Сенсорная комната как одно из средств коррекционно-развивающей работы в ДОУ

 

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В подобной окружающей среде с помощью варьирования различных составляющих ее элементов создается ощущение комфорта, что помогает установить положительный контакт между психологом и ребенком.

Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 29» сенсорная комната работает с его возрождения в 2014 году. В ней проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от трёх до семи (восьми) лет. Эти занятия являются частью коррекционно-развивающей работы ДОУ.

Существуют противопоказания для занятий в сенсорной комнате. Это инфекционные заболевания, эпилепсия и эпилептический синдром, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневротические заболевания.

Основными методами работы в сенсорной комнате являются:

- этюды на тренировку отдельных групп мышц;

- упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения);

- аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);

- беседы;

- наблюдения;

- свето-, цвето-, звуко-, арома- и музыкотерапия.

Задачами занятий в сенсорной комнате являются:

- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

- создание положительного эмоционального состояния, формирование восприятий цвета, звука, ритма, согласований движений собственного тела;

- облегчение состояний тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло;

- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости, агрессии;

- развитие позитивного общения и взаимодействия детей друг с другом;

- развитие памяти, речи, фантазии, мышления.

Оборудование сенсорной комнаты МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» включает в себя множество компонентов.

Музыкальный центр. Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют ЦНС. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.

Мягкие модули – различные фигуры, на которых можно сидеть, ходить, что-то строить из них.

Сенсорные напольные панели – панели с ребристой поверхностью, которые меняют свой цвет и фактуру при наступании на них.

Напольная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, тактильного восприятия, координации движений и профилактике плоскостопия.

Пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей. С ее помощью происходит развитие зрительного и тактильного восприятия, световосприятия, активизация внимания, релаксация.

Зеркальный шар с приводом вращения  и прожектор «Нирвана». Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество «зайчиков», которые, словно мелкие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки.

Установка для ароматерапии «Эфа» с набором ароматических масел. В основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных масел. Практически все натуральные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами. Они положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Настенное интерактивное панно  и ковер «Звездное небо», подвесной потолочный модуль «Галактика» способствуют развитию тактильно-визуальных ощущений, пространственных ощущений и ориентировок, восприятия, воображения, внимания, снимают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Фотообои на стене, изображающие поверхность моря, с одновременным использованием прибора динамической заливки света «Водяная гладь» и звуков морских волн создают ощущение присутствия моря, способствуют расслаблению и развитию воображения, аудиовизуальных ощущений.

Сухой бассейн с шариками способствует активизации обменных процессов в организме ребенка, обладает эффектом закаливания, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, ЦНС, оказывает положительное воздействие на органы дыхания. Происходит массаж и тренировка различных групп мышц, улучшается психоэмоциональное состояние.

Рисование кварцевым песком и игры с ним на световом столе «Мультиколор» позитивно влияют на психоэмоциональное самочувствие, развивают фантазию, усидчивость, мелкую моторику, помогают преодолеть страхи и раскрыть творческий потенциал, способствуют развитию сразу двух полушарий мозга.

Рисование специальными маркерами на интерактивной сенсорной панели вызывает огромный интерес и восторг у детей, способствует развитию одновременно двух полушарий мозга, мелкой моторики и речи, развивает воображение и фантазию.

Фибероптическое оборудование «Солнышко», «Фонтан», «Ручеек» - это завораживающий каскад волокон со свечением, который способствует развитию тактильно-сенсорных ощущений, воображения, эмоций.

Настенное панно «Бесконечность» развивает цвето и световосприятие, способствует релаксации.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как самостоятельную процедуру, как способ подготовки к другим медико-психологическим процессам, а также как средство оптимизации реабилитационного процесса.

 

Литература:

  1. Веракса А. И., Гуторова М Ф. /Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов/А.И. Веракса, М.Ф. Гуторова - 2-е изд., испр.,- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012-144 с.
  2. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы/ авт.-сост. М.В. Янчук - Волгоград: Учитель, 2014-127 с.
  3. Истратова О.Н./ Большая книга детского психолога./ О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008 - 565 с.: ил. (Психологический практикум).
  4. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс/ авт.-сост. Л.В. Годовникова и др. - Волгоград: Учитель, 2013-187 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...

Читайте также

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения…

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе Введение. Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем...

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...