К вопросу об особенностях и коррекции межличностных отношений

 

Человек не может жить вне общества, в нём он рождается, развивается, реализуется.

Однако господствующие в обществе идеология и мораль оказывает на индивида влияние опосредованно, через ту группу людей, в которой человек живёт, учится, работает, т.е. через контактную группу. Отношение группы, особенно если она референтна для индивида, к тем или иным общественным нормам может серьёзно повлиять на принятие или не принятие субъектом соответствующих ценностных ориентаций и поведенческих норм. Действующие в группе ценностные ориентации оказывают влияние на формирование ценностно-мотивационного ядра личности. Взаимоотношения, складывающиеся в группе, могут привести либо к удовлетворённости своим положением в группе и раскрытию потенций индивида, либо к конфронтации с группой и поиску возможностей удовлетворить свои социально-психологические потребности в других группах.

П.П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, до способности носить шапку. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

Так как данная тема является актуальной нами было проведено исследование. В нашем исследования были использованы следующие методики:

  1. Метод «Наблюдения» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмагорова);
  2. «Два домика» (И.Вандвик, П. Экблад);
  3. «Рукавички» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Подобрать методики для выявления уровня сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить критерии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать уровни межличностных отношений и соотнести детей по уровням межличностных отношений.

По данным метода «Наблюдения», целью которого было: определение первичной ориентировки детей в реальности детских отношений мы получили результаты: (59%) детей обладают слабой инициативностью т.е. эти дети крайне редко проявляют активность и предпочитают следовать за другими детьми. Например: «Я сам играть не хочу, буду играть только с Леной, потому что он все знает»; «Девочки со мной поссорились и не берут меня к себе, а я одна не могу».

К среднему уровню инициативности мы относим (23%) детей, эти дети часто проявляют инициативу, однако они не настойчивы. Например: «Она со мной дружила, теперь не дружит. Я тогда с ней тоже не играю».

Дети, которые активно привлекают окружающих детей к своим действиям, составляют (18%). Например: «Смотри, как надо делать правильно, рисуй как я»; «А у него все равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше».

У (49%) детей отсутствует чувствительность к воздействиям сверстника, что говорит о неспособности видеть и слышать другого и является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

К среднему уровню чувствительности нами отнесено (25,5%) детей. Эти дети недостаточно отражают желание и готовность воспринимать действия окружающих и отвечать на их предложения.

К высокому уровню чувствительности нами отнесено(25,5%) детей, которые обладают высокой чувствительностью к воздействиям сверстников, что проявляется в ответах на обращения сверстника, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

К низкому уровню относится (62%) детей, у которых преобладает негативный эмоциональный фон (дети раздражены, кричат, оскорбляют сверстников, дерутся), эти дети требуют особого внимания.

К среднему уровню относится (30,5%) детей у них преобладает нейтрально – деловой эмоциональный фон, у детей затрудненно принятие решений и отмечается совместный контроль в виде критических замечаний, отношения носят деловой характер.

К высокому уровню относится (7,5%) детей, у которых преобладает позитивный эмоциональный фон, дети умеют договариваться друг с другом, приходят к общему решению, осуществляют взаимопомощь, самоконтроль.

Обобщив данные метода наблюдений, мы пришли к выводу, что определение первичной ориентировки детей в реальности детских отношений позволило нам описать конкретную картину взаимодействия детей. Выявить много «живых», интересных фактов, отражающих жизнь детей в естественных для них условиях, при этом данные исследования показали: наибольший процент детей относится к категории среднего и низкого уровня.

Согласно данных методики «Два Домика», целью которой было: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы, мы выявили, что состояние межличностных отношений в исследуемой группе выражается в следующих предпочтениях:

«Социометрическая звезда»: выявлен 4 ребенка (14,8%) – эти дети являются привлекательными, уверенными в себе, пользуется авторитетом в группе сверстников, лидирует в играх, с ним охотно дружат другие дети.

«Высокостатусных»: таких детей трое (11,2%) –эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе являются лидерами.

Статус «предпочитаемых» имеют четыре человека (14,8%) – это активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко забывают обиды.

Семь человек (26,2%) попали в категорию «игнорируемые» - получили по 0 баллов. Этих детей постоянно не замечают, их как бы нет в группе, они тихие, малоактивные, играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками, некоторые из них часто болеют.

В категорию «отвергнутые» попало девять детей (33%) – эти мальчики полностью отвергают сверстников, внешне малопривлекательны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям, неопрятны, грубы, агрессивные; часто болеют, малоактивны, внешне мало привлекательны, чрезмерно стеснительны; полностью отвергают сверстников, очень обидчивы, застенчивы.

Полученные нами результаты исследования показывают, что наибольший процент детей относится к категории среднего и низкого уровня. Особенности детей следующие: они крайне редко проявляют активность и предпочитают следовать за другими детьми; при совместно принятом решении и взаимоконтроле затруднен самоконтроль каждого из партнеров; помощь оказывается в виде критических замечаний; взаимный контроль недостаточен; самоконтроль снижен; взаимопомощь не осуществляется. Эти дети не привлекают к себе внимание сверстника. Во время общения преобладает нейтрально – деловой и негативный фон.

Становится очевидным, что без целенаправленной, четко спланированной работы, ситуация самостоятельно не перейдет на качественно новый уровень, развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Определить комплекс психолого – педагогических условий способствующий формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста было нашей следующей задачей

Мы поставили следующие задачи перед собой:

  1. Разработать систему условий направленную на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Организовать пространственную предметно – развивающую среду, благотворно влияющую, на формирование межличностных отношений.

На формирующем этапе исследования, мы провели работу с детьми и воспитателями, по повышению развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Наша работа состояла из этапов: подбор комплекса психолого-педагогических условий (подбор игр, специальных упражнений, художественной литературы); обогащение предметно-развивающей среды; выявление и апробирование в работе с детьми комплекса психолого-педагогических условий.

На контрольном этапе нашего исследования, мы провели повторные диагностические исследования по методикам тождественным предыдущему этапу работы. Исследование показало, что уровень развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа исследования повысился. Детей с высоким уровнем развития межличностных отношений было 10 % детей, после проведения формирующего этапа исследования стало 20 % (7 детей), со средним уровнем было 15 % детей, после проведения формирующего этапа исследования стало 20% (17 детей), с низким уровнем было 15% детей, после проведения формирующего этапа исследования стало 7% (3 ребенка). Дети стали осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием децентрации, благодаря которой ребенок становится способным понимать точку зрения другого. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то, это говорит о том, что у детей возникла безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия.

Исходя из этого, мы определили, что комплекс психолого- педагогических условий может являться и является средством, формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Так как в игре формируется личность ребенка, упражнения помогают дети овладевать опытом взаимодействия с окружающим миром, при чтении художественной литературы дети усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

 

Список литературы:

1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст]: Москва 2013.

2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение [Текст]: СПб., 2001.

3. Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева [Текст]: Психол. Журнал, Москва 2011, № 3.

4. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст]: Москва, 1997.

5. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека [Текст]: Москва, 2010.

6. Психология общения. Энциклопедический [Текст]: Москва, Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Читайте также

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...