Моделирование как средство познания окружающей природы

 

В ФГОС ДО принятый 17 октября 2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ за № 1155 и вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС дошкольного образования включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Задачи познавательного развития в ФГОС дошкольного образования направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и др. В требованиях ФГОС к результатам освоения Программы представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования по познавательному развития дошкольников следующие: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт и т.д 1.

Содержание дошкольного образования на современном этапе рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, поэтому педагогу необходимо подобрать такие формы и методы в работе с детьми, которые позволили бы не только накопить, приобрести и расширить знания, но, и способствовали бы развитию интересов к самостоятельному познанию, моделированию, поисковой деятельности и др.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт детей может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным.

Если учитывать, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, то этот возрастной период важен для развития познавательной потребности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". 2

Познавательный интерес способствует эффективному становлению ребенка, как субъекта познавательной деятельности.

Поэтому современный педагогдолжен знать особенности ребенка, его внутренний план, отношение ребенка к видам деятельности. Из этого следует, что педагог должен четко представлять: «На что направлена деятельность в целом?» и уметь выделять систему действий, в процессе которых усваивается содержание образования детьми. Почему?

Потому что,процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю не только реальный мир, но и мир условностей различных знаков, схем, моделей, обозначающих реальные вещи и явления.4

Так, например, в действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Например: при рассматривании птицы дети могут увидеть лишь внешние особенности, а это: у птицы есть клюв, лапки, хвост, покрыта перьями. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных: части тела птиц имеют разное строение, форму, цвет и т.д.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Например: Тема: «Листья деревьев имеют разную форму». Совместно с воспитателем, дети устанавливают, что лист берёзы похож на треугольник, далее педагог нацеливает детей на самостоятельное наблюдение и моделирование.

Таким образом, овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста.5

Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста.4

Содержание работы по обучению детей моделированию реализуется в трех блоках педагогического процесса:

- специально организованные занятия по познавательной деятельности;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Любая деятельность начинается с образовательной проблемной ситуации, которая нацеливает ребёнка на процесс. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребёнка. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.6

Модели используются в разных видах деятельности - наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактических играх и т.д., обеспечивающих живые представления о признаках, свойствах и отношениях объектов (Приложение 1).

Интеграция экологического содержания при обучении детей моделированию:

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

В экспериментировании представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком. А новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые цели.

Интенсивное развитие детского экспериментирования – является необходимым условием успешного становления личности. 7

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. 8

Например: Тема: «Условия необходимые для роста растения»

В ходе эксперимента дети зарисовывают растение и те условия, которые необходимы растению, т. е. используют знаково-схематическое моделирование, в начале, середине и в конце эксперимента.

 Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру через моделирование заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Дети охотно играют в дидактические игрыс применением моделирования, как «Что хорошо и что плохо» (о правилах поведения в природе), «Чей хвост?», «Отгадай, что за растение» (сенсорно – графическое моделирование), «Путешествие по глобусу» (предметное моделирование), «Дорисуй, что не хватает » и другие.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению.Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… А в старшем возрасте наблюдаем, как меняетсяцвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные).

Организуя длительные наблюдения в одно и тоже место природы в разные сезоны дети используют знаки, символы для фиксации результатов, чтобы заметить последовательность изменений происходящих в природе. (Дневники наблюдений за деревьями, солнцестоянием, осадками, насекомыми, птицами и др.)

Экскурсии –особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С детьми надо организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по парку", " Что покажет луг?", "Зимняя красота", «В гости к птицам». После проведенной экскурсии педагог через образовательную ситуацию помогает детям вспомнить, запечатлеть, пережить увиденное, используя предметно – схематическое, сенсорно – графическое моделирование. Так, посетив опушку леса дети вместе с родителями выполнили макет: «Тайны природы».

В работе с моделью можно использовать художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.Для полного восприятия предметов, явлений природы помогают предметные, предметно – схематические модели. Знакомя детей с рассказами К. Д. Ушинского «История одной яблоньки», «Четыре желания» и др. педагог использует метод моделирования для понимания текста, запоминания последовательности событий. После прочтения художественного текста дети зарисовывают, моделируют понравившиеся сюжеты, героев из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения. Например, книги Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова расскажут детям о птицах, об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник», познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении, научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне»

В работе педагога необходимо использовать наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, иллюстрации, произведения живописи, различные природные коллекции. Использование наглядных пособий в практике дошкольного воспитания обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка. Важная особенность наглядных пособий— статичность изображения предметов, событий или природных явлений, дающая возможность подробно рассмотреть, описать, установить между ними содержательные связи.Пособия можно использовать, чтобы дать детям представление о росте и развитии животных. «Рельефные» картины отчетливо демонстрируют два разных состояния животных: детское и взрослое. По картинкам можно проследить рост и развитие детенышей некоторых животных в течение года. Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.При рассматривании картин, формирование реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием — введение мерки. Например: Ребёнок ставит карточку рядом с выбранным ими или названным воспитателем животным, и оценивать его размер в сравнении с ростом человека.Используя человека в качестве мерки, дошкольники могут убедиться: бурый медведь, а тем более слон — громадные животные. Перенося модельные размеры животных с пособия в реальные условия, дети могут представить абсолютные размеры животных.

 

Приложение 1

Организация разных видов деятельности в развитии детей на основе моделирования в старшей группе детского сада.

Тема: «Деревья»

 

Формы в работе с детьми Организация разных видов деятельности детей Образовательное содержание на основе образовательных ситуаций Применение моделирования

Наблюдение

Познавательно-исследовательская деятельность

 

- За деревьями в ветреную и безветренную погоду.

Организация познавательной деятельности на основе проблемной ситуации: «Как можно узнать, увидеть, какой сегодня на улице ветер, не выходя из помещения»

Создание предметной модели: «Зависимость силы ветра на наклон деревьев»

Материал: проволока для создания образа дерева (ветреная погода – ветви дерева наклонены, в безветренную – дерево без наклона).

- Покров деревьев в разное время года.

(долговременное наблюдение)

Организация познавательной деятельности на основе проблемной ситуации: «Создание и украшение книжки – малышки с загадками о деревьях в разное время года».

Создание предметно – схематической модели: «Деревья в разное время года». Аппликация с цветными кружочками (листья дерева) – зелёные, жёлтые, красные, и др.)

 

- За формой листьев разных деревьев. Организация познавательной деятельности на основе

проблемной ситуации: «В городе Формаград проводится выставка картин: «Моё любимое дерево (деревья)». Надо помнить, что в этом городе все дома, предметы и даже растения созданы в форме геометрических фигур».

Создание предметно – схематической модели: «Деревья с разными формами листьев». Дети зарисовывают ствол дерева и наклеивают готовые формы (листья).

Материал: Геометрические фигуры, альбомные листы.

Проблемные вопросы

 

  Организация познавательной деятельности на основе проблемной ситуации: Рассматривание энциклопедии, постановка проблемных вопросов:

- Почему про берёзу говорят, чтов этом дереве «4 угодья»? ("4 угодья" это банный веник, лучина, береста, березовый сок)

Графическая модель: «Польза дерева – берёзы для человека». В центре располагается иллюстрация берёзы, от неё отходят стрелочки, показывающие пользу дерева для человека (графически рисуется веник, береста, сок и т.д.)
- Почему говорят: «Лес – наше богатство»?

 

Графическая модель: «Польза растительного мира для человека». Модель может быть аналогична предыдущей.
Опыты

 

Образовательная ситуация (познавательная) – «Нашему детскому саду много лет и деревья, которые растут возле сада стали старыми. Старое дерево может упасть на человека, поэтому их спиливают и отправляют на дрова. Детскому саду надо посадить новые деревья. Решение - Из питомника нам привезли саженцы разных деревьев. «Поможем посадить деревья»).

Понаблюдаем. Как будут приживаться и расти разные деревья.

- Что необходимо дереву, чтобы оно выросло здоровым, красивым?»

Графическая модель:

- Алгоритм посадки и ухода за деревьями.

- Дневник наблюдений за ростом деревьев: берёза, рябина, сосна.

 

Эксперименты

 

  Образовательная ситуация (познавательно-исследовательская) – «Летним, знойным днём Пчёлка Майа ищет дерево, кора которого не нагревается». Выход на поисковую деятельность (обследуют кору деревьев).

Вывод: Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным.

Графическое моделирование: «Кора деревьев в жаркий, солнечный день» (кружочек красного и синего цветов: выкладывание под кружочками картинок с деревьями)

Задание: нарисовать Пчёлку Майу на деревьях, которые не нагреваются».

Дидактические игры

 

  «С какого дерева листок» - узнавание и называние листьев деревьев. Предметно – схематическое моделирование: «С какого дерева лист?»
«Кора деревьев» - определение и называние деревьев по кусочкам коры. Предметно –схематическое моделирование: «Подбор цветных карточек разного типа бумаги – бархатная, гофрированная, калька и др.»
«Строение дерева» - формирование представления о строении дерева, куста (Ствол, ветви, корни, листья) Предметное моделирование: Создание макета: «Дерево»
Возраст дерева (кольца) –определение возраста дерева по кольцам на срезе ствола. Модель: «Возраст дерева» (например от игрушки - пирамидки)
Прогулки, экскурсии

 

  «В осенний лес (парк)» - распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Игры, упражнения:

- «Правила поведения на природе»

Графическое моделирование: «Правила поведения в лесу»
- «Что мы видели, (слышали) в лесу» - перечисление предметов увиденных детьми вокруг себя в лесу, на поляне. Графическое моделирование: «Предметы природы»
- «Что, какое» - называние предмета и его свойство.

 

Предметно – схематическое моделирование: «что, какое?»

(небо – голубое: кружочек бумаги голубого цвета;

тропинка – длинная: верёвочка;

луг – разноцветный: пёстрая ткань)

- "Мы - осенние листочки"- узнавание и называние листьев деревьев. (Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок). Предметно – схематическое моделирование: «Листья дерева» (С помощью геометрических фигур дети называют на какую фигуру похож листочек дерева или самостоятельно зарисовывают ту или иную фигуру).
«Листья каких деревьев шелестят в ветреную погоду» - определение и называние деревьев, листья которых издают шелест. Моделирование: «Султанчики», «Скомкать газетную бумагу, издавая шелест».
Труд   Посадка берёзы на участке детского сада. Образовательная ситуация: «Беседа: «Польза деревьев для человека, животного мира» Графическое моделирование: «Посадка дерева». Алгоритм посадки дерева, инструменты труда.
Беседы

 

Речевая - «Берёза – друг человека» Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

Графическая модель, которая демонстрирует пользу берёзы для человека. Использование системного оператора (Технология -ТРИЗ): «Берёза».

 

Чтение художественной литературы  

Сказки- М. Скребцова «Внутренняя красота», «Солнечное дерево»

Загадки - Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Пословицы, поговорки, народные приметы Одно дерево – не тёмный лес. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.Без вербы- не весна. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

РассказыМ. Пришвин «Рябина краснеет», «Осинке холодно»

Стихи Е. Благинина «Черёмуха»,

А. Майков «Зелёный шум»,

А. Фет «Уж верба вся пушистая», «Ива»

- Предметно- схематические модели: геометрические фигуры, н-р: берёза – белый прямоугольник, ель – зелёный треугольник, куст – овал, рябина – красный овал и т. д.)

Модели, схемы при разгадывании загадок.

- Двигательные предметно – схематические модели: н-р: И. Токмакова «Берёза»

Мнемотаблицы – при разучивании стихотворений.

Предметная модель для знакомства стихотворения И. Семенова «Берёза»

Предметно-схематическая модель: «Нарисованные пословицы, поговорки»

 

Использованная литература:

  1. Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
  2. Методические советы к программе "Детство". - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - С.304
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. СПб. ПИТЕР.:2003 г.
  4. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия "Педагогика и психология", 1979. №2.
  5. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Уч. –метод. пособие / Т. И. Бабаева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  6. Вербенец А. М.. Солнцева О.В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной общеобразовательной программе «Детство»: учеб. - метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 272 с.
  7. Н.Н. Подьяков «Педагогический вестник» №1-1997 г.
  8. Куликовская И. Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80.
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004. - С.64.
  10. Николаева С. Н Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 1995.
  11. Николаева С. Н Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Кн. для воспитателей детского сада. — М., 1999.
  12. Николаева С.Н Концепция экологического воспитания дошкольников. — М., 1996.
  13. Николаева С. Н Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. — М., 1996.
  14. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада. — М., 2000.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Рабочая программа младшей группы

Рабочая программа младшей группы

Читайте также

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...