарки для белочки» во второй младшей группе

  Цель: Воспитывать у детей интерес к лепке. Продолжаем осваивать навыки деления пластилина на две части, скатывать прямыми и круговыми движениями, сплющивать пластилин между ладонями, присоединять одну часть к другой. Приучать правильно пользоваться пластилином: лепить на доске и не раскидывать...

Эта память жива, пока мы ей живём

Sample Image

День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир...