Особенности работы над развитием лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
(Категория существительных)
Нарушения лексико-грамматического строя речи являются одним из основных недостатков речи у детей с диагнозом ОНР. В научной литературе описаны многочисленные речевые ошибки, наблюдающиеся у детей. Это же можно сказать и при обследовании и общении с детьми с общим недоразвитием речи при их поступлении в логопедическую группу.
Особенности нарушения лексики заключаются: в ограниченности словарного запаса (в речи детей мало представлены слова обобщенного и отвлеченного значений; слова, обозначающие состояния, оценку, качества, признаки и др.); в резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов (многочисленных вербальных перефразиях), трудностях актуализации словаря. При этом сам словарный запас детей очень бедный, в нем, в основном, присутствуют обиходные слова.
Особенности грамматического строя речи заключаются в нарушениях овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами, что проявляется в нарушении грамматического конструирования (неправильном употреблении родовых, числовых падежных окончаний всех частей речи и предложно-падежных конструкций, нарушениях процессов словообразования и словоизменения). При этом отмечается большая зависимость от лексического значения слов, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова и от типа предложения.
Как спецефичность, так и типичность ошибок лексико-грамматического строя постоянно подтверждается при обследовании речи детей в самом начале года. При этом частота и особенности этих ошибок формируют направления и методы работы над их устранением.
В работе с детьми ОНР старше - подготовительной группы используется прием одновременной работы над лексикой и грамматикой, что увеличивает возможности детей овладеть языковыми нормами.
Активизация и обогащение словаря детей ведется в зависимости от тех лексических тем, которые намечены годовым планом. Но при ознакомлении детей с каждой из них, включаются определенные грамматические темы, зависящие от словарного состава данной лексической темы. При этом работа над словоизменением и словообразованием существительных, глаголов и прилагательных осуществляется сначала на уровне слова, словосочетания и предложения, а в дальнейшем – в связной речи.
Ниже приводятся игры, усовершенствованные и разработанные мною на протяжении работы с детьми старше-подготовительнй группы с диагном ОНР. Их сложность зависит от последовательности этапов формирования словоизменения и словообразования различных частей речи, определенных развитием речи в онтогенезе. При этом хотелось бы рассмотреть формы коррекции именно существительных, так как это многочисленная группа слов, наиболее часто употребляющаяся в речи детей и взрослых.
Работа по этому направлению проводится по этапам, в зависимости от сложности формирования грамматических форм существительных.
1 этап. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
2 этап. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в последовательности: винительный, родительный, дательный, творительный (значение орудийности) падежи.
3 этап. Формирование предложно-падежных конструкций единственного и множественного числа.
1 этап.
Игра «Что в магазине?»
Используется при изучении многих тем («Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания»). При проведении этой игры у детей активизируется речь, формируется диалоговая речь, уточняется и расширяется словарный запас по данным темам и закрепляется умение образовывать и использовать в речи различные грамматические формы.
- Форма родительного падежа множественного числа.
«У меня яблоко, а в магазине много ……». Или «в магазине яблоки».
- Форма множественного числа
«Купил одно яблоко, еще одно яблоко – у меня яблоки».
- Согласование числительных по 2 и 5 с существительными.
«Я купил одно яблоко и еще одно, я купил два яблока».
При этом можно посещать различные магазины, покупая разнообразные товары. Также параллельно ребята знакомятся с внутренним убранством магазинов и с профессиями людей, которые в них работают.
Игра «Наша одежда», «Посуда», «Мебель». (Приложение.)
Многофункциональные игры, представляющие собой набор предметных картинок, изображающих как можно больше предметов, относящихся к лексической теме, и одну большую с различными символами-заданиями (в данном случае это одна и две вишни, что означает преобразование существительных по одной из данных лексических тем единственного числа во множественное число).
Ребенок берет маленькую картинку с изображением предмета, ставит на большую и образовывает и называет соответствующую грамматическую форму.
Шкаф – много шкафов, чашка- много чашек.
Эти игры удобны для работы, так как в каждой из них можно варьировать грамматические задания на одних и тех же предметных картинках, что будет описано ниже. Детям они тоже интересны, так как очень красочны и они сами могут выбирать и выполнять различные грамматические задания.
2 этап.
Закрепление формы винительного падежа
Проводится при изучении темы «Овощи», когда у детей сформированы знания о том, что овощи убирают по-разному (например: морковь выдергивают; огурцы, помидоры срывают; картофель выкапывают).
А) Логопед или сами дети показывают предметные картинки и отвечают, как убирают данный овощ.
Б) Логопед просит назвать овощи, которые выкапывают, вытаскивают или срывают (показываются картинки с изображением соответствующих действий).
Игра «Огород»
Дети сами берут картинки или игрушки, изображающие овощи. Им предлагается «посадить» овощи, при этом каждому ребенку задается вопрос о том, что он делает. При ответе можно использовать качественные прилагательные, характеризующие овощи и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Например: «Я сажаю вкусную свеклу». «Я сажаю маленькую красненькую морковочку».
Игра «Кто подберет больше слов?»
Проводится при знакомстве детей с одеждой и обувью. Предлагается назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы, используя при этом предметы или картинки:
- Что можно сшить? (платье, пальто….).
- Что можно связать? (шарф, шапку ….).
- Что можно завязывать? (шапку, ботинки, капюшон у куртки).
- Что можно надеть? (пальто, юбку…..).
- Что можно обуть? (Сапоги, туфли…. ).
Закрепление формы родительного падежа
Игра «Что без чего?»
На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Дети сначала называют детали, отсутствующие у предметов, а потом говорят, как их можно починить (прибить, привинтить, приклеить). Следовательно, помимо усвоения грамматической категории у детей обогащается глагольный словарь, что еще раз говорит о неразрывной связи между усвоением лексической и грамматической сторон речи.
Закрепление формы дательного падежа
Игра «Кому что дадим?»
Проводится при закреплении темы «Домашние и дикие животные». Детям предлагаются картинки с изображением животных и кормов для них. В процессе игры дети находят картинку с изображением корма и кладут около соответствующей картинки с изображением животного и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»
Например: «Сено дадим лошади, корове», «Грибы дадим ежику» или «Ежику дадим грибы».
Закрепление формы творительного падежа без предлога
Игра «Наши мамы и папы» (Приложение.)
На картинке нарисованы женщина и мужчина (мама и папа). Рядом выставляются картинки с изображением профессий людей. Дети называют, кем работают мама (например: «мама работает поваром, учителем и т.д.».) и папа (например: «папа работает строителем, водителем). Все картинки, изображающие профессии небольшие по своему формату и дают возможность ребятам узнать не только различные профессии, но и рабочую одежду, а также предметы и инструменты, которые он использует в своей работе.
Дети также составляют предложения «Папа работает поваром, пользуется чайником, сковородой», «Мама работает парикмахером, пользуется ножницами, феном».
Игра «Кто чем управляет?»
Объединяет две лексические темы «Профессии» и «Транспорт». Демонстрируется картина с изображением различных видов транспорта и задается вопрос: «Кто управляет самолетом, автобусом и т.д.». После ответов детей демонстрируется картинка с изображением профессий.
Например: «Самолетом управляет летчик».
«Паровозом управляет машинист».
Игры интересны тем. Что они охватывают большое количество лексического и грамматического материала (задания можно выполнять, употребляя не только единственное число существительных, но и множественное); используя при этом качественные прилагательные, местоимения (мой, моя, твой, твоя) и наречия (давно или недавно).
Все это активизирует речь и закрепляет умения детей оставлять распространенные предложения.
Например: «Моя мама давно работает продавцом, пользуется электронными весами».
Закрепление формы творительного падежа с предлогом
Хотелось бы остановиться на одной игре, хотя в моей практике их очень много.
Игра «С чем корзина, ящик?»
Используется при закреплении тем «Овощи» и «Фрукты».
Каждому ребенку даются «ящики» для «сбора» овощей или «корзины» для «сбора» фруктов и ягод. Собирая «урожай», дети уточняют, где растут овощи и фрукты (в земле, на земле, на дереве, на кусте). Потом предлагается сказать, с чем корзина или ящик?
Например: «Корзина с яблоками. Ящик со свеклой».
Детям очень нравится эта игра, потому что они не просто рассматривают картинки, но и могут показывать соответствующие движения руками и всем телом (вытаскивание, выкапывание, срезание и срывание). В данной игре помимо развития речи еще проводится работа по развитию мелкой и общей моторики.
Закрепление формы предложного падежа
Игра «Где что растет?»
Выставляются картинки с изображением сада, огорода, леса, луга, поля, болота. Рядом картинки с изображением ягод, фруктов, цветов, колосьев, деревьев. Предлагается послушать сказку «Растения сбежали со своих мест, заблудились. Помогите им вернуться на свои места».
Дети составляют предложения.
Например: «Яблоки растут в саду. Цветы растут на лугу. Пшеница растет в поле».
Эту игру можно провести, употребляя множественное число существительных.
Например: «Ягоды растут в садах и лесах. Овощи растут на огородах».
Игра «Кто где живет?»
Дети рассматривают картинки с изображением диких животных и говорят, где они живут.
Например: «Лиса живет в норе», «Медведь живет в берлоге».
Задание можно усложнить, используя в ответах названия детенышей животных. Например: «Лиса с лисятами живет в норе». «Медведь с медвежатами живет в берлоге».
Аналогично проводится игра с называнием жилищ домашних животных. («Свинья живет в свинарнике», «Лошадь с жеребенком живет в конюшне».)
Игра «Что в чем?»
Проводится при закреплении темы «Посуда».
Детям предлагается (по вопросам) назвать посуду, в которой хранятся или готовятся те или иные продукт. При этом используется большая картина с изображением продуктов питания и маленькие – с посудой. Маленькие картинки прикладываются к изображению продукта.
Например: «В чем ставят суп на стол?». «Суп подают в супнице».
«В чем хранят сахар?». «Сахар хранят в сахарнице».
«В чем хранят соль?». «Соль хранят в солонке».
В этой игре также закрепляются навыки словообразования существительных с помощью суффикса –ниц-. Проведение такой игры необходимо, так как дети не знают названий предметов посуды по хранящимся в них продуктам.
Работа по обогащению активного и пассивного словаря, а также по исправлению и знакомству с различными грамматическими формами существительного ведется на протяжении всего года совместно с воспитателями. И если в начале года у детей отмечалось большое количество ошибок и неточностей, как при употреблении слов, так и при их согласовании и изменении. То постепенно в течение года ошибок становилось все меньше. К концу года у большинства детей ошибок такого характера почти не наблюдалось.
Версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…
Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...
Театрализованная деятельность в ДОУ
Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...