Особенности работы над развитием лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

(Категория существительных)

 

Нарушения лексико-грамматического строя речи являются одним из основных недостатков речи у детей с диагнозом ОНР. В научной литературе описаны  многочисленные речевые ошибки, наблюдающиеся у детей. Это же можно сказать и при обследовании и общении с детьми с общим недоразвитием речи при их поступлении в логопедическую группу.

Особенности нарушения лексики заключаются: в ограниченности  словарного  запаса (в речи детей мало представлены  слова обобщенного и отвлеченного значений; слова, обозначающие состояния, оценку, качества, признаки и др.); в резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов (многочисленных вербальных перефразиях), трудностях актуализации словаря. При этом сам словарный запас детей очень бедный, в нем, в основном, присутствуют обиходные  слова.  

Особенности грамматического строя речи заключаются в нарушениях овладения как морфологическими, так и синтаксическими единицами, что проявляется в нарушении грамматического конструирования (неправильном употреблении родовых, числовых падежных окончаний всех частей речи и предложно-падежных конструкций, нарушениях процессов словообразования и словоизменения). При этом отмечается большая зависимость  от лексического значения слов, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова и от типа предложения.

Как спецефичность, так и типичность ошибок лексико-грамматического строя постоянно подтверждается при обследовании речи детей в самом начале года. При этом частота и особенности этих ошибок формируют направления и методы работы над их устранением.

В работе с детьми ОНР старше - подготовительной группы используется прием одновременной работы над лексикой и грамматикой, что увеличивает возможности детей овладеть языковыми нормами.

Активизация и обогащение словаря детей ведется в зависимости от тех лексических тем, которые намечены  годовым планом. Но при ознакомлении детей с каждой  из них, включаются определенные грамматические темы, зависящие от словарного состава данной лексической темы. При этом работа над словоизменением и словообразованием существительных, глаголов и прилагательных осуществляется сначала на уровне слова, словосочетания и предложения, а в дальнейшем – в связной речи.

Ниже приводятся игры, усовершенствованные и разработанные мною на протяжении работы с детьми старше-подготовительнй группы с диагном ОНР. Их сложность  зависит от последовательности этапов формирования словоизменения и словообразования различных частей речи, определенных развитием речи в онтогенезе.  При этом хотелось бы рассмотреть формы коррекции именно существительных,  так как это многочисленная группа слов, наиболее часто употребляющаяся в речи детей и взрослых.

Работа по этому направлению проводится по этапам,  в зависимости от сложности формирования грамматических форм существительных.

1 этап.  Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2 этап. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в последовательности: винительный, родительный, дательный, творительный (значение орудийности) падежи.

3 этап. Формирование предложно-падежных конструкций единственного и множественного числа.

1 этап.

Игра «Что в магазине?»

Используется при изучении многих тем («Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания»). При проведении этой игры у детей активизируется речь, формируется диалоговая речь, уточняется и расширяется словарный запас по данным темам и закрепляется умение образовывать и использовать в речи различные грамматические формы.

  1. Форма родительного падежа множественного числа.

«У меня яблоко, а в магазине много ……». Или «в магазине яблоки».

  1. Форма множественного числа

«Купил одно яблоко, еще одно яблоко – у меня яблоки».

  1. Согласование числительных по 2 и 5 с существительными.

«Я купил одно яблоко и еще одно, я купил два яблока».  

При этом можно посещать различные магазины, покупая разнообразные товары. Также параллельно ребята знакомятся с внутренним убранством магазинов и с профессиями  людей, которые в них работают.

Игра «Наша одежда», «Посуда», «Мебель». (Приложение.)

Многофункциональные игры, представляющие собой набор предметных картинок, изображающих как можно больше предметов, относящихся к лексической теме, и одну большую с различными символами-заданиями (в данном случае это одна и две вишни, что означает преобразование существительных по одной из данных лексических тем единственного числа во множественное число).

Ребенок берет маленькую картинку с изображением предмета, ставит на большую и образовывает и называет соответствующую грамматическую форму.

Шкаф – много шкафов, чашка- много чашек.  

Эти игры удобны для работы, так как в каждой из них можно варьировать грамматические задания на одних и тех же предметных картинках, что будет описано ниже. Детям они тоже интересны, так как очень красочны и они сами могут выбирать и выполнять различные грамматические задания.

2 этап.

Закрепление формы винительного падежа

Проводится при изучении темы «Овощи», когда у детей сформированы знания о том, что  овощи убирают по-разному (например: морковь выдергивают; огурцы, помидоры срывают; картофель выкапывают).

А) Логопед или сами дети показывают предметные картинки и отвечают, как убирают данный овощ.

Б) Логопед просит назвать овощи, которые выкапывают, вытаскивают или срывают (показываются картинки с изображением соответствующих действий).

Игра «Огород»

Дети сами берут картинки или игрушки, изображающие овощи. Им предлагается «посадить» овощи, при этом каждому ребенку задается вопрос о том, что он делает. При ответе можно использовать качественные прилагательные, характеризующие овощи и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Например: «Я сажаю вкусную свеклу».  «Я сажаю маленькую красненькую  морковочку».

Игра «Кто подберет больше слов?»

Проводится при знакомстве детей с одеждой и обувью. Предлагается назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы, используя при этом предметы или картинки:

- Что можно сшить? (платье, пальто….).

- Что можно связать? (шарф, шапку ….).

- Что можно завязывать? (шапку, ботинки, капюшон у куртки).

- Что можно надеть? (пальто, юбку…..).

- Что можно обуть? (Сапоги, туфли…. ).

Закрепление формы родительного падежа

Игра «Что без чего?»

На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Дети сначала называют детали, отсутствующие у предметов, а потом говорят, как их можно починить (прибить, привинтить, приклеить). Следовательно, помимо усвоения грамматической категории у детей обогащается глагольный словарь, что еще раз говорит о неразрывной связи между усвоением лексической и грамматической сторон речи.

Закрепление формы дательного падежа

Игра «Кому что дадим?»

Проводится  при закреплении темы «Домашние и дикие животные». Детям предлагаются картинки с изображением животных и кормов для них. В процессе игры дети находят картинку с изображением корма и кладут около соответствующей картинки с изображением животного и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Например: «Сено дадим лошади, корове», «Грибы дадим ежику» или «Ежику дадим грибы».

Закрепление формы творительного падежа без предлога

Игра «Наши мамы и папы» (Приложение.)

На картинке нарисованы женщина и мужчина (мама и папа). Рядом выставляются картинки с изображением профессий людей. Дети называют, кем работают мама (например: «мама работает поваром, учителем и т.д.».) и папа (например: «папа работает строителем, водителем). Все картинки, изображающие профессии небольшие по своему формату и дают возможность ребятам узнать не только различные профессии, но и рабочую одежду, а также предметы и инструменты, которые он использует в своей работе.  

Дети также составляют предложения «Папа работает поваром, пользуется чайником, сковородой», «Мама работает парикмахером, пользуется ножницами, феном».  

Игра «Кто чем управляет?»

Объединяет две лексические темы «Профессии» и «Транспорт». Демонстрируется картина с изображением различных видов транспорта и задается вопрос: «Кто управляет самолетом, автобусом и т.д.». После ответов детей демонстрируется картинка с изображением профессий.    

Например: «Самолетом управляет летчик».

«Паровозом управляет машинист».

Игры интересны тем. Что они охватывают большое количество лексического и грамматического материала (задания можно выполнять, употребляя не только единственное число существительных, но и множественное); используя при этом качественные прилагательные, местоимения (мой, моя, твой, твоя) и наречия (давно или недавно).

Все это активизирует речь и закрепляет умения детей оставлять распространенные предложения.

Например: «Моя мама давно работает продавцом, пользуется электронными весами».

Закрепление формы творительного падежа с предлогом

Хотелось бы остановиться на одной игре, хотя в моей практике их очень много.

Игра «С чем корзина, ящик?»

Используется при закреплении тем «Овощи» и «Фрукты».

Каждому ребенку даются «ящики» для «сбора» овощей или «корзины» для «сбора» фруктов и ягод. Собирая «урожай», дети уточняют, где растут овощи и фрукты (в земле, на земле, на дереве, на кусте). Потом предлагается сказать, с чем корзина или ящик?

Например: «Корзина с яблоками. Ящик со свеклой».

Детям очень нравится эта игра, потому что они не просто рассматривают картинки,  но и могут показывать соответствующие движения руками и всем телом (вытаскивание, выкапывание, срезание и срывание). В данной игре помимо развития речи еще проводится работа по развитию мелкой и общей моторики.

Закрепление формы предложного падежа

Игра «Где что растет?»

Выставляются картинки с изображением сада, огорода, леса, луга, поля, болота. Рядом картинки с изображением ягод, фруктов, цветов, колосьев, деревьев. Предлагается послушать сказку «Растения сбежали со своих мест, заблудились. Помогите им вернуться на свои места».

Дети составляют предложения.

Например: «Яблоки растут в саду. Цветы растут на лугу. Пшеница растет в поле».

Эту игру можно провести, употребляя множественное число существительных.

Например: «Ягоды растут в садах и лесах. Овощи растут на огородах».

Игра «Кто где живет?»

Дети рассматривают картинки с изображением диких животных и говорят, где они живут.

Например: «Лиса живет в норе», «Медведь живет в берлоге».

Задание можно усложнить, используя в ответах названия детенышей животных. Например: «Лиса с лисятами живет в норе». «Медведь с медвежатами живет в берлоге».

Аналогично проводится игра с называнием жилищ домашних животных. («Свинья живет в свинарнике», «Лошадь с жеребенком живет в конюшне».)

Игра «Что в чем?»

Проводится при закреплении темы «Посуда».

Детям предлагается  (по вопросам)  назвать посуду, в которой хранятся или готовятся те или иные продукт. При этом используется большая картина с изображением продуктов питания и маленькие – с посудой. Маленькие картинки прикладываются к изображению продукта.

Например: «В чем ставят суп на стол?». «Суп подают в супнице».

«В чем хранят сахар?». «Сахар хранят в сахарнице».

«В чем хранят соль?». «Соль хранят в солонке».

В этой игре также закрепляются навыки словообразования существительных с помощью суффикса –ниц-. Проведение такой игры необходимо, так как дети не знают названий предметов посуды по хранящимся в них продуктам.

Работа по обогащению активного и пассивного словаря, а также по исправлению и знакомству с различными грамматическими формами существительного ведется на протяжении всего года совместно с воспитателями. И если в начале года у детей отмечалось большое количество ошибок и неточностей, как при употреблении слов, так и при их согласовании и изменении. То постепенно в течение года ошибок становилось все меньше. К концу года у большинства детей ошибок такого характера почти не наблюдалось.

 

Версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…

Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...

Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...

Читайте также

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...