Филобутонистика как средство развития мелкой моторики рук, познавательных и психических процессов у детей с нарушением зрения

 

План:

  1. Преемственность детского сада и школы.
  2. Цели, задачи и принципы, компоненты преемственности.
  3. Влияние мелкой моторики на развитие познавательных, психических процессов у детей с нарушением зрения.
  4. Игры с нетрадиционными предметами.
  5. Значение филобутонистики для детей с нарушением зрения.
  6. Литература.

 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком»

Л.С. Выготский.

В современных условиях реформирования системы образования, преемственность выступает, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Детский сад и школа – два неразрывных звена в системе образования. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, обеспечивающего подготовку детей к школе, должна существовать преемственность.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению в рамках ФГОС.

Преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению, это адаптированность детей к школьному обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Преемственность обеспечивает постепенное развитие знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Она способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.        

Преемственность с точки зрения дошкольного образования – это формирование интегративных качеств личности дошкольника, которые послужат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Этот период формирования предпосылок учебной деятельности, которые станут фундаментом для младших школьников.

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном.

Задачи:

1. Согласовывать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса.

2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

3. Обеспечить условия, способствующие плавному переходу детей от игровой к учебной деятельности.

4. Создать единую стратегию в работе с родителями.

Принципы:

  1. Принцип интеграции содержания дошкольного и школьного образования.
  2. Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированный подход к детям дошкольного и школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
  3. Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса.
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик детей.
  5. Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, способствовать переходу от игры, как ведущей деятельности дошкольника, к учебной деятельности.    

Общие условия:

  • Создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, путей их достижения.
  • Воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.
  • Создание основы для самостоятельного усвоения воспитанниками новых знаний, умений компетенций, видов и способов деятельности.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, включаю детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Основные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение благоприятной атмосферы, способствовать эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению содержания обучения и воспитательской деятельности, а также рассмотрение перспектив развития и изменения обучения и воспитания от дошкольного детства к начальной школе.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника, психологическая готовность.

Главное направление работы по реализации преемственности - работа с детьми: выявление интересов, потребностей, проблем в развитии, определение группы риска, оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий, организация образовательного процесса на основе принципов ФГОС, определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в      развитии ребенка. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.  Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

- в связи с развитием познавательных способностей;

- в связи с развитием речи;

- развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Даниил Борисович Эльконин подтверждает: «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними».    

Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.  Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. Работая с детьми, имеющими зрительные нарушения, мы заметили, что у них слабо развита зрительно-моторная координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для их полноценного развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире. Но к ней ребенка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательных ощущений, речи, памяти. В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.

Играя с пуговкой, твори и непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи и маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать и мелкую моторику успешно развивать!

Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей успешности обучения в школе. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног.

Добиться качественного выполнения таких движений помогают скоординированные действия мышечной, костной и нервной систем человеческого организма. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, и других внешних свойств предметов и явлений.

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка, поэтому использование нетрадиционных техник сможет помочь каждому взрослому проводить такие игры без лишних уговоров. Нетрадиционные техники всегда привлекают и удерживают детское внимание, ведь каждому ребенку интересно все новое и необычное.

  • Игры с крупными бигудями;
  • Игры с длинными бигудями;
  • Игры с бусами;
  • Игры с зубными щетками;
  • Игры с нитками (клубок);
  • Игры с семенами и крупами;
  • Игры с пуговицами.

С помощью разнообразных игр с необычными предметами происходит тренировка движений пальцев рук, помогает не только развить координацию движений, но и нормализует психическое состояние ребенка, снижает уровень тревожности, способствует исчезновению детских страхов, воздействуя на кору головного мозга. В процессе таких игр дети получают не только знания и навыки, а также удовольствие, радость от своих успехов. Осязание и мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет; способствуют повышению самооценки ребенка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.

Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребенка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.

Хочу вам рассказать об использовании пуговиц в нашей группе для детей с нарушением зрения. Вы можете подумать, что пуговицы — это слишком просто и скучно, а я вам расскажу как это интересно и увлекательно. Всё началось с того, что кто-то из девочек группы принёс в детский сад красивые пуговицы. А на следующий день в детский сад принесли пуговицы не только девочки, но и мальчишки. Но что делать в такой ситуации воспитателю? Разрешить играть? А как же безопасность детей? И возникла идея! А давайте мы займёмся коллекционированием пуговиц! И началось!!! Родители недоумевали: Для чего вам пуговицы?

Филобутонистика — коллекционирование и изучение простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления, составление художественных произведений из пуговиц. Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группе все чаще встречаются дети с неровным поведением, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.

С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если стремятся к совместной познавательной деятельности, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Но только коллекционированием дело не обошлось, мы стали использовать пуговицы для коррекционных и развивающих игр.

Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счётом. А ещё такие игры развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию, точность движений и внимание, математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), а также логику, эмоциональное и творческое развитие.      Упражняясь с пуговицами, ребёнок развивает координацию движений, усидчивость и произвольность психических процессов.

Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребёнка различных манипуляций с пуговицами, желание ребёнка бесконечно трогать и перебирать пуговицы, тем более что когда-то этот предмет для него был запрещён. А, как известно – запретный плод сладок. Манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии. Ими нельзя порезаться или уколоться, обрабатываются как все пластмассовые игрушки, и ребята с удовольствием их моют.

Дидактические игры с пуговицами провожу как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Дидактические упражнения: «Божья коровка», «Грибок», «Яблонька»

Цель: развитие памяти, логического мышления, количественного счёта, концентрации внимания.

Дидактические упражнения: «Ёлочные игрушки», «Пасхальное яйцо», «Паровозик»

Цель: закрепление понятий «величина», «цвет». Развитие воображения, эстетического восприятия, творческого мышления.

С большим увлечением старшие дети играют в игру «Аквариум».

Игра «Аквариум»

Цель: закрепление знания цветов и их оттенков, развитие слуховой и зрительной памяти, поднятие настроения, мышечная релаксация, снятие напряжения.

Вместе с детьми наполняем ёмкость водой комнатной температуры. Затем предлагаю детям «превратить» пуговицы в рыбок, придумать им названия и запустить их в аквариум. Дети рассматривают «рыбок», затем ребёнок, который правильно назвал «рыбку», может взять её из аквариума. Игра заканчивается, когда в аквариуме не останется ни одной рыбки – пуговицы. Выигрывает тот, кто назовёт и достанет наибольшее количество пуговиц. Упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы.

«Печатная машинка»

Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребёнок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение «печатания».

Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноимёнными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

«Поднимание пуговиц»

Ребёнку предлагается с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

«Расти, пальчик!»

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

«Сильные пальцы»

Пуговицу держим одним пальцем правой и одним пальцем левой рук, сочетание пальцев произвольное или задано ведущим. Производим силовые нажатия на пуговицу попеременно пальцем правой, а затем пальцем левой руки. Нажимающий палец выпрямлен, «поддающийся» палец согнут.

Существует целый ряд детской деятельности: игровая, речевая, продуктивная, экспериментально-поисковая, где задействованы простые и фирменные пуговицы.  Заинтересованность у детей очень высокая.

• Игровая деятельность.

Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету».

Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».

• Продуктивная деятельность.

Рисование: «Нарисуем пуговицу».

Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка»).

Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений; пришивание пуговиц.

• Экспериментально-поисковая деятельность.

Рассматривание пуговиц под лупой.

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

• Речевая деятельность:

Составление описательных рассказов о пуговицах.

Речевые упражнения «Какая пуговица?».

«Подбери и расскажи».

Придумывание сказок и историй.

Формы работы с родителями:

• Беседы с родителями о важности, данной проблемы.

• Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».

• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.

• Привлечение родителей к пополнению загадок, стихов, поговорок, пословиц, примет о пуговицах.

• Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

Таким образом, работа с пуговицами направлена:

- на развитие мелкой моторики, внимания, воображения, памяти;

- учит детей дошкольного возраста ориентироваться в основных и оттеночных цветах;

- учит сопоставлять образец и выполненную работу;

- закрепляет сенсорные навыки и пространственные представления;

- воспитывает усидчивость и трудолюбие;

- формирует устойчивый интерес к полученному результату.

Значение:

Работа с пуговицами играет большую роль в развитии тактильно-двигательного восприятия. У детей вырабатываются навыки быстрого внимания и наглядности образного мышления, зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается точность фиксации взора и активно упражняется глазодвигательная система.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым, соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

«Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие».

Л.А.Жданов.

Во время игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, зрительная и двигательная память. Упражняясь с пуговицами, ребёнок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость.

Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами. А развитие мелкой моторики способствует формированию совокупности скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Филобутонистика важна еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, готовность руки к письму, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Таким образом, данное направление деятельности может быть использовано педагогами в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Родители смогут увидеть новые, ранее неоткрытые способности детей, новый детский опыт, основанный на индивидуализации каждого ребенка.  

Увлечение филобутонистикой способствует установлению партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами, стимулированию потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

 

Список литературы:

  1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / Молодой учитель № 5-2014
  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. учебник для студентов дефектол. фак. педвузов / М., Владос, 2012
  3. Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Дошкольное воспитание. – 2002. - №6 с. 75 - 79.
  4. Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушением зрения /Дефектология. – 20014. - №2 с. 76.
  5. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / под ред. Кузнецовой Л. В. – М.: Изд.: «Академия», 2003 с. 480.
  6. Подколзина Е. Н. некоторые особенности коррекционного обучения у дошкольников с нарушением зрения / Дефектология. – 2001. № 2.  с. 84
  7. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики / Дошкольное воспитание. – 1998.  № 9.  с. 41.
  8. Шабанова Э. Фасоль, горох и … мелкая моторика /Игра и дети. 2003.  №5. с. 17 - 18.
  9. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики /Дошкольное воспитание. 2000.  №5.  с. 61.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема «Сталинградская битва» 80…

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью Тема «Сталинградская битва» 80 лет освобождения от фашизма Цель: Формировать мировоззрение ребёнка на основе исторических...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Консультация для родителей «Красавица весна»

Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...