Основы нейропсихологической коррекции в старшем дошкольном возрасте

 

Задачи коррекции.

1. Выявление уровня несформированности психических процессов, определение компенсаторных возможностей.

2. Формирование и развитие дефицитарных функций за счет опоры на сильные сохранные звенья и развития взаимодействия психических процессов.

Основные принципы нейропсихологической коррекции.

1. Коррекция – это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для развития и обучения.

2. Развитие недостаточно сформированных функций с опорой на сильные звенья психического функционирования ребенка.

Коррекция – переструктурирование слабой функции с опорой на сильное звено.

3. Начинать коррекцию необходимо с воздействия на фоновые звенья, воздействуя, таким образом, опосредованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка.

Это межполушарные связи, нейродинамика, контроль (1-й, 3-й блоки мозга и межполушарные связи).

4. Принцип замещающего онтогенеза – построение коррекционной программы в соответствии с развитием мозговых процессов в онтогенезе. Вектор развития – снизу вверх, изнутри кнаружи, слева направо.

5. Построение программы в соответствии с закономерностями процесса интериоризации – работа с постепенным усложнением заданий, уменьшением помощи от совместной к самостоятельной, от развернутой инструкции к свернутой. Сначала специалист берет функцию слабого звена на себя. Задания подбираются с учетом дальнейших упрощений и свертываний действий.

6. Использование игровой формы занятий. Игра используется для снятия напряженности, страха неспешности, повышения мотивации, включения эмоций, аффекта интеллекта – повышения эффективности работы мозга без вреда здоровью. Кроме того, игра, как действие подчиненное правилам, является испытанием воли, формирует произвольность.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций ребенка.

Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психологической деятельности.

Формирование двигательных и психических функций ребенка в раннем возрасте неразрывны (психомоторные функции). Каждый этап развития представляет базу для следующего. Если искажена начальная функция, впоследствии будут искаженно развиваться и дальнейшие. Таким образом, работу надо начинать с нижнего, базового уровня, учитывая, что для развития каждой функции существует свой синзитивный возраст. Двигательная сфера (умение владеть своим телом) формируется в возрасте до 2-х лет. Если в развитии пропущена или свернута одна из составляющих, то впоследствии может возникнуть проблема в психическом развитии.

Так дети имеющие трудности в обучении или поведении, демонстрируют какие-либо моторно-двигательные нарушения.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Знакомство с трудом младшего воспитателя

Знакомство с трудом младшего воспитателя Первое представление о труде взрослых дети трёх лет получают наблюдая как работает мама, бабушка, воспитатель, няня...

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «На пути…

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «На пути к школе»

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...