Психологические аспекты преемственности школы и ДОУ в рамках ФГОС

 

 

Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создают прочную основу будущего развития ребенка. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно впервые годы жизни ребенка.

Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь ФГОС к структуре дошкольной программы, условиям её реализации привели к изменению акцента в понимании готовности ребенка к школе с интеллектуальной готовности на личностную, которая определяется сформированной «личностной позицией школьника» (способность ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла ставят сформированные познавательные мотивы, то есть сознательное желание ребенка учиться. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Именно поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к школьному обучению, должна осуществляться преемственность.

Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. На мой взгляд, решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. При этом преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Как показывает наш опыт, осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, т.е. 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Исходя их этого, совместная работа с педагогами школы, позволила нам выделить основные особенности осуществления психологической преемственности.

Психологическая преемственность требует учета возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сенситивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных “переходных” периодов. При этом и в детском саду и в школе обеспечиваем адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение. Психологическая преемственность включает в себя в первую очередь мониторинг психологической готовности ребенка к школьному обучению в начале и конце учебного года. Данное психологическое обследование позволяет выявить актуальный уровень развития ребенка, исследовать высшие психические функции, т.е. восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции, а также развитие сенсомоторного уровня (уровень действий и ощущений). Такое обследование дает возможность во-первых, родителям, не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Во-вторых, по результатам первичного мониторинга, провожу консилиум для воспитателей, где определяем уровень актуального развития по каждому ребенку и составляем индивидуальный образовательный маршрут для дошкольников, имеющих нарушения интеллектуальной, мотивационной или личностной сфер.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей на этапе их перехода к обучению в школе проводится индивидуальная и групповая работа с детьми старших и подготовительных групп. Необходимо отметить, что если с детьми старшего возраста коррекционно-развивающая программа направлена на развитие эмоциональной сферы, то с детьми подготовительной группы работа осуществляется по программе М.М. Безруких «Ступеньки к школе», включающая в себя формирование познавательной активности ребенка, развитие интеллекта, совершенствование речи, восприятия, памяти, внимания, обучение ребенка организации своей деятельности. При выпуске из детского учреждения даю полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы.

В свою очередь, социальный педагог школы в октябре проводит тестирование первоклассников на предмет адаптации последних к школьной жизни и работает с детьми в течение всех лет обучения в школе, со своими выводами и рекомендациями знакомит учителей.

Для эффективного осуществления преемственности работа проводится согласно плана по преемственности в работе МБДОУ «Детский сад «Ключевской» и МКОУ «Ключевская СОШ».

 

План по преемственности работе МБДОУ «Детский сад «Ключевской» и МКОУ «Ключевская СОШ»

 

Разделы

Мероприятия

Дата

Ответственные

Административная

работа

 

Планирование работы по преемственности.

Совместные административные совещания.

 

Психолого-педагогический консилиум «Реализация преемственности как фактор успешной адаптации детей к школьному обучению»

сентябрь

в теч. года

ноябрь

Директор школы,

заведующий ДОУ,

зам.дир. по УВР,

старш старший воспитатель,

педагог-психолог,

учителя, воспитатели

Методическая

работа

Взаимопосещение уроков в 1-х классах и занятий в подготовительных группах.

Педагогический совет по адаптации.

Проведение экскурсий в школу

 

 

 

Проведение тематических недель:

неделя экологии

неделя здоровья

неделя добра.

Собрание с родителями будущих

первоклассников.

октябрь

 

октябрь

 

декабрь

март

декабрь

сентябрь

январь, апрель

февраль

апрель

март

апрель

Учителя,

воспитатели

директор школы,

заведующий ДОУ

Учителя, воспитатели,

зам. дир. по УВР,

старший воспитатель,

Учителя

воспитатели

учитель физ-ры

инструкт. по ФИЗО,

зам. дир. по УВР,

учителя

Психологическая работа

Наблюдения за адаптацией первоклассников

Консультации для педагогов и родителей

Диагностика уровня психологической

готовности к обучению детей в школе.

сентябрь

октябрь

апрель

май

Педагог-психолог,

учителя, воспитатели

социальный педагог

Оздоровительно - досуговая работа

Праздник «Здравствуй, школа!».

Выставка «Волшебный мир природы»

Экскурсия в школу будущих

первоклассников».

Трудовой десант(неделя добра)

День здоровья.

Выставка работ «Мама милая моя».

сентябрь

октябрь

октябрь

январь

апрель

февраль

ноябрь

Учителя,

воспитатели,

музыкальный

руководитель,

старший воспитатель

инструктора по ФИЗО.

 

Таким образом, результатом психологической преемственности педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, становятся не только развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе, но и адекватное развитие у дошкольников Я-концепции и самооценки личности, способности к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в…

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и рассыпаются. Вед.1...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023 В преддверии праздника «День защитника Отечества» дети, родители и педагоги студии «Дошкольник» Панюкова...