Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр и упражнений

 

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве, так как все предметы существуют в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей действительности, условием успешной познавательной и исследовательской деятельности.

Данной проблеме большое внимание уделяли многие педагоги и психологи. В работах Ж. Пиаже, Е.И. Тихеевой, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной и др. были раскрыты закономерности совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Введение ИКТ в систему дидактики является действенным средством обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста этим видом является игра как наиболее значимая деятельность, обладающая уникальными развивающими возможностями. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту.

В нашем детском саду нами изучались возможности формирования пространственных представлений у дошкольников через использование компьютерных игровых технологий.

Компьютерные игры были специально подобраны, а некоторые и разработаны для воспитанников ДОУ и проводились с детьми в непосредственно образовательной деятельности. Занятия включали в себя три этапа. На первом этапе шло погружение ребенка в сюжет занятия через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогали справиться с поставленной задачей. В занятие включались комплексы зрительной и пальчиковой гимнастики для подготовки организма ребенка к работе. На втором этапе работы дети овладевали способом управления программой и с помощью воспитателя осваивали игру. Как способ «погружения» ребенка в игровой процесс использовалась карточка-схема с алгоритмом управления компьютерной программой. На первых тапах дети знакомились с символами, проговаривали и отрабатывали способы управления игрой с педагогом, в дальнейшем дети самостоятельно «прочитывали» схематический рисунок. На третьем этапе также использовались комплексы гимнастики для снятия зрительного, мышечного и нервного напряжения.

Мониторинговые исследования показали, что созданная нами система использования ИКТ в образовательном пространстве ДОУ позволила повысить уровень развития пространственных отношений, помогла детям усвоить и закрепить полученные знания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...

Квантум химия для дошкольников

Квантум химия для дошкольников

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Читайте также

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы (Опыт работы Макоевой З.Б.) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...