Экологическое развитие детей дошкольного возраста

 

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

Ф. И. Тютчев.

 

 

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ее красоте, ее мудрости, ее законам, ее проблемам каждого человека должны воспитываться с раннего возраста в семье и в дошкольных учреждениях. В нашей стране экологическое образование и воспитание осуществляется в системе государственных и общественных форм, которые формируют экологическое сознание российского гражданина.

Разнообразные объекты природы позволяют воспитателю организовать полезную и интересную деятельность подопечных. У детей развивается любознательность в процессе наблюдений, сравнений, игр и труда в природе, так же они знакомятся со свойствами и качествами объектов. Дети учатся замечать явления природы их изменения и развитие, а полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике. Ребята поливают водой снег для создания построек, увлажняют песок, обмазывают глиной дно каналов, чтобы удерживать воду. Дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей происходит в процессе трудовой деятельности в природе.

Природа сама по себе влияет на развитие личности ребенка и это связанно с формированием у него определенных знаний о ней. Знания о природе помогают ребенку различать признаки, свойства и качества предметов. Говоря о задачах стоящих перед педагогом , который знакомит детей с природой , можно выделить три задачи.

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний. Знания у детей о природе дошкольного возраста формируются обычно представлениями и выраженными их признаками
  2. Формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые умения и навыки детей при взрослении не разрушаются, а наоборот совершенствуются. Уход за растениями и животными вызывает радость у ребенка и желание у других детей помочь ему.
  3. Формирование любви к природе. Природа прежде всего является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Ребенок прочувствовавший однажды красоту природы, будет всегда охранять, оберегать и любить ее, как источник радости.

Главной целью экологического развития и образования является формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

А это возможно только при наличии экологического сознания у педагога и родителей, и их совместной работе с детьми.

Через экологические знания ребенок узнает о своих особенностях, начинает ощущать свою видовую принадлежность. Познавая природу, и все живое на земле у детей происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы. Полученные знания и навыки в дошкольном периоде помогает личности, дельнейшем утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе. Экологическая активность позволяет дошкольникам овладеть умением вести себя в природе, а так же значительно повышает уровень экологической воспитанности.

 

Литература:

Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 1999.

Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. - СПб.: Детсво-пресс, 2000.

Ф. Тютчев, Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. -М.: просвещение, 1992.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!»

Детско-родительский проект по ПДД «Дети – дорога - безопасность!» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. Задачи: -...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в…

Использование технологических карт при организации сюжетно – ролевых игр в ДОУ «Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учёба...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»