Особенности развития креативного потенциала в старшем дошкольном возрасте средствами арт-терапии
Аннотация: В статье раскрывается понятие креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, так же уровни развития креативного потенциала у старших дошкольников.
Ключевые слова: креативность,креативный потенциал, воображение, арт терапия, структура креативного потенциала.
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Дошкольное детство – это возрастной этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия креативного потенциала ребёнка, становления основ его индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). [1]
Развитие детской креативности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения креативного подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Креативность – это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные способности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. [2]
Таким образом, под креативным потенциалом мы понимаем характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова).
В.Т. Кудрявцев ввел понятие «структура креативного потенциала» ребенка - дошкольника. Она представляет собой систему взаимосвязанных абстрактно-всеобщих, «клеточных» творческих способностей, которые образуют психическую детерминанту деятельной жизни ребенка. Они же определяют целостность креативного потенциала и проявляются с различной степенью выраженности в любом творческом акте. [2]
Структура креативного потенциала дошкольного возраста включает следующие составляющие:
- собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности);
- мотивационную составляющую (потребности, ценностные ориентации, мотивы);
- когнитивную составляющую (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).
Мы определили, показатели креативного потенциала: способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; способность к экспериментированию.
Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те знания, умения которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования.
Нами было проведено исследование креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, с целью определения уровня развития креативного потенциала у старших дошкольников.
На первом этапе мы изучили особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста способности к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения. С этой целью использовалась методика «Солнце в комнате» Синельников В., Кудрявцев В.
На втором этапе мы изучили способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. С этой целью была использована методика «Незавершенные фигуры» Морозова Т.В., Торшилова Е.М.
На третьем этапе мы изучили особенности детей к экспериментированию. С этой целью использовалась методика «Дощечка» Синельников В., Кудрявцев В.
Обобщая данные проведенных нами методик, можно констатировать, что высокий уровень по результатам всех трех методик составил 17%, средний уровень 50%, низкий уровень 33%.
Для детей с высоким уровнем развития креативного потенциала, характерно развитое воображение, со всеми заданиями они справились отлично, в каждом из них проявили оригинальности, уникальности, фатазию, гибкость и быстроту мышления, у детей есть способность видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач, выдвигает идеи. Демонстрирует, насколько действительно новое может создавать ребенок.
Средний уровень характеризуется, что у детей достаточно хорошо развит креативный потенциал, но не со всеми заданиями они хорошо справились, были некоторые затруднения с выполнением задания, в некоторых ответах присутствовали элементы фантазии, у детей абстрактное мышление. Выдвигаемые идеи частично разнообразны, не всегда способны переходить от одного аспекта к другому. Использует 1-2 стратегии при решении проблем.
С низкий уровень характеризуется, что у детей не в полной мере развит креативный потенциал, они долго думали, не со всеми заданиями справились, не достаточно хорошо развито мышление, отсутствуют элементы фантазии, плохое представление о предметах, не могут с этими предметами построить какой – либо образ, перенести их в какую - либо ситуацию им сложно представить определенную ситуацию, какие – то действия.
Можно сделать вывод, что развивать креативный потенциал детей старшего дошкольного возраста необходимо, наиболее эффективный методом развивающей работы мы считаем арт-терапию.
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. [3]
Литература:
- Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
- Васильева, М.О развитии творческого потенциала дошкольников: из опыта работы / М. Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 9-16.
- Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И.Копытин. – СПб.: Питер, 2002. – 248 с.
Читайте также |
---|
Через игру – к успеху!
Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...
Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»
Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…
Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...