Адаптация сотрудников как важное направление создания условий для профессионального и должностного развития персонала

 

Данная статья посвящена организации адаптации молодых специалистов, пришедших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Вместе с тем, результаты многолетних наблюдений показывают, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, посредством создания организационных, научно-методических и мотивационных условий для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

При организации адаптации специалистов руководство Учреждения сделало акцент на применение методов внутреннего развития персонала. Прежде всего, это обусловлено их экономической доступностью, что особенно актуально для бюджетных организаций. Кроме того, такой подход позволяет организовать обучение молодого специалиста «без отрыва» от работы, а содержание и методы обучения соответствуют запросам Учреждения. Следует помнить, что наличие налаженной системы внутреннего обучения способствует созданию и накоплению уникальных корпоративных знаний, что, в свою очередь, повышает стратегическую устойчивость организации.

Особенно важно увязывать систему внутреннего обучения сотрудников с технологиями адаптации персонала, если для организации характерна высокая текучесть кадров или большая доля молодых специалистов, не имеющих опыта работы (см. рис.1).

 

1Концепция развития профессиональных качеств нового сотрудника, не имеющего опыта работы через технологии адаптации и внутриорганизационного обучения

 

В МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» работают как мастера педагогического труда, так и молодые, неопытные педагоги. Качественные характеристики коллектива в течение последних пяти лет остаются примерно одинаковыми: 35-40% педагогов — это опытные, квалифицированные воспитатели с большим стажем практической работы в детском саду (причём 50% из них старше 50 лет) и 31% — молодые воспитатели, стаж педагогической работы которых составляет менее 2 лет. Таким образом, в учреждении существует объективная потребность в организации системы внутренней трансляции знаний от опытных коллег к новичкам при управлении образовательным учреждением в рамках ФГОС.   

Все вышесказанное особенно актуально в связи с тем, что молодые педагоги испытывают дефицит навыка практического применения полученных знаний. Действующая система адаптации и внутреннего обучения Учреждения призвана устранить данный разрыв в компетенциях.

Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Поэтому администрация дошкольного учреждения избрало дифференцированный подход к каждому специалисту, проходящему адаптацию. Прирост компетенций новичка обеспечивается за счет комбинации различных кадровых технологий в рамках ФГОС. Например, согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать «тандемы» из опытных и начинающих специалистов. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение в различных рабочих ситуациях, дать практические советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы.

Также для обучения молодых воспитателей в детском саду используются различные формы и методы: обучение на рабочем месте; наставничество; организация участия в работе методических объединений (МАДОУ, города); самообразование и т.п. В процессе развития компетенций молодых сотрудников одним из наиболее эффективных является метод моделирования и анализа рабочих ситуаций. Он помогает найти обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу в рамках ФГОС.

Параллельно в детском саду регулярно проводятся семинары – практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием имитаций, ролей. Деловые игры позволяют воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем.  

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов, выявленных в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Дополнительно за каждым молодым педагогом закрепляется опытный наставник, который действует на основании Положения «О наставничестве».

Сформированные в Учреждении традиции наставничества позволяют молодому педагогу получить ценную поддержку опытного профессионала, которая выражается в оказании практической и теоретической помощи на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций обсуждаются различные варианты их решения и т.п.

Следует отметить важный методический аспект системы наставничества, принятой в Учреждении - молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. Таким образом, новый сотрудник повышает свой профессиональный уровень; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него - со всем коллективом.

Наставник также развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимодействия со своим подопечным.  Следовательно, наставничество, направленное на передачу опыта от одного «поколения» сотрудников к другому, не только становится эффективным средством развития профессиональных компетенций, но и способствует сплочению коллектива.

С целью стимулирования творческой активности молодых специалистов в МАДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Молодые педагоги также привлекаются к участию в конференциях и конкурсах.

Значимую роль в сопровождении профессионального развития молодого сотрудника играют различные методические инструкции и памятки, посвященные различным аспектам работы (см. Приложение 1).

Одна из главных задач действующей системы адаптации персонала – формирование лояльности и внутренней сплоченности коллектива. Этому способствуют различные корпоративные события, наиболее значимым из которых является проведение ежегодного мероприятия «Посвящение в профессию!».    

В заключении отметим, во время адаптации нового сотрудника важно постоянно отслеживать «обратную связь» на предмет того, как проходит его включение в работу. С этой целью наставник или директор Учреждения регулярно беседуют с молодым специалистом, обсуждая его первые рабочие дни. Также по прошествии месяца новичку предлагается заполнить небольшую анкету (см. Приложение 2), анализ ответов на вопросы анкеты позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в работу с молодым специалистом.

Таким образом, сложившаяся в Учреждении практика адаптации и развития молодых специалистов способствует, тому, что новички быстрее и качественнее осваивают свои профессиональные обязанности; легче находят взаимопонимание с коллективом. Кроме того, косвенно подобный подход, базирующийся на взаимосвязи мероприятий по адаптации сотрудников с системой внутриорганизационного обучения, повышает результативность работы всего коллектива (за счет эффектов взаимного обучения) и способствует накоплению ценных корпоративных знаний в рамках ФГОС.

 

Приложение № 1

 

Несколько советов молодым специалистам

  1. Любите и уважайте маленького человека так же, как и взрослого.
  2. Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство приходит не сразу.
  3. Пополняйте свой «багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы и т.д.
  4. Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под «настроением» нужно понимать настрой на работу.
  5. Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если придется изменить ход начатого занятия или понадобится провести его вне плана. Готовьтесь к занятию с «запасом». Лучше пусть останется неиспользованным материал, чем его не хватит.
  6. Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят.
  7. Старайтесь соблюдать «кодекс» справедливости. У маленьких детей обостренное чувство несправедливости.
  8. Учите наизусть детские стихи, особенно веселые. Очень часто возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.
  9. Можно завести себе «помощника» в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы будете советоваться, как поступить.

 

Несколько запретов начинающим воспитателям

1.  НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями.

2.  НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить.

3. Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он   будет готов искренне попросить прощения.

4. Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания.

5. НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду. Старайтесь добиться того. Чтобы виновный сам признал свою вину, желательно как ошибку, а не думал, что он «плохой», «невоспитанный» или делает всё «назло».

6. Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не    позволяйте делать это другим.

7. НЕ проводите игру или занятие, если вы в них не разобрались или недостаточно     готовы, чтобы провести на должном уровне.

8. НЕ прерывайте детскую инициативу словами «Скажешь, когда тебя попросят», или «Начнешь делать, когда тебе разрешат», иначе они перестанут что-либо делать без    вашего руководства.

9. НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения.  Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило.

10. НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или расстройства при     неудаче, не лишайте их возможности проявитьсочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства.

 

Приложение № 2

 

Анкета молодого специалиста

Уважаемый молодой специалист!

Ответьте на вопросы нашей анкеты для того, чтобы мы могли вас лучше узнать и найти пути дальнейшего   вашего становления как педагога.

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя?

2. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

3. С какими трудностями столкнулись в работе? В какой помощи нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

- условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

-  организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

7. Что вам хотелось бы изменить?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

Читайте также

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...