Организационные и психолого – педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни

 

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
 

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей очень актуальна. В наши дни успешный ребенок должен быть прежде всего здоров. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Полноценное физическое развитие и здоровье детей - это основа формирования личности. ФГОС, как социальная конвенциональная форма, рассматривается, как общественный договор между семьей и обществом. Семья ориентируется на личностную успешность, а общество на безопасность и здоровье. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В современных Российских условиях происходит распад тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному.

На основе личных наблюдений за дошкольниками было выявлено, что у детей недостаточно сформировано представление о здоровом образе жизни. Дети имеют слабое представление о здоровье человека (физическом, психическом, социальном) и необходимости заботы о нем. В связи с тем, что дети проводят большое количество времени за компьютером или перед телевизором, наблюдается низкий уровень двигательной активности, мы видим полное несоблюдение режима в домашних условиях. Дети не знакомы с понятием «правильное и здоровое питание», вследствие чего отдается предпочтение фаст фудам и перекусам. Так же нами отмечен низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

При этом можно выделить противоречие в решении данной проблемы. В образовательной области физическое развитие отражены задачи по овладению детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни. В обществе возрастает интерес к здоровому образу жизни, основу которой, необходимо закладывать, начиная с дошкольного возраста. Однако с другой стороны, отсутствие системности в организации оздоровительной работы со всеми субъектами образовательного процесса. Необходимость повышения уровня физического развития детей. Недостаточное понимание серьезности этой проблемы со стороны родителей.

Для решения данных противоречий, необходимо создать условия преемственности здоровьезберегающих технологий в детском саду и семьях воспитанников, и научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

 

В результате анализа основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

 

Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
У многих детей недостаточно знаний о ценности здорового образа жизни.

Некоторые дошкольники не подвижны и не выносливы не умеют контролировать свои движения и управлять ими. Находясь в условиях многофункциональности у дошкольников не развита мотивация к освоению основ здорового образа жизни. У большинства детей не выработаны полезные привычки и культурно –гигиенические правила. Многие дети не владеют элементарными нормами поведения и правилами в разных видах деятельности.

Несмотря на то, что тема Физического воспитания освещена в образовательной программе ДОО, в комплексно-тематическом планировании мало тем в которых детей знакомят с правилами ЗОЖ. Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки воспитателей по данной теме. Существующие формы взаимодействия с родителями не являются эффективными в решении задач по приобщению детей к ЗОЖ. Несогласованность работы между педагогами инструктора по физ. культуре, музыкального руководителя, психолога. Нет современных

дидактических пособий «Если хочешь быть здоров», «Что мы едим». Безразличие некоторых родителей к деятельности ребенка; ребенок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями. Консультативная поддержка педагогов по формированию у дошкольников ЗОЖ носит бессистемный характер. Отсутствие условий для работы педагога по ознакомлению дошкольников с ЗОЖ. Техническое обеспечение не соответствует современным требованием.

 

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Профессиональная проблема по овладению детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни состоит в том, что в ДОО существующие психолого-педагогические и организационные условия не соответствуют требованиям ФГОС, что затрудняет работу воспитателя. Работа по оздоровлению детей дошкольного возраста не достаточна эффективна. Экономическое и социальное положение семей в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к ряду проблем, которые требуют решения.

 

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Среди главных задач воспитания и обучения детей – мотивация на здоровый образ жизни, которая является неотъемлемой частью общей концепции современного образования. При успешном решении этой задачи у дошкольников согласно ФГОС формируется общая культура, в том числе знания о здоровом образе жизни.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также ее характера, особенности развития детей и организация. Они не являются основной объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Новые образовательные результаты

Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в овладении детьми ЗОЖ
Ребёнок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребёнок способен к волевым усилиям может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Приобретают знания о здоровом образе жизни. Знакомятся с культурно-гигиеническими навыками. Знакомятся с элементарными правилами безопасного поведения. Приобретают положительные нравственно- волевые качества.

Ребенок владеет элементарными нормами поведения и правилами в разных видах деятельности. У детей развита мотивация к овладению основ здорового образа жизни.

Дошкольник подвижен и вынослив, умеет контролировать свои движения и управлять ими.

У детей достаточно знаний о ценности здорового образа жизни.

 

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для овладение детьми дошкольного возраста элементарными формами и правилами здорового образа жизни необходимо произвести изменения в самом образовательном процессе, а в частности в его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля. 

Одним из важных условий приобщения детей к здоровому образу жизни является учет возрастных, индивидуальных, психофизиологических особенностей детей. Педагог ориентироваться на конкретного ребенка с его потребностями, способностями, интересами. Обращать внимание на состояние здоровья каждого ребенка, организовывать работу по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на основе диагностики.

Для этого педагог использует такие формы работы как: непосредственно-образовательная деятельность, проектирование, дидактические игры, беседы, прогулки, сюжетно – ролевые игры, игровые обучающие ситуации, художественное слово, рассматривание иллюстраций, спортивные развлечения и мероприятия, направленные на формирование ориентации дошкольников к соблюдению правил здорового образа жизни.

Организация деятельности детей

Непосредственно-образовательная деятельность

Познавательно – исследовательская - «Здоровый образ жизни» –познакомить дошкольников с понятием «здоровый образ жизни», сформировать представления о здоровом образе жизни.

Изобразительная деятельность - «Моя спортивная семья» – закрепить навыки рисования людей в движении, создание композиций на листе бумаги, представления об активном отдыхе

Двигательная деятельность - эстафета «Дорожка препятствий» -формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, приобщать к здоровому образу жизни.            

Чтение художественной литературы: К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка Чумазая» - развивать у детей чувство юмора, воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Организация деятельности детей вне непосредственной-образовательной деятельности:

Дидактические игры: «Что сначала-что потом» - закрепить представления детей о том, что режим дня полезно для здоровья.

«Лабиринты здоровья» - закрепить представления о предметах личной гигиены, и их предназначении.

Изодеятельность: «Составь меню» - формировать представление о том что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Физкультурный досуг: «Праздник чистоты и здоровья» - закрепление и обобщении представлений детей о здоровом образе жизни, необходимости выполнения спортивных упражнений и соблюдении санитарно-гигиенические правила.

Музыкальное развлечение: «В гостях у доктора Пилюлькина» - воспитывать жизнестойкой и волевой личности, а также понимание того, что только человек живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Работа с родителями:

Состояние здоровья ребенка во многом зависит от типа его поведения, который формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни велика. В ДОО необходимо создать условия для перевода родителей в партнерскую позицию. В данной системе для этого используются различные формы работы:

Консультация: «Вместе растим здорового ребенка», «Правильное питание дошкольника».

Подготовка фотовыставки: «Мы за здоровый образ жизни».

Совместные спортивные досуги: «В здоровом теле-здоровый дух».

Подготовить проект: «Здоровье без лекарств».

Подготовка выставки детской литературы «В стране здоровья».

 

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов

(Кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные.)

- Кадровые:

Повышение компетентности профессионализма педагога-одно из важных условий улучшения качества дошкольного образования.

Курсы повышения квалификации педагогов по программе вндренияв ФГОС в ДОО.

Посещение городских и районных семинаров по теме: Как реализуется программа по формированию у детей здорового образа жизни у старших дошкольников.

Овладение педагогами новыми инновационно-коммуникативными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Укомплектованность ДОО специалистами: психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

- Материально-технические:

Создание тематического, мультимедийного пособия: «Здоровейка», которое поможет воспитателю современно, доступно, интересно преподнести детям новые знания.

- Информационные:

Официальный сайт организации.

Разработка электронных карточек наблюдений, проведение вебинаров, конференций, интерактивные игры, электронные презентации.

- Организационные:

  • Использование разнообразных видов деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни.
  • Совместная деятельность воспитателя и детей «В здоровом теле-здоровый дух».

- Нормативно-правовые:

  • Конституция РФ от25.12.1993г с изменениями от 30.12.2008 г.
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г.
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт от 17.10 2013г.№1155.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.№124-ФЗ.
  • .«Конвенция по правам ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1983г.)

Локальные нормативные документы ДОО:

  • Программа ДОО.
  • Устав ДОО.
  • Правила внутреннего распорядка ДОО.
  • Годовой план.

Словарь педагогических терминов

Условие-обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (средств), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.

Организационные условия - это предметно - пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, приспособленной для детей, материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Овладение - это усвоение знаний и навыков, а также умение использовать их на практике.

Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

 

Для решения задачи приобщения детей к здоровому образу жизни нами была разработана электронная дидактическая игра

Тема пособия: «Здоровей-ка»

Возраст целевой группы: старшая группа.

Цель пособия: формировать и закреплять знания детей о здоровом образе жизни.

Задачи пособия: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма; воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

 

Алгоритм работы со слайдами:

 

№ слайда Действия возможный вариант

Пояснений педагога

№1

 

Мультимедийное пособие для старших

Дошкольников: «Здоровей-ка».

№2

 

«Что относится к режиму дня».

Нажатием мыши на картинки, лишняя

картинка исчезает.

№3 «Что полезно для здоровья».

Нажатием мыши на картинки, лишняя

картинка исчезает,

№4 «Какие продукты можно употреблять

каждый день, а какие, употреблять

каждый день нельзя».

Нажатием мыши на продукты, продукты,

которые нельзя употреблять каждый

день исчезают.

№5 «Четвертый лишний».

Нажатием мыши лишний предмет

исчезает.

№6 «Что необходимо для того, чтобы быть

Здоровым».

Нажатием мыши лишняя картинка

исчезает.

№7 Нажатием мыши на картинку

появляется слово «Молодец» и

звучат аплодисменты.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей

Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных...

Дидактическая игра «Выбери профессию»

Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...