«Бумагопластика» как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека. В условиях целенаправленного воспитания, предусматривающего возрастные особенности и возможности ребенка, происходит его физическое совершенствование, формируются важные качества мышления, познавательные интересы и способности, умение учиться; складывается нравственная направленность личности, ее эмоциональная сфера, ребенок активно приобщается к эстетической стороне окружающей действительности, овладевает началами художественной деятельности — музыкальной, изобразительной, художественно-речевой.

Сформированные в дошкольном возрасте навыки и привычки, знания и умения могут быть достаточно прочными и устойчивыми, сохраняться не только в измененных, но и в новых условиях, например в процессе школьного обучения.

Умственное развитие – это основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка во всей будущей жизни (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская).

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах человека в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий на собственный опыт ребенка (Л.С. Выготский).

Особенностями умственного развития в старшем дошкольном возрасте являются происходящие изменения в эмоциональной и речевой сферах деятельности ребенка, а также изменения в его мышлении. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, складывается планирующая функция речи. Детские вопросы начинают выступать показателем умственного развития. Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления. Ребенок переходит от использования готовых связей к «открытию» более сложных. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

В умственном развитии старших дошкольников неоценимое значение имеют разнообразные виды художественной деятельности, так как даже сама по себе подготовка к художественной деятельности способствует накоплению детьми того объема знаний, который необходим для их умственного развития. Роль художественной деятельности в умственном развитии дошкольников рассматривается в работах Н.В. Архаровой, Т.А. Данилиной, Р.Г. Казаковой, Г.П. Новиковой, И. Рыжковой, Е.А. Флериной.

Как указывают психологи, для умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования. Занятия по рисованию, лепке, вырезанию из бумаги фигурок и наклеиванию их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. дарят детям радость познания. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил

Огромную роль для умственного развития детей имеет бумагопластика. Бумагопластика – это, по сути, объёмная аппликация, в которой различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть оформляются они на жёстком фоне, в рамке или без неё. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону. Например, это могут быть бумажные цветы, собранные в букет, отдельные фигурки и так далее.

Бумагопластика – ёмкое название, объединяющее различные техники: квиллинг, оригами и тому подобные. Собственно говоря, какой бы метод работы с бумагой не был применен, главное – художественность результата. Результат работы в данной технике завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение. Волшебством изготовления произведений искусства с помощью бумагопластики занимаются такие мастера как Кузнецова Н.Г., Давыдова Г.Н., Лыкова Н.Ф. и другие.

Материалом для бумагопластики может стать любой вид бумаги – от самого прочного картона, до тончайших папиросных листов. Чаще всего в одной композиции сочетаются разные бумажные фактуры, которые выгодно оттеняют друг друга. Кроме того, бумага может быть покрашена или затонирована. Сборка элементов композиции происходит на клей, обычно ПВА, а также двусторонний скотч.

Достоинство бумагопластики в том, что это вид творчества, доступный каждому ребенку. Создавая из бумаги любимого персонажа, ребенок развивает свои творческие способности, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и композиции…, и что немаловажно, результат не заставляет долго ждать, уже после первого занятия, ребенок выносит эффектную работу, изготовленную собственными руками. И это лучший стимул для малыша – видеть, как в твоих руках рождается красивое!

В процессе занятий по бумагопластике дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков. У детей развивается глазомер и абстрактное мышление, улучшается мелкая моторика и координация движений рук, воспитывается усидчивость и аккуратность.

Кроме того, бумагопластика обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством развития эмоционального интеллекта.

Реализуя художественную деятельность (бумагапластику) как средство умственного развития ребенка старшего дошкольного возраста, педагог обеспечивает в будущем успешность обучения ребенка в школе, становление такой личности, которая будет иметь высокий интеллектуальный потенциал.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
  2. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольника. – Киев: Выщашк, 1986. – 95 с.
  3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
  4. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. – Рн/Д.: Феникс, 2005. – 189 с.
  5. Умственное развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2004. – с. 153.
  6. Урунтаева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 74.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель:  Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)

Читайте также

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Квест для детей в младшей группе «23 февраля»

Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...