Развитие личности воспитанников в условиях детского дома

 

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию детей является целью профессиональной деятельности воспитателя детского дома.

В качестве показателя психологического и личностного здоровья является степень принятия и оценки ребенком самого себя, уровень тревожности, поскольку повышенная тревожность коррелирует с нарушениями психологического здоровья.

Диагностику особенностей психологического здоровья воспитанников я провожу с помощью методик, рекомендованных для воспитателей и специалистов детских домов и школ-интернатов «Методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме». Данное пособие выпущено Министерством образования РФ в рамках федеральной программы «Дети-сироты». Использую следующие методики: методика исследования детского самосознания Н.Л.Белопольской, для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста; тест тревожности (Р.Тэммел, М.Дорки, В. Амен) для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми; проективная методика «Несуществующее животное» для изучения Я-образа ребенка; методика «Лесенка» (модификация С.Г.Якобсон, В.Г.Щур) с целью изучения самооценки и уровня притязаний ребенка.

Результаты диагностики воспитанников я рассматриваю в сравнительном плане. По результатам первичной диагностики были получены следующие данные.

 

Результаты по методике Н.Л. Белопольской

Идентификация детей с образом «Я»

 

Идентифицируют себя верно

 

Идентифицируют себя верно Не идентифицируют себя
61% 36% 3%

 

Из таблицы видно, что 36% детей не справились с заданием на идентификацию себя. Многие дошкольники идентифицировали себя с образом «школьника». Этот факт может объясняться тем, что в данном возрасте мы детей начинаем готовить к школе и они «примеряют» к себе новую социальную роль - ученика. Для них новая роль кажется значимой и интересной, более соответствующей им.

Двое детей-дошкольников идентифицировали себя с образом юноши, объяснив это тем, что «он сильный», то есть у данных детей не сформирована идентификация себя в настоящем.

Один ребенок не смог найти себе соответствие ни в одном образе и объяснил это так: «Здесь меня нет». Так же он не смог выбрать привлекательный для себя образ, сказав, что его здесь нет. Это свидетельствует о несформированности у ребенка осознания своей возрастной роли, идентификации с образом настоящего.

Обратило на себя внимание, что при выполнении задания на идентификации себя дети редко комментировали свои действия, не обосновывали, не объясняли свой выбор. Чтобы понять тот или иной выбор ребенка приходилось задавать ему прямые вопросы во избежания «случайных ошибок».

 

Составление половозрастной последовательности

 

Установили правильную последовательность Установили неправильную последовательность
15% 85%

 

Данные таблицы показывают, что 85% детей неправильно выстраивают половозрастную последовательность, имеют ограниченные представления о перспективах своего роста и развития. Лишь 15% воспитанников правильно составили последовательность для своего пола. У одного ребенка произошло смешение половой идентификации.

 

Результаты выполнения проб на выбор привлекательного и непривлекательного образа

 

Результаты выполнения проб на выбор  привлекательного и непривлекательного образа

 

В качестве самого непривлекательного образа для 61% воспитанников выступил образ «старость». Дети объясняли это следующим образом: «Буду старый, ничего не смогу делать», «Потому что, все будет болеть», «Я могу умереть». 21% воспитанников в качестве непривлекательного образа выбрали образ «младенца», прокомментировав это так: «Я не хочу быть маленьким», «Я уже был маленьким» и т.д.

В качестве самого привлекательного образа 46% детей выбрали образ «юность», приведя следующие доводы: «Он сильный», «Я тоже буду спортом заниматься», «Я хочу быть взрослым» и т.д.

24% воспитанников выбрали в качестве привлекательного образа образ «школьник». В этих выборах стать школьником, юношей или девушкой выражается желание роста, развития, взросления, смены социальной позиции.

Следует отметить, что определенная незрелость детей выражалось в том, что многие воспитанники руководствовались либо внешними данными образа (красивая, у нее светлые волосы и т.д.), либо привлекательными атрибутами (у нее красивое платье, у нее красивые цветы, у нее хороший мишка и т.д.).

 

Результаты исследования по тесту тревожности

 

Высокий уровень тревожности Средний уровень тревожности Низкий уровень тревожности
22% 78% -

 

Каждый пятый воспитанник группы показал высокий уровень тревожности. Это является свидетельством эмоционально-негативного восприятия детьми системы взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками. Высокий уровень тревожности данных воспитанников обусловлен тревожностью, проявляющейся у детей, прежде всего, в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок».

 

высокий уровень тревожности

 

Это может быть обусловлено недостаточным развитием ориентированности на сверстника, его потребности, интересы, а также, отсутствием необходимых коммуникативных умений, опыта их использования в совместной деятельности (умение договориться, высказать свое мнение, связно изложить свои мысли, понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния, отвечать адекватными чувствами и т.п.), что предполагает необходимость целенаправленной работы по развитию навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками, активизации самостоятельных речевых высказываний, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам.

Ситуация «одиночество» (рисунки с особенно высоким проективным значением) не вызывали у детей тревожного отношения. Дети высказывались об этом так: «Она быстро умывается», «Он пьет молоко, оно полезное» и т.д.

Даже, если дети делали в этих ситуациях выбор «печальное лицо», они обосновывали его следующим образом: «Дети ложатся спать, а им хочется играть», «Ему не разрешили смотреть телевизор», «Ему не хочется пока спать».

30% детей в ситуации «Укладывание спать в одиночестве» сделали выбор «веселое лицо», аргументировав это так: «Потому что дети любят спать», «Ей хорошо лежать в кроватке», «Потому что она пошла отдыхать» и т.д.

Лишь у двух детей явно прослеживается в этой ситуации тревожность, они сделали выбор «печальное лицо» и обосновали его так: «Мама и папа выгнали его спать одного», «Одному идти спать грустно».

Основная причина того, что дети в ситуации «одиночество» не испытывают тревожности, заключается в том, что находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, у них нет возможности побыть длительное время наедине. У них не стоит проблемы одиночества и потери себя в ближайшем социальном окружении.

 

Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

 

Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

 

У 53% воспитанников группы присутствует эгоцентризм, что является нормальным, так он еще типичен для детей данного возраста.

У 44% детей самооценка адекватная, у такого же количества детей самооценка сниженная, что может отрицательно сказываться на формировании у детей образа «Я».

У 56% детей отмечается тревожность. У каждого четвертого ребенка выявлена вербальная агрессия, носящая защитный характер: ребенок огрызается, грубит в ответ на замечания, порицание, осуждение. В такой ситуации у детей присутствует защита либо в форме агрессивной защиты, либо защиты со страхом и тревогой.

В 34% случаев дети идентифицировали себя с угрожаемым животным, то есть дети чувствует себя объектами агрессии, в основном со стороны других детей. 47% воспитанников идентифицировали несуществующее животное, а значит себя с нейтральным животным, то есть их положение является достаточно благополучным.

19% детей идентифицируют несуществующее животное с угрожающим, говоря так: «Он всех топчет ногами», «Он всех рогами тыкает», «Он злой, всех кто к нему подойдет забодает» и т.д., что свидетельствует о тенденции к агрессии.

Особую тревогу вызывает тот факт, что у 25% детей   была выявлена противоречивость тенденций, то есть у ребенка не сформировано представление о себе, «Я-концепция», ребенок не может оценить «какой я», составить свой целостный образ.

 

Результаты исследования по методике «Лесенка»

(модификация С.Г.Якобсон, В.Г.Щур)

Позитивная самооценка играет важную роль в сохранении психологического здоровья ребенка.

 

Результаты исследования по методике «Лесенка»

 

У 35% воспитанников отмечается благоприятный вариант формирования самооценки: формирование «чувства личности» идет на фоне понятий «Я хороший», «Я молодец», «Я могу», что свидетельствует о нормальном, адекватном возрасту, личностном развитии воспитанников. Дети данной группы умеют достаточно реалистично оценить себя.

У 65% воспитанников самооценка формируется по неблагоприятному варианту, что может способствовать неблагоприятному развитию личности, повышению уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенной диагностики мною в течение года проводились следующие виды работ.

С целью коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей проводилась работа с использованием групповых и индивидуальных семейных альбомов (альбомы изготавливались с использованием фотографий воспитанников и собственных семейных фотографий, фотографий своего ребенка).

При рассматривании альбомов детям я рассказывала эпизоды из своего детства, смешные и грустные истории, о своих детских страхах, переживаниях, детских мечтах. Дети были удивлены, что и взрослые были когда-то маленькие. Особый интерес у детей вызывали именно детские фотографии взрослых. Эта работа помогла осознать детям, что закон роста и развития применим ко всем людям, помогла сделать соответствующее обобщение.

С теми детьми, которые не смогли правильно определить свой настоящий половозрастной статус, проводилась работа с использованием книги Романа Сефа «Я сам». Работа с этой книгой помогла детям лучше узнать себя, свой внешний вид, осознать свои желания, потребности. Мне как педагогу эта работа дала возможность выяснить отношение ребенка к своему имени, прозвищу, внешним данным.

Так же с детьми я проводила циклы индивидуальных бесед с целью развития рефлексии, способности осознавать свои желания и потребности: «Что я знаю о себе?», «Что я буду делать, когда вырасту?», «На кого я бы хотел быть похожим?» и т.д.

Постоянно проводила беседы с детьми о прожитом дне. Беседы строились таким образом, чтобы дети узнавали свой прожитый день в рассказе воспитателя. Обращала внимание на состояние детей, их настроение.

В течение года мною был проведен цикл групповых занятий профилактически-развивающей направленности, которые включали в себя различные методические средства: ролевые, психогимнастические и коммуникативные игры. Занятия проводились еженедельно. Основными задачами, которые я решала в ходе, занятий являлись: обучение детей положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии.

После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика.

Вторичная диагностика проводилась с помощью методик, которые использовались при проведении первичной диагностики.

 

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики

Результаты исследования по методике Н.Л.Белопольской

Идентификация детей с образом «Я»

 

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики

 

Из диаграммы видно, что 94% воспитанников после проведения коррекционно-развивающей работы смогли правильно идентифицировать свой половозрастной статус. Лишь 6% детей не смогли правильно установить свой половозрастной статус, выбрав образ «юность». В этих выборах детей выражается желание роста, развития, смены социальной позиции.

Детей, которые не смогли найти себе соответствие ни в одном образе после проведения развивающей работы не было.

При выполнении данного задания на идентификации себя после проведения коррекционно-развивающей многие дети комментировали свои действия свои действия, обосновывали, объясняли свой выбор.

 

Составление половозрастной последовательности

(%)

 

Установили правильную последовательность

 

Установили неправильную последовательность

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

15%

81%

85%

19%

 

81% воспитанников смогли правильно выстроить половозрастную последовательность для своего пола, что свидетельствует о том, что в ходе коррекционно-развивающей работы дети в ходе коррекционно-развивающей работы получили представление о перспективах своего роста и развития, о связанных с этим сменой социальных ролей.

Следует отметить, что 19% воспитанников так и не смогли правильно составить последовательность смены образов. Однако положительная динамика проявилась в том, что на начальных этапах дети пропускали или меняли местами несколько образов, после проведения коррекционно-развивающей работы это был в основном пропуск или смена мест лишь одного образа.

Самым непривлекательным образом для воспитанников так же выступал образ «старость». Его назвали 76% детей. Для 15% детей в качестве непривлекательного образа выступил образ «младенца».

В качестве самого привлекательного образа 73% детей выбрали образ «юность», 18 – образ «школьник». В этих выборах стать юношей, девушкой так же выражается желание роста детей, развития.

Следует отметить, что после проведения коррекционно-развивающей работы при выборе привлекательного или непривлекательного для себя образа воспитанники уже не руководствовались только внешними данными образа (красивая, у нее светлые волосы и т.д.), либо привлекательными атрибутами (у нее красивое платье, у нее красивые цветы, у нее хороший мишка и т.д.), хотя у многих детей все же это присутствовало.

 

Результаты исследования по тесту тревожности

 

Результаты исследования по тесту тревожности

 

После проведения коррекционно-развивающей работы снизилось количество детей, показывающих высокий уровень тревожности. Это связано с тем, что высокий уровень тревожности воспитанников был обусловлен тревожностью, проявляющейся у детей, прежде всего, в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок», а во время развивающей работы дети получили навыки позитивного стиля общения.

Следует отметить, что в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-ребенок», уровень тревожности остается достаточно высоким, что предполагает необходимость продолжения дальнейшей целенаправленной работы по развитию навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками, активизации самостоятельных речевых высказываний, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам.

Ситуация «одиночество» по-прежнему не вызывает у детей тревожного отношения, так как социальные условия жизни детей не изменились.

 

Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

(%)

Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

 

Анализируя результаты, полученные по методике «Несуществующее животное» можно отметить положительную динамику. Противоречивость тенденций отмечается только у 12% детей (на начало года таких воспитанников было 25%). Можно предположить, что в ходе развивающей работы у детей был сформирован целостный образ «Я».

Снизилось количество детей идентифицирующих себя как с угрожаемым, так и с угрожающим животным. При описании животного у детей уже не прослеживается явная тенденция к агрессии. Дети говорили о своем животном так: «Он бывает и добрый и злой», «Если его не трогать, не обижать, оно доброе и внимательное».

Лишь у двух воспитанников выявлена тенденция к открытой агрессии.

 

Результаты исследования по методике «Лесенка»

(модификация С.Г.Якобсон, В.Г.Щур)

Первичная диагностика                       Вторичная диагностика

 

Результаты исследования по методике «Лесенка»

 

После проведения коррекционно-развивающей работы произошло увеличение количества детей с благоприятной самооценкой. Это результат того, что детям на протяжении всей работы прививалось чувство внутренней устойчивости, закреплялась установка «Я-хороший», развивалось чувство автономности и уникальности. Это положительная динамика личностного развития ребенка.

Итак, анализируя данные повторной диагностики можно констатировать, что проведенная комплексная коррекционно-развивающая работа дала положительные результаты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...

Читайте также

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...