Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника

 

Познавательное развитие ребенка является основой формирования учебной деятельности и подготовки обучения в школе, т.к. обеспечивает развитие наглядно-образного мышления в совокупности с сенсорикой, в том числе реализует творческий потенциал ребенка, активизируя его личностный ресурс.

Экспериментально-опытная работа доступна детям уже с дошкольного возраста. В играх с песком, водой, снегом дети познают, исследуют, наблюдают и участвуют в удивительных превращениях в окружающем мире. Ребята быстро учатся и усложняют свои эксперименты – учатся из муки, соли и воды получать тесто для поделок, изучают свойства растворов, наблюдают изменения свойств материалов под воздействием высоких или низких температур,  участвуют в изменениях состояния простых веществ (воды в лед и пар, свечного воска, шоколада, теста и многого другого). Такие эксперименты, на первый взгляд незамысловатые, вырабатывают у детей навык логического мышления, выстраивания причинно-следственных связей, систематизирования и анализа. У ребят развивается речевая активность, обогащается словарный запас, вырабатывается лексическое разнообразие -  используется больше прилагательных, наречий.

Для воспитателя, знакомящего ребенка с экспериментально-опытной деятельностью, очень важно организовать педагогический процесс так, чтобы не допустить переутомления воспитанников, сделать процесс обучения игривым и легким, дабы у ребенка не возникло ощущение, что его заставляют заниматься данной деятельностью. Следует формировать у ребенка положительную мотивацию и вовлеченность уже на ранних этапах.

В связи с этим можно разнообразить ход занятия подобрав тематически схожие художественные произведения, пословицы, поговорки. Желательно также организовать в группе небольшой экспериментальный уголок, где вы с ребятами могли бы хранить свой инструментарий. Это могут быть различные коробочки, соломинки, тарелочки (желательно небьющиеся, например, пластмассовые), можно также сделать и изучить с воспитанниками различные эмблемы, знаки или символы, которые вы сможете использовать.

В процессе экспериментально-опытной деятельности на начальном этапе, мы можем выделить для себя три особых направления, исходя из которых вы самостоятельно сможете разработать цели и задачи ваших занятий с детьми.

  1. Повышение познавательного интереса средствами поиска сходства и различий, явлений живой и неживой природы.
  2. Обогащение знаний об окружающем мире, формирование познавательной инициативы детей и поддерживание их исследовательской активности.
  3. Использование познавательно-исследовательской работы как основополагающей, сочетая ее с другими видами деятельности дошкольников.

Темы экспериментально-опытной деятельности многообразны. И тематика занятий зависит исключительно от индивидуальных особенностей ваших воспитанников либо условий вашей педагогической деятельности. Приведу примеры двух вариантов культурно-смысловых контекстов:

  • Коллекционирование-классификация;
  • Опыт и эксперименты с предметами, явлениями и их свойствами.

В данной работе логично использовать принцип «от простого к сложному». Вы можете проводить опыты как целостные самостоятельные занятия, либо использовать их как часть занятия для закрепления ранее полученных знаний.

Всякий педагогический процесс должен носить характер партнерского взаимодействия. Побуждение к совместной с воспитателем деятельности повысит эффективность вашей с детьми работы. Предоставьте ребятам возможность самим делать выводы, пусть даже если они будут поверхностными или недостаточно точными. Задавайте вопросы, направляйте, позвольте ребятам повторить эксперимент или поменять угол зрения на тот или иной изучаемый объект или явление, очень важно учить ребят правильно формулировать свои ответы.

Преимущество экспериментально-опытной деятельности так же в том, что она предоставляет детям самим определять ход своей работы, этот процесс текучий, плавный. Не стоит ограничиваться, можно задействовать вспомогательные мультимедийные технологии, например, интерактивный экран с фото-презентацией, можно запечатлеть ваши эксперименты с помощью фото или видео техники.

Перечень опытов и тем довольно широк. Они могут быть следующими: овощи, фрукты, погода, деревья, воздух, ветер, злаковые растения (рожь, зерно, пшеница), хлеб-тесто, вода, металлы, магниты, блестящие, гладкие, шероховатые предметы, отражающие поверхности, свет (лучи), времена года – сезоны, мир растений, цвета в природе, свойства почты, камни, минералы, ткани и так далее.

Продолжая тему опыта, предложите ребятам принести из дома интересную картинку или вещь, например бусы, бижутерию, металлические игрушки. Из них можно сделать тематические поделки или даже перенести тему опыта в сюжетно-ролевую игру, сделать коллаж.

В результате систематического использования проводимой экспериментально-опытной деятельности у детей формируется устойчивая познавательная мотивация, навык анализа, классификации. Диагностическая карта и графическое изображение покажет динамику роста показателей по формированию познавательно-экспериментальной деятельности за два возрастных года.

Использование экспериментальной деятельности в работе вырабатывает у детей навык активного мышления при выполнении творческих заданий по изобразительному искусству.  У ребят повышается широта восприятия, креативность, развивается фантазия, эмоциональный интеллект. Они без труда могут создать композицию из геометрических фигур, исключать лишние предметы и группировать взаимосвязанные.

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильные направления роста личности. Ведь осознание мира и себя процессы взаимосвязанные, и гармония внутреннего мира наших детей зависит от наших с вами своевременных трудов в воспитании.





Новые публикации

Проект «Новогодние каникулы дошколят»

Проект «Новогодние каникулы дошколят» Пояснительная записка Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело и с...

Наглядно-познавательное пособие «Береги природу!»

Наглядно-познавательное пособие «Береги природу!» Цель: формирование экологической культуры детей. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - воспитывать бережное отношение к природе. Данное пособие...

Настольная игра - ходилка «Правила дорожного движения»

Настольная игра - ходилка «Правила дорожного движения» Обучение правилам дорожного движения детей – это жизненная необходимость. Настольная игра - ходилка «Правила...

Читайте также

Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки…

Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия   Цель: «Теоретическое обоснование и практические рекомендации по использованию территории ДОУ...

Обучение детей 4-5 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных…

Обучение детей 4-5 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин(с использованием элементов ТРИЗ технологий)   Содержание ОО «Коммуникация», Федеральных государственных требований...

Консультация для воспитателей по теме: «Роль театрализованной деятельности в социально…

Консультация для воспитателей по теме:«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников»   Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Летнее развлечение с детьми старшей группы "Пчелки" на тему "Забавы Нептуна".

Развлечение приурочено к концу тематической недели "Подводный мир" в старшей группе,как итог работы по познавательному развитию детей.

Фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»

Sample Image

   Сегодня вашему вниманию я предлагаю фотоотчет совместной деятельности с родителями по изготовлению русской народной куклы «Колокольчик»    Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная и приносит в дом хорошие вести, радость и счастье. Оберег хорошего...

Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Посиделки у Василисы» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Ход развлечения: (Малыши и старшие девочки делятся на 4 группы и рассаживаются :каждая группа вокруг своего стола) Ведущая: В старину на...

Театрализация Пушкина

Цель : Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С. Пушкина Задачи : Образовательные: 1. Знакомство детей с произведениями А.С.Пушкина 2. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Развивающие: 1. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство