Возможность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

 

Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта. Поэтому наиболее актуальным  в педагогике является переход от репродуктивной модели образования, которая обеспечивает воспроизведение «готовых знаний», к продуктивной модели, направленной на активизацию познавательной деятельности ребенка.

Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.

В научных исследованиях утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться. Ведущим средством развития познавательной сферы личности и познавательной деятельности является продуктивная деятельность, которая будет стимулировать детскую активность.

Эта проблема развития познавательной активности старших дошкольников  считается одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимодействие человека с реальным миром происходит из-за его активности и деятельности. Ведь активность - это обязательный источник формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Современные образовательные программы основаны на формировании у дошкольников не отдельных фрагментарных знаний о законах реального мира, а элементарных систем представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений. В современных условиях информационного общества необходимо дать детям ключ к познанию действительности, а не ограничиваться статичной суммой знаний, как в традиционной системе умственного воспитания.

Правильная педагогическая организация деятельности старших дошкольников и систематическая и целенаправленная воспитательная деятельность способствует становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывает значительное влияние на его развитие. Новые Федеральные Государственные Стандарты ставят перед нами задачу смены образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний (как уже говорилось ранее) – развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. А.Н. Леонтьев говорил, что деятельность можно определить, как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В дошкольном возрасте наряду с игрой, как ведущим видом деятельности, складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др).  Однако вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки, что подтверждает актуальность темы статьи.

Анализируя литературу по данной теме, мы видим, что одни авторы – сторонники психофизиологического подхода – видят познавательную активность, как составляющую общего уровня активности человека, связанного с особенностями нервной системы. Такая точка зрения делает акцент на динамической стороне этого явления.

Представители деятельностного подхода – рассматривают познавательную активность, как познавательную деятельность и отводят ей место, близкое к потребности. Делают акцент на содержательном компоненте.

Таким образом, в познавательной активности выделяют две основные стороны: динамическую, характеризующую стремление к познанию, и содержательную, определяющую продуктивность в познании. [3] Рассмотрев исследования разных педагогов- психологов мы решили в своей работе придерживаться определения познавательной активности, как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, так как  каждому человеку от рождения присуща потребность в новых впечатлениях. И именно на основе этой потребности, в дошкольном возрасте, формируется стремление открыть и узнать что-то новое. [4]

В дошкольном детстве приобретает особую значимость проблема познавательной активности, так как именно в этом возрасте происходит становление ориентировочно-исследовательской деятельности, которая является ее основой.  Мы можем выделить ученых, труды которых посвящены изучению этой темы: Л.А. Венгер, А.И. Голубева, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец и др. В своих работах они показали, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность. А направляет и побуждает ее познавательная задача. [1]

Особенности развития познавательной активности дошкольников выражается в проявлении познавательного интереса, любознательности, в задаваемых вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании, проявлении в разных видах деятельности.

Д.Б. Эльконин считал, что наиболее характерные для дошкольного

детства виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.).

В детских учреждениях продуктивные виды деятельности проводятся в форме занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Но в последнее время многие педагоги-психологи показывают, что школьно-урочная форма, при которой инициатива и направление деятельности полностью принадлежит взрослому, не способствует развитию детей. Одним из детских психологов проводивших исследования по этой проблеме  была Н.А.Короткова [5]. В результате ее сравнительного эксперимента можно увидеть, что при школьно-урочной форме, у детей падает мотивация к деятельности, собственная активность и инициативность минимальны.

Н.А. Короткова  предлагает педагогам отойти от учебной модели во время образовательной деятельности и перейти к партнерским формам работы взрослого с детьми. Назвать такие занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, как работу в «мастерской».

Во время такой деятельности педагог становится равноправным партнером-участником общей работы. В результате этого меняется:

- стиль поведения взрослого (от  административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

- рабочее пространство, на котором происходит совместная работа (от отдельного места за «учительским столом», к месту за общим столом рядом с детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы).

Положение детей при организации данной работы также меняется.

  1. Дети сами решают участвовать им в общей работе или нет.
  2. Детям разрешается:

- садиться за общим столом как им хочется, общаться друг с другом по желанию, перемещаться по мере необходимости;

- общаться с педагогом по всем интересующим их вопросам;

- работать в том темпе в каком ребенку удобно;

- детям можно заниматься своими делами не отвлекая других детей;

- работу можно продолжить в другие дни. [2]

В результате проведения специально организованной продуктивной деятельности с детьми мы выявили, что конкретный продукт в этих видах деятельности стимулирует активность детей, вызывает у них эмоцию успеха.

Также мы увидели, что продуктивная деятельность, организованная в форме мастерской, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимыми условиями для познавательной активности детей, являются более эффективной, чем организованная деятельность в традиционной форме – занятие.

Мы можем предположить, что изменения в построении образовательной среды в детских садах будет способствовать развитию познавательной активности детей.

 

Список литературы:

  1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика 01.2011г.
  2. Доронова Т.Н. «Мастерская» как форма организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
  3. Клопотова Е.Е. "Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников" Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике».
  4. Клопотова Е.Е. « Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации» // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2.
  5. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» 2012 г.




Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Самообразование «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»

Самообразование «Лэпбук как разновидность проектной деятельности в работе дошкольного учреждения» Цель: Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука. Задачи: 1. Познакомиться с технологией лэпбук. 2. Повысить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование)…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Клубочки для бабушки» Приложение к работе - Проект «Рисование на манной крупе...

Творчество и мультипликация как форма совместной деятельности детей, родителей и…

Творчество и мультипликация как форма совместной деятельности детей, родителей и педагога (Создание мультфильма из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Маленькая горошинка») Ничто...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство