«Одаренные дети: поиск, поддержка, сопровождение, работа с семьей по развитию способностей и потенциала»

(из опыта работы)

Что такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются психологи, социологи и педагоги всего мира.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

 Значение терминов «одаренность», «одаренные дети»

Одаренность - единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. (Психологический словарь под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, М., «Педагогика», 1983г.).

Одаренность - качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. (Б.М.Теплов).

Одаренные дети- дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.) Педагогический энциклопедический словарь, НИ «Большая Российская энциклопедия», М., 2003 год.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

 Существует деление одаренности на четыре группы:

  • Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • Дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;
  • Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

О том, как выявить по-настоящему природно-одаренных детей, которые показывают высокие достижения, стало определяющим в работе педагога-психолога нашего дошкольного учреждения.

Для этого были использованы некоторые критерии выявления детей с высокими показателями интеллектуальных способностей:

  • выявление способностей психического развития ребенка, т.е. уровень выраженности индивидуально-психологического состояния и эмоционально-волевой сферы;
  • сформированность определенных психических новообразований, т.е. умение выделять существенные признаки предметов, явлений; умение планировать свою деятельность;
  • соответствие уровня знаний, умений навыков, личностных, межличностных новообразований.

С этой целью были использованы диагностические методики Д.Векслера, тесты Д.Равена, корректурные пробы на предмет выявления устойчивости внимания, вербально-логического мышления, личностных качеств ребенка.

В результате выявились дети с опережающим уровнем развития, 24% дошкольников, из числа обследованных отличаются быстрым развитием речи и мышления, любознательностью, исследовательской активностью, ранней увлеченностью музыкой, рисованием.

Для этих детей специалистами ДОУ были разработаны индивидуальные маршруты развития.

Считаем, что важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития.

Воспитателем по математике в ДОУ организован для детей факультативный курс «Логика». Через игры и развивающие задания у детей развивается креативность мышления, дошкольники на таких занятиях проявляют гибкость мышления, способность переключаться с одной идеи на другую, оригинальность умозаключений, любознательность. Стало традицией проведение викторины «Что, где, когда», турнира «Умники и умницы», где в процессе игры формируем познавательные интересы и умственные способности детей, развиваем наблюдательность, память, творческое воображение, товарищеские чувства.

На занятиях в клубе по интересам «Играем в шашки» воспитываем у дошкольников сообразительность, находчивость, активизируем мыслительную деятельность, развиваем логическое мышление.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Способности ребенка к художественному творчеству обнаруживаются в детстве и развиваются, если об этом позаботится взрослый, окружая ребенка «предметами красоты», активно занимаясь с ним.

Наша задача не только обнаружить талант у ребенка, но и помочь таланту состояться.

Если ребенок проявляет устойчивый интерес к искусству, эмоционально реагирует на красоту действительности, видит ее образно и может передать свои впечатления адекватно, имеет богатую фантазию и воображение, ощущает гармонию цветовых сочетаний и пластику форм в природе и произведениях искусства, можно с уверенностью сказать о том, что этот ребенок творчески одарен.

Для таких детей воспитателем по изобразительной деятельности нашего ДОУ организована работа кружка по продуктивному творчеству «Детский дизайн». Деятельность, которого направлена на развитие творческих способностей дошкольников. На занятиях ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

Поделки детей имеют разное назначение: для игры детей, для оформления интерьера детского сада и дома; их можно использовать в качестве сувениров и подарков.

Работы наших воспитанников принимают участие во Всероссийских, региональных и городских конкурсах, где занимают призовые места:

2009г. - Городской конкурс детских работ «Пасхальные чудеса» (коллективная работа 2 место)

2009 г. – Областная выставка «Новогодний карнавал» ОГОУ ДОД Центр детского технического творчества г. Иркутск (2 место)

2010г. - Городской конкурс детских работ «Мама, папа, я» - Здоровая семья!» (1 место)

2010г. - Городской конкурс «Пасхальные чудеса» (1место, 2 место)

2010г. - III Всероссийский фестиваль детско – молодежного творчества «Кубок России по художественному творчеству», Номинация: «Свободная тема» Конкурсная работа: « Праздник Пасхи» (участие)

2011г. - Городской конкурс детского рисунка «Рождество Христово» (2 место)

2011г. - Городской конкурс «Пасхальные чудеса» (1 место)

2011г.- VI Международный фестиваль детского изобразительного искусства «Все краски мира». Конкурс «Родник творчества», номинация: «Кошки, кошки, кошки…» Конкурсная работа «Кошка – модница» (2 место) (см. www prioritet-school.ru/wkm.php)

С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни принимаем участие в ежегодной городской Спартакиаде дошкольников, где неоднократно занимали призовые места.

2009г.- 2 место,

2010г. - 3 место,

2011г. - 2 место.

Уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей является театрализованная деятельность.

Мы убедились, если в работе с детьми дошкольного возраста в развитии творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

1 3

Спектакль театральной студии «Корабль в страну детства»          Музыкальная сказка «Муха-цокотуха»

Педагоги нашего дошкольного учреждения исследовали возможности театрализованной деятельности в решении комплекса взаимосвязанных задач развития дошкольников, организовав театральную студию «Корабль в страну детства». В ходе освоения театрализованной деятельности мы практикуем эффективные методические приемы:

  • озвучивание кадров диафильма по сказке;
  • показ пластических этюдов с передачей голосом ключевых фраз персонажей;
  • разыгрывание фрагментов сказки на макете или с помощью кукол;
  • музыкальные этюды.

Опыт организации театра показывает, что совместные постановки объединяют детей общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний. Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащая ее, формирует коммуникативные навыки.

При помощи театральной деятельности развиваем личность ребенка, прививаем устойчивый интерес к литературе, способствуем формированию интонационной выразительности речи.

Результатом работы театральной студии стала постановка спектаклей:

  • «Рукавичка» (украинская народная сказка);
  • «Заюшкина избушка» (кукольный театр);
  • «Колобок - ледяной бок» (по мотивам русской народной сказки);
  • «Волк и козлята» (музыкальная сказка);
  • Приключения лягушат» (музыкальная сказка);
  • «Курочка - ряба» (пантомима).

Мы уделяем большое внимание развитию музыкальных способно­стей дошкольников. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального искусства с детьми невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строим на основе общепризнанных диагностических подходов к определению способностей ребенка в музыкальной деятельности (К.Тарасова, И.Новоскольцева). На основе этих данных мы планируем музыкальное воспитание дошкольников.

Для творчески одаренных детей в дошкольном учреждении создана вокальная группа «Капелька», где особое внимание уделяется развитию капелькапевческих навыков. Музыкальные руководители используют в работе с детьми разнообразные попевки, игры с пением, песенки-ритмы, вокальные переклички. Результатом работы по вокальному развитию дошкольников является подбор интересного репертуара детских песен на праздниках, использование разных видов исполнительства (хор, вокальная группа, солисты), применение оригинальных идей («двигательная» аранжировка песни, песенное попурри).

Работая с одаренными детьми, специалисты ДОУ обучают дошкольников игре на музыкальных инструментах. Для организации деятельности по инструментальному музицированию используем разные группы инструментов: ударные (бубны, барабаны, маракасы, треугольники, колокольчики, металлофоны, пианино), струнные (гусли, цимбалы), духовые (дудочки, свирели), народные инструменты (ложки, бубенцы, трещотки).

Занятия в детском оркестре дают детям позитивные результаты, приносят удовлетворение в эмоциональном плане, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения.

Способные, талантливые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности.

Физкультурно-оздоровительный аспект деятельности реализуется через кружки и секции оздоровительной направленности:

  • Аквааэробика «Морские звездочки»
  • Ритмопластика
  • «Юные гимнасты» (игровой стретчинг, хатха-йога).

Занятия хатха-йогой основаны на гармонизирующих комплексах, которые включают в себя:

- дыхательные упражнения;

- упражнения, развивающие гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, развивают моторику, активизируют работу внутренних органов;

- упражнения, развивающие мимику, жесты, пантомимику.

Занятия включают в себя различные игры. Детям предлагаем представить себя в виде волны, ветерка, походить по камешкам вдоль берега моря, стать сильным деревом.

Все эти элементы - выразительные движения, сказочные образы, способствуют развитию у детей осознанной выразительной пластики движений.

В целом занятие представляет собой своеобразное творческое действие, когда дети учатся выражать свои эмоции, контролировать их, совершенствовать движения, управлять своим телом.

Занятия стрейчингом проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранным таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Широко используем в работе с детьми метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог режиссер, используя игровую атрибутику, образ активизирует ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя развитию творческих и оздоровительных возможностей.

Интересно построена работа со способными детьми в кружке аквааэробики «Морские звездочки». Гимнастические упражнения на воде являются эффективным спортивно-оздоровительным средством. Посредством танцев на воде у детей формируется представления о выразительности, грациозности движений, формируется правильная осанка, развивается чувство ритма и темпа.

Организация деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по интересам представлена занятиями по ритмопластике. Основными моментами в работе с детьми являются: гимнастические упражнения, танцевальные композиции, игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика.

Детская танцевальная группа демонстрировала свои умения в утренниках, на праздниках, городской Детской спартакиаде, в мероприятиях для родителей.

Мы считаем, что детская одаренность будет развиваться успешно если:

  • предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности;
  • развивать его индивидуальный познавательный опыт;
  • осуществлять системный подход через развитие интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной сферы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...

Читайте также

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры»

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры» Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - способствовать развитию...