Поиски путей эффективного управления образовательной организацией в условиях системных изменений

 

Актуальность обозначенной в названии статьи тематики связана с изменениями, происходящими в образовании нашей страны, которые можно охарактеризовать как системные. Эти изменения обусловлены новыми стратегическими задачами, сформулированными на федеральном уровне в новом «Законе об образовании в РФ». В качестве примера можно назвать реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на уровне общего образования, в особенности дошкольного образования [2]. В определенные сроки, с использованием регламентированного содержания образования, обязательных педагогических технологий необходимо получить требуемые результаты освоения образовательных программ. Эти задачи по смыслу соотносятся с механизмами функционирования образовательной организации.

Для достижения планируемых результатов недостаточно обязательного содержания образования и определенных внешних способов его освоения. Поэтому в современных условиях возросла роль управления образовательной организацией на государственном, федеральном, региональном уровнях. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с концепцией непрерывного дошкольного образования [1]; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

В сложившейся ситуации целесообразно говорить о необходимости управления двумя взаимосвязанными процессами – функционированием и развитием образовательной организации. Известно, что функционирование образовательной системы предусматривает «нормативную» деятельность с учетом фиксированных показателей на основе традиционно сложившегося механизма управления. В свою очередь, переход к развитию связан со сменой способов управления, потому что развитие – это процесс качественных изменений на основе выбранной стратегии инновационной деятельности [5, с.20].

Взаимосвязь данных процессов видится в новом законе «Об образовании в РФ» [3], где говорится о том, что к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации относится: разработка и утверждение образовательных программ, а также программы развития (ст. 28, п. 3). По сути, впервые на федеральном уровне предлагаются конкретные механизмы управления: функционированием – через образовательную программу; развитием – через программу развития.

Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации.

Принцип преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка, а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании [6].

Я полагаю, что ДО должно уделять особое внимание взаимосвязи познавательной и коммуникативной активности ребёнка, формирующейся на протяжении всего дошкольного детства. Если на момент поступления в школу у ребёнка не будет ярких впечатлений, он не будет обладать полезными и интересными сведениями, то тогда у дошкольника будет отсутствовать крепкая основа для усвоения системы знаний в школьном обучении. Поэтому выяснение условий эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребёнка к окружающему миру, в первую очередь, способствует подготовке его к обучению в школе.

Выводы. Успешное управление образовательным учреждением в условиях системных изменений зависит не только от эффективности разработки двух самостоятельных документов, определяющих особенности функционирования и развития – программы развития и образовательной программы, но и от их согласованности, взаимного дополнения, непротиворечивости. Решение этой задачи возможно только в условиях непрерывного образования, повышения профессиональной компетентности, как разработчиков этих документов, так и педагогических работников, которые обеспечивают их реализацию.

Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Педагоги должны быть готовы к восприятию новизны ФГОС, должны овладеть методами формирования и развития универсальных учебных действий. Руководитель образовательной организации должен обеспечить условия для внедрения ФГОС, управлять данным процессом, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.

Управление образовательным учреждением должно ориентироваться на личность (ребёнка, педагога, руководителя). Без целенаправленного и научно-обоснованного управления невозможно сегодня обеспечить благоприятные условия творческой работы коллектива дошкольного учреждения, внедрять инновации в работу с детьми.

 

Список литературы:

1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06, 2003).

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

4. Балгабаева К.С. Особенности управления дошкольной организацией в современных условиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_NiTSB_2009/Pedagogica/41659.doc.htm

5. Киреева Д.Р., Паршев А.Г., Иванова О.Г., Стряпухина Ю.В. Управление образовательным учреждением в условиях системных изменений: методическое пособие / Д.Р. Киреева, А.Г. Паршев, О.Г. Иванова, Ю.В. Стряпухина. – Спб., 2015. – 117 с.

6. Пасечник И.И. Преемственность образовательной системы дошкольного образования и начальной школы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsh-school.ru/wp-content/documents/teachers/pasechnik/obobshenie_oput.pdf





Новые публикации

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста Аннотация: В структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению входит много компонентов. Среди...

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у…

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у нас в гостях» Форма НОД: интегрированное. Направление: ОЗОЖ. Виды деятельности: словесная; наглядно-демонстрационная; игровая. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативная», «речевое развитие», «познавательное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Образовательные задачи: 1. Повторить с...

Читайте также

Примерная памятка для самоанализа занятия.

Примерная памятка для самоанализа занятия. 1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий?  2. Была ли произведена с...

Психологические аспекты преемственности школы и ДОУ в рамках ФГОС

Психологические аспекты преемственности школы и ДОУ в рамках ФГОС     Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом...

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию положительного эмоционального настроя среди детей…

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию положительного эмоционального настроя среди детейТема: «Ты и я – вместе дружная семья»   Программное содержание: 1. Создать в...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Интегрированное занятие по ПДД "На помощь машинке Би-Би"

Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, уточнить названия некоторых знаков,воспитать уважительное отношение к ПДД и соблюдать их.     Ход занятия: Ребята, к нам в гости сегодня пришла вот такая машинка. Зовут его Би-Би. Он живет в стране под...

ПРОДОЛЖАЕТСЯ АКЦИЯ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ

В регионе продолжается акция «Дети летать не умеют», ее проводит уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. Задача акции - повысить сознательность родителей и предотвратить случаи выпадения детей из окон. Чтобы принять в ней участие, нужно сфотографироваться с плакатом...

Осторожно на воде!!!!!!!!!!!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство