Особенности развития креативного потенциала в старшем дошкольном возрасте средствами арт-терапии

 

Аннотация: В статье раскрывается понятие креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, так же уровни развития креативного потенциала у старших дошкольников.

Ключевые слова: креативность,креативный потенциал, воображение, арт терапия, структура креативного потенциала.

 

У каждого из нас

Внутри талант таится

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

 

Дошкольное детство – это возрастной этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия креативного потенциала ребёнка, становления основ его индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). [1]

Развитие детской креативности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения креативного подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Креативность – это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные способности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. [2]

Таким образом, под креативным потенциалом мы понимаем характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова).

В.Т. Кудрявцев ввел понятие «структура креативного потенциала» ребенка - дошкольника. Она представляет собой систему взаимосвязанных абстрактно-всеобщих, «клеточных» творческих способностей, которые образуют психическую детерминанту деятельной жизни ребенка. Они же определяют целостность креативного потенциала и проявляются с различной степенью выраженности в любом творческом акте. [2]

Структура креативного потенциала дошкольного возраста включает следующие составляющие:

- собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности);

- мотивационную составляющую (потребности, ценностные ориентации, мотивы);

- когнитивную составляющую (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).

Мы определили, показатели креативного потенциала: способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; способность к экспериментированию.

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те знания, умения которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования.

Нами было проведено исследование креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, с целью определения уровня развития креативного потенциала у старших дошкольников.

На первом этапе мы изучили особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста способности к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения. С этой целью использовалась методика «Солнце в комнате» Синельников В., Кудрявцев В.

На втором этапе мы изучили способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. С этой целью была использована методика «Незавершенные фигуры» Морозова Т.В., Торшилова Е.М.

На третьем этапе мы изучили особенности детей к экспериментированию. С этой целью использовалась методика «Дощечка» Синельников В., Кудрявцев В.

Обобщая данные проведенных нами методик, можно констатировать, что высокий уровень по результатам всех трех методик составил 17%, средний уровень 50%, низкий уровень 33%.

Для детей с высоким уровнем развития креативного потенциала, характерно развитое воображение, со всеми заданиями они справились отлично, в каждом из них проявили оригинальности, уникальности, фатазию, гибкость и быстроту мышления, у детей есть способность видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач, выдвигает идеи. Демонстрирует, насколько действительно новое может создавать ребенок.

Средний уровень характеризуется, что у детей достаточно хорошо развит креативный потенциал, но не со всеми заданиями они хорошо справились, были некоторые затруднения с выполнением задания, в некоторых ответах присутствовали элементы фантазии, у детей абстрактное мышление. Выдвигаемые идеи частично разнообразны, не всегда способны переходить от одного аспекта к другому. Использует 1-2 стратегии при решении проблем.

С низкий уровень характеризуется, что у детей не в полной мере развит креативный потенциал, они долго думали, не со всеми заданиями справились, не достаточно хорошо развито мышление, отсутствуют элементы фантазии, плохое представление о предметах, не могут с этими предметами построить какой – либо образ, перенести их в какую - либо ситуацию им сложно представить определенную ситуацию, какие – то действия.

Можно сделать вывод, что развивать креативный потенциал детей старшего дошкольного возраста необходимо, наиболее эффективный методом развивающей работы мы считаем арт-терапию.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. [3]

 

Литература:

  1. Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
  2. Васильева, М.О развитии творческого потенциала дошкольников: из опыта работы / М. Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 9-16.
  3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Питер, 2002. – 248 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Через игру – к успеху!

Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...

Читайте также

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой…

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...