Создание положительных эмоций в подвижных играх у детей

 

 

Эмоциональный мир играет важную роль в нашей жизни, поэтому проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому я считаю, что развивать эмоциональную сферу дошкольника – одна из основных задач педагога, так как эмоции ребенка «рассказывают» нам о его состоянии и внутреннем мире.

Межличностные отношения у детей дошкольного возраста формируются наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует взаимоотношению детей.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание и др. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а также устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Именно подвижные игры создают эффективные условия для развития межличностных отношений у ребенка дошкольного возраста.

В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. Во время игры постигается смысл дилеммы "честно / нечестно". И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении. Большое беспокойство у педагогов вызывают и малоподвижные дети. Они, как правило, не уверены в своих возможностях, часто проявляют пассивность, инертность, обидчивость. Этих детей педагог должен чаще подбадривать, поощрять и направлять их действия, давая возможность поверить в свои силы. Надо предлагать детям игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений. При индивидуальном подходе к каждому ребенку в начале года дети постепенно набирают силы, привыкают к коллективным играм, увеличивают двигательный опыт.

В то же время в любой группе детского сада есть гиперподвижные дети. Они отличаются суетливостью, импульсивностью, несдержанностью. Для этой категории детей можно предложить больше игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, координации.

В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями, дети ведут себя очень непосредственно. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом -прыгают, как зайчики. В некоторых сюжетных играх («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк» и др.) действия определяются текстом. При проведении сюжетных подвижных игр можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др.

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным- в них лишь нет образов. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.

В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки. В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость.

Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках, например, бег в мешке, выполнение заданий с завязанными глазами и т.п.

Активность детей в подвижных играх зависит от уровня общей и физической подготовленности.

Исходя из опыта работы с детьми, могу сказать, что система игр подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает большое влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста – дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, можно обеспечить педагогический процесс, при котором будут достигнуты положительные результаты в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

 

Приложение

 

Подвижные игры с детьми 5-7 лет

«Ловишка, схвати ленту»

Задачи:

Укреплять физическое здоровье детей. Развивать быстроту, ловкость, координацию движений. Воспитывать любовь к подвижным играм.

Оборудование: ленты желтого, зеленого, красного цвета.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. У каждого цветная ленточка, заложенная сзади за пояс. В центре круга - ловишка. По сигналу воспитателя «Беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за ними, стремясь завладеть ленточками. Лишившиеся их временно отходят в сторону. После слов воспитателя «1,2,3- в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывать количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.

2 вариант. Выбираются два ловишки. Детям приходится убегать и увертываться от двух ловишек. В конце игры подсчитываются ленточки и определяется ловишка-победитель.

3 вариант. Дети делятся на три команды. Ленты у каждой команды своего цвета. Из каждой команды выбирается один ловишка, а всего трое. Ловишки ловят ленточки другого цвета.

Побеждает ловишка, у которого больше лент, побеждает команда, в которой осталось больше игроков.

 

«Змейка»

По залу (зигзаобразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50 см один от другого. Дети строятся в колонне друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задеть его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.

2 вариант. Дети идут и бегают по залу «змейкой». На звуковой сигнал дети делают поворот на 180º и продолжают движение «змейкой». Задание повторяется 3-4 раза.

3 вариант. У ведущего флажок. Воспитатель называет имя ребенка, тот выбегает из колонны, берет флажок у ведущего и сам становится ведущим. Игра продолжается без остановки.

 

«Быстро по местам»

Дети стоят в колонне по одному. По команде: «На прогулку!» разбегаются по залу, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде: «Быстро по местам!» кладут пособия на место, где они находились, и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.

2 вариант. Дети делятся на 2 команды, запоминают свое местоположение, по сигналу разбегаются по залу, выполняют разные движения. По команде «По местам!» строятся в свою шеренгу. Выигрывает та команда, дети которой быстрее найдут свое место.

3 вариант. Дети бегают по залу, обегаю положенные на пол обручи. По сигналу «Бери шнур! (мяч, колечко)» берут заданный предмет и встают в обруч.

 

«Догони обруч»

Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения.

2 вариант. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают его, догоняют, подлезают в обруч и снова отталкивают, не допуская падения.

3 вариант. Дети энергично отталкивают обруч и бегут за ним. Чей обруч укатится дальше?

 

«Ударь мяч и догони»

Дети ударяют по мячу ногой, бегом догоняют его, берут его в руки и бегом возвращаются на место.

2 вариант. Дети ударяют по мячу ногой, бегом догоняют его, берут его в руки, выполняют разные упражнения с мячом (ударить об пол, подбросить- поймать) и бегом возвращаются на место.

3 вариант. Дети ударяют по мячу ногой, бегом догоняют его, отбивают мяч ногой в обратную сторону и снова догоняют его.

 

«Проведи мяч»

Дети стоят в шеренгу у стартовой черты. У каждого ребенка в ногах мяч. По сигналу воспитателя дети ведут мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.

2 вариант. Дети стоят в шеренгу у стартовой черты. Перед ними в ряд лежат набивные мячи. По сигналу воспитателя дети обводят мячом набивные мячи, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель:  Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Читайте также

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»