Воспитание в детях толерантного отношения к народам Поволжья

 

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач нашей работы. В  нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И каждый должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А наша задача – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на наш взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «Дружба народов Поволжья» в ГБОУ ООШ №6 СП «Детский сад «Бабочка». Наша группа «Подсолнух» и мы воспитатели группы Чеботкова Марина Александровна и Глазунова Светлана Александровна решили принять участие в этом проекте.

В ходе проекта дети узнали много нового и интересного о людях живущих в Поволжье: русских, татарах, чувашах, мордвах. Познакомились с их обычаями и традициями. Активное участие в подготовке проекта приняли родители. Семья Ивашкиных принесли русский народный инструмент балалайку, расписные ложки, ткацкий станок; Даша Шебалдина, Лера Тымченко, Илья Шукшин со своими мамами сшили наряды для кукол в национальной мордовской, татарской, чувашской одежде; семья Белоглазовых подготовили презентации о костюмах народов Поволжья; семья Адоевских, Юдиных принесли папки с мордовскими, чувашскими и татарскими сказками; семья Зерновой Аня принесла тюбетейки; Алёна Рогова с мамой подготовили доклад о национальной кухне народов Поволжья.

В ходе этого проекта дети играли в сюжетно-ролевые игры («В гости к бабушке в татарскую деревню», «Путешествие по Волге», «Поездка в Самару»), в подвижные игры народов Поволжья («Здравствуй, дедушка Прокоп» русская народная игра, «Тимербай» татарская игра, «Хищник в море» чувашская игра и т.д.).

Светлана Александровна провела мастер-класс по ручному труду. Дети с увлечением и неподдельным интересом изготавливали кукол «Крупеничек». Их шили из хлопчатобумажной ткани и набивали гречкой или пшеницей. Это оберег на сытость и достаток в семье.

Марина Александровна провела мастер-класс по лепке посуды из солёного теста и её росписи. Она доступно объяснила детям как приготовить исходный материал – солёное тесто. Затем на примере красочных картинок познакомила детей с национальной посудой, с особенностями её росписи. Дети с увлечением лепили  посуду. А после росписи посуды национальными орнаментами она просто ожила.

Особенно детям понравился день, когда их знакомили с национальной кухней народов Поволжья. Дети были поделены  на четыре группы:

Первая группа детей рассказала о татарской кухне. Оказывается, любимым блюдом татар является суп, заправленный  кусочками теста разнообразной формы. На каждом празднике у них присутствует плов. Любимое лакомство – чак-чак.

Вторая группа рассказала, что основой рациона в Мордовии является мясо, так как с древних времён они занимались охотой. Национальное блюдо – щи на курином бульоне со свежей капустой. Второе блюдо «Медвежья лапа».

Третья группа детей сообщила, что в традиционной пище чувашского народа доминируют растительные продукты. Овощи у них в большом почёте.

Популярностью пользуются похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени – сныти, борщевика, крапивы. Оказывается без хлеба чувашскую трапезу невозможно представить.

Четвёртая группа детей доложила о русской кухне. Особым почтением на Руси пользовалась различная выпечка. Не случайно пирог, к примеру, символизировал плодородное поле, блин — солнце. Пироги выпекались с разнообразными начинками: мясом, рыбой, овощами. Существовали ритуальные пироги. Например, курник был традиционным свадебным блюдом. Популярны были расстегаи с рыбой, кулебяки, пирожки, сочни, калачи, пышки, булки. Ни одна Масленица на Руси не обходилась без блинов, оладий, блинчатых пирогов. Более скромное место занимало пресное тесто — из него готовили пельмени, блинчики, домашнюю лапшу.

Ещё дети познакомились с национальным фольклором (песнями, стихами, частушками, закличками). Особенно им понравилась чувашская сказка «Девушка на Луне», татарская  «Три дочери», русская народная «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

На протяжении всего проекта мы подчеркивали, что все народы должны жить дружно, тогда будет мир и счастье на планете, учили детей быть толерантными, помогать друг другу, беречь дружбу. Детям проект очень понравился. Они узнали много нового и получили положительные эмоции.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика» (Средняя группа) Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика» Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»