Основы нейропсихологической коррекции в старшем дошкольном возрасте
Задачи коррекции.
1. Выявление уровня несформированности психических процессов, определение компенсаторных возможностей.
2. Формирование и развитие дефицитарных функций за счет опоры на сильные сохранные звенья и развития взаимодействия психических процессов.
Основные принципы нейропсихологической коррекции.
1. Коррекция – это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для развития и обучения.
2. Развитие недостаточно сформированных функций с опорой на сильные звенья психического функционирования ребенка.
Коррекция – переструктурирование слабой функции с опорой на сильное звено.
3. Начинать коррекцию необходимо с воздействия на фоновые звенья, воздействуя, таким образом, опосредованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка.
Это межполушарные связи, нейродинамика, контроль (1-й, 3-й блоки мозга и межполушарные связи).
4. Принцип замещающего онтогенеза – построение коррекционной программы в соответствии с развитием мозговых процессов в онтогенезе. Вектор развития – снизу вверх, изнутри кнаружи, слева направо.
5. Построение программы в соответствии с закономерностями процесса интериоризации – работа с постепенным усложнением заданий, уменьшением помощи от совместной к самостоятельной, от развернутой инструкции к свернутой. Сначала специалист берет функцию слабого звена на себя. Задания подбираются с учетом дальнейших упрощений и свертываний действий.
6. Использование игровой формы занятий. Игра используется для снятия напряженности, страха неспешности, повышения мотивации, включения эмоций, аффекта интеллекта – повышения эффективности работы мозга без вреда здоровью. Кроме того, игра, как действие подчиненное правилам, является испытанием воли, формирует произвольность.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций ребенка.
Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психологической деятельности.
Формирование двигательных и психических функций ребенка в раннем возрасте неразрывны (психомоторные функции). Каждый этап развития представляет базу для следующего. Если искажена начальная функция, впоследствии будут искаженно развиваться и дальнейшие. Таким образом, работу надо начинать с нижнего, базового уровня, учитывая, что для развития каждой функции существует свой синзитивный возраст. Двигательная сфера (умение владеть своим телом) формируется в возрасте до 2-х лет. Если в развитии пропущена или свернута одна из составляющих, то впоследствии может возникнуть проблема в психическом развитии.
Так дети имеющие трудности в обучении или поведении, демонстрируют какие-либо моторно-двигательные нарушения.
Читайте также |
---|
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения
Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...
Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…
Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста…
Методическая разработка сценария. «Военно-спортивная квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Зарница» - посвященная дню Великой Победы» Аннотация: данная методическая разработка предназначена...