Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС

 

Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Групповая комната условно поделена на активный сектор - 50%, рабочий сектор - 30%, спокойный – 20%. Но пространство может быть трансформируемым в зависимости от воспитательно-образовательных задач и темы недели. Материал в каждом секторе меняется, дополняется и возможно их временное объединение. Каждый сектор пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри секторов. Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной области, так и в ходе реализации других областей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Создавая предметно-развивающую среду в группе учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.

Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём. В группе созданы условия для разных видов деятельности детей. Оборудование группы можно разнообразно использовать (например, детскую мебель, природные материалы и др.) в разных видах детской активности, т.е. среда в нашей группе полифункциональная.

Наша группа называется «Солнышко», наш девиз: «Недаром наша группа «Солнышком» зовется, здесь тепло и радостно детям всем живется!»

На центральной стене расположено солнце, сделанное руками детей и родителей. Лучи солнца - ладошки детей, в течение дня на них прикрепляются «медальки» за успешные дела детей. А еще дети отмечают на своей ладошке свое настроение, синий бантик - грустное,

красный - радостное, веселое.

 

Солнышко

 

Родители являются активными участниками и помощниками в обогащении развивающей среды нашей группы, с их помощью был оформлен театральный уголок, выставка поделок из природного материала и овощей, макет улицы города, различные мини- музеи и многое другое. Вот такой теремок нарисовал и вырезал папа Димы.

 

Домик

 

А вот этот зимний теремок сделала мама Эвелины.

 

Зимний теремок

 

Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового пространства для сюжетно- ролевых игр: кухня, больница, магазин, гараж, парикмахерская, дом. Оснащена атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Кафе», «Полицейский», «Автомастерская» и др.

Подвижный модуль позволяет изменять сюжет игры, например, чемоданчик из игры «Больница» можно взять и перенести, организовав игру в любом месте группы.

Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.

Игровое оборудование для мальчиков: машины, пистолеты, набор военной техники, инструменты, есть разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Транспорт маленького размера сложен в специальный «гараж».

Для девочек – коляска, куклы, набор украшений, комната с игрушечной мебелью и др.

Есть разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, фуражки, каски, юбки, фартуки, костюм полицейского, врача и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры дети устанавливают простейшие связи. Например, в игре «Зоопарк» дети отмечают, что заяц побелел, а медведь уже лег в берлогу, т.к. пришла зима.

Имеются алгоритмы для самостоятельной организации с/р игры. Игры с правилами расположены в разных центрах детской активности, это развивающие дидактические игры, подвижные игры.

Для режиссерской игры у нас есть предметы- заместители, мелкие игрушки, схемы по сюжетам сказок, костюмы для драматизации сказок.

Для игр - драматизаций имеются различные маски в театральном уголке. Также имеются различные виды театров: плоскостной, кукольный, пальчиковый, театр игрушек и др.

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, восприятию и пониманию характера музыкальных произведений, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах (колокольчики, погремушки, металлофон, барабан, бубны, неваляшка, юла). В группе создана фонотека, в которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки, а также музыкальные игры. Имеются дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», развитие ритмического слуха: «Кто как идет?» На развитие тембрового и динамического слуха: «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент».

В уголке двигательной активности, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей, имеются мячи, кольцебросс, кегли, скакалки, обручи, султанчики, мешочки, платочки, веревочки, мишени. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Есть картотека подвижных игр, картотека основных видов движения, картотека утренней гимнастики, карточки - схемы с изображением различных физических упражнений, картотека гимнастики после сна, картотека гимнастики для глаз, картотека дыхательной гимнастики. Для профилактики плоскостопия имеются массажные коврики и дорожки, изготовленные руками родителей. Имеется материал для формирования навыков ЗОЖ: альбомы, игры, дидактические игры на здоровье сбережение и спорт, имеются альбомы стихов и загадок о спорте, здоровье.

 В игровом пространстве находятся игры по сенсорике: шнуровки, «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, игра «Поймай рыбку» (с удочками, где лески разной длины); 

Одним из основных видов детской деятельности является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые конструкторы разного размера, яркие. Конструкторы типа «Лего». Тематические строительные наборы: город, ферма. Дети учатся читать схемы построек и сами могут создавать простые схемы с помощью трафаретов. Строят и на ковре, созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Ферма», «Зоопарк», «Автомастерская» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, машины различной величины).

В уголке безопасности размещена улица с дорогой и пешеходными переходами, машинами, помещены простые дорожные знаки, светофор для ознакомления детей с ПДД. Наглядный материал предупреждает детей об опасных ситуациях. Есть разные дидактические игры по ПДД и безопасности, ширмы по безопасности для детей.

В группе созданы условия для восприятия художественной литературы, народного фольклора. В книжном уголке подобраны книги в соответствии с возрастом детей, темой недели. Стихи иллюстрации художников о сезонном времени года. Имеются схемы, картинки для составления рассказов, альбомы по развитию речи, пособия для развития мелкой моторики рук. Иллюстрации к знакомым сказкам. Есть полка «умных книг». Расположен материал по методической теме, над которой работают воспитатели.

Книги и альбомы меняются в зависимости от темы недели и чтения по программе.

Здесь же расположен уголок краеведения. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город». Имеются тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» . Материал для ознакомления детей с малой родиной: (улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в уголке экспериментирования расположены материалы в соответствии с возрастом детей, темами: для проведения опытов с воздухом, магнитом, водой, песком. Имеются альбомы со схемами. Здесь мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Есть схемы опытов, после проведения экспериментирования дети

рисуют свои впечатления.

В уголке природы по теме недели есть модели, например, деревьев с признаками поздней осени или зимы, есть картинки, помогающие определить: живое или не живое, есть модели времен года и части суток.

Схема ухода за растениями. Календарь природы с сезонными изменениями. Мини-макеты («Водоем», «Лес», «Луг» и т.д.) Дидактические игры по временам года. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные осенью», в режиссёрской игре.

Рядом расположен мини-музей молока.

В уголке художественного творчества, целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, есть все необходимое для творчества детей: трафареты, геометрические формы, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, ножницы, пластилин, салфетки. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Репродукции картин художников по сезонам вывешиваем в виде выставки. Например, по теме недели «Зима» была организована выставка детских работ и репродукций картин известных художников.

В рабочем секторе находится шкаф с дидактическими играми и уголок математики.

Также у нас есть уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность у детей.

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В нашей группе есть правила, оформленные также в виде солнышка, как играть с игрушками, как обращаться с

книгой. Очень важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально это использовать.

Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.

Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Читайте также

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «С чем пирог» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная...

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...