Использование викторины как формы организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

(Из опыта работы)

 

Мы в своей группе реализуем программу «Детство», в которой представлен раздел экологического воспитания, разработанный Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Манавцевой «Ребёнок открывает мир природы».

Работая последние два года с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников. Одним из важнейших условий, на мой взгляд, является использование в работе разнообразных форм организации экологического воспитания детей и разнообразия методических приёмов. Я в своей работе в основном использую все формы и методы работы, которые есть на сегодня в методике экологического воспитания дошкольников, но одним из самых действенных средств считаю игру. Экологические игры в нашей группе имеют место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности,

в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. Используем разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимают творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием. В первые годы работы по программе «Детство» я использовала соревновательные экологические игры в основном на занятиях, в ходе работы заметила у детей интерес к этому виду игр и особенно к викторинам. Это побудило меня углублённо поработать над вопросом использования викторин в экологическом образовании старших дошкольников.

Вначале учебного года в подготовительной группе я в своей работе с викториной поставила задачи формирования у детей всех трёх компонентов осознанно-правильного отношения к

природе:

- познавательного,

- гуманного,

- эстетического.

Формирование познавательного отношения — это дальнейшее расширение представлений о природе, систематизации знаний, развитие уже имеющихся обобщений, установление новых более сложных по структуре связей в природе в соответствии с программой «Детство». Формирование интереса к явлениям природы, стремление глубже познать их, интереса к овладению знаниями, любознательности.

Формирование гуманного отношения — сочувствия живому,

содействия, стремления проявлять заботу о животных, растениях, готовность к оказанию помощи тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий.

Формирование эстетического отношения — способности воспринимать красоту объектов и явлений природы, проявлять эстетические переживания, эмоционально откликаться.

Прежде всего необходимо было отработать некоторую систему использования викторин в экологическом воспитании детей нашей группы. Первое направление использования экологических викторин, которые я наметила, это было исследование их по темам.

Необходимо было определить, на каком этапе работы над темой можно использовать викторины. Помня, что викторина

требует наличия у детей определённых представлений, определённых обобщений, стала активно их использовать в занятиях обобщённого типа: в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определённой теме и в комплексных занятиях.

Например в занятии «Волк и лиса — хищники» одна из частей занятия викторина - соревнование между двумя командами с использованием предметных картин волка и лисы: «Кто больше назовёт признаков отличия и сходства». В сравнительной беседе «Бурый и белый медведь» вторая часть - викторина «Медведь бурый — медведь белый». В обобщающих беседах: «Животный мир зимой» - часть занятия викторина «В лесу не просто жить» (о способах приспособления животных к зимним условиям). «Насекомые» - часть занятия викторина «Что мы знаем о насекомых» и т. д.

Использовала викторины и в экологических тематических праздниках и развлечениях как итог работы над темой. Примерами таких праздников и развлечений может быть тематический вечер: игра-прогулка «Лекарственные растения», часть развлечения — викторина «Зелёная аптека» (май). В июне проводился праздник «Люблю берёзку русскую», как часть праздника — музыкально - литературная викторина, в которой основной задачей было формирование эстетических чувств.

Следующее направление использования викторин — по сезонам. Как часть занятия использовала викторины в занятиях обобщающих и комплексных: «Осень золотая», «Прошла зима холодная». «Весна идёт — весне дорогу» и др. Кроме того викторина имела место обязательно в праздниках и развлечениях, посвящённых сезону «Осенняя сказка», «Рождественские посиделки», «Ах, лето красное...»

Уместными оказались викторины и при проведении природоохранительных акций. Проводила в подготовительной группе две акции, посвящённые заботе о птицах: в декабре «Поможем зимующим птицам», в апреле - «Птицы прилетели». Дети совместно с родителями изготавливали кормушки, а весной дополнительно было изготовлено и помещено на деревьях два скворечника. После завершения работы проводились викторины «Зимующие птицы», «Летят перелётные птицы».

После трудовых дел у детей был особый подъём, особый интерес и активность во время проведения викторины, дети демонстрировали не только знания о зимующих и перелётных птицах, но и сочувствие, желание помогать, заботиться о птицах.

Использовала викторины и во время прогулок, это помогало сделать более интересными наблюдения, разнообразить содержание прогулок, вызвать желание ухаживать за объектами природы. Так очень удачной была викторина «Сохраним цветы» после наблюдения за цветами на участке. После наблюдения за деревьями проводила викторину «Деревья вокруг нас», заметила, что у детей повысился интерес и желание к уходу за клумбами на участке, они с удовольствием принимали потом участие в посадке цветов на своём участке и на участке малышей, неоднократно наблюдала проявление заботы о деревьях, дети спрашивали меня, не надо ли перекопать землю вокруг деревьев на участке, делали замечания более младшим детям при неосторожном обращении с деревьями и кустами.

В завершении работы в мае - июне проводились две экологические викторины по более общим темам, как итог по освоению программного содержания в подготовительной группе: «Знатоки природы» и «Природу надо охранять». Проводились они совместно с родителями в виде развлечений, где основной и единственной часто бала экологическая викторина.

Таким образом у меня сложилась определённая система использования викторин. Но кроме того, чтобы создать атмосферу игры, сохранять дух соревновательности, вызвать желание у каждого ребёнка активно участвовать в игре и продемонстрировать свои знания, умения, навыки, получать удовлетворение от этого, необходимо было тщательно продумывать методику руководства викторинами. Прежде всего необходимо было определить тему и содержание викторины. Вопросы должны полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону. Кроме того я поняла что тема и содержание викторины должны быть полностью увязаны с темой и программным содержанием занятия, праздника, экскурсии и т.д. Поэтому я очень тщательно подходила к подбору вопросов к каждой викторине. Следующим моим шагом было подготовить детей к участию в викторине, несмотря на то, что викторина строится только на уже имеющихся знаниях детей, я заметила, чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем активней становится их участие и интересней проходит сама игра. Поэтому я всегда заранее предлагала родителям побеседовать дома с детьми, давала примерное содержание таких бесед, советовала, что можно почитать по заданной теме (из художественной или справочной литературы) старшему дошкольнику.

За несколько дней до викторины с подгруппами детей вне занятий сама проводила небольшие беседы, рассматривание иллюстраций, чтение отрывков, иногда готовили значки, эмблемы, повторяли стихи. О дне викторины мы сообщали заранее детям и родителям.

Известно, что викторина — это игра в ответы на определённую тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать всем особенностям игры. Содержать в себе все элементы игры — игровую задачу, игровые действия, игровые правила, содержать в себе элементы занимательности. Быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Для этого кроме хорошей подготовленности детей я использовала целый арсенал приёмов, характерных для руководства соревновательными играми. Ведущей всегда выступаю сама, участники как правило дети без исключения, однако при личном участии каждого ребёнка, а иногда в зависимости от состава команд я дифференцировала вопросы (давала по необходимости более лёгкие).

Перед началом игры нацеливаю детей на игру, подчёркиваю как игровую, так и дидактическую задачу, определяем участников лил команды или личное участие каждого ребёнка. Команды на занятиях, на прогулках выбираем по рядам или считалкой, или это команда девочек - мальчиков. К подбору команд для участия в викторинах на праздниках подходим более тщательно. Команды формируем заранее, или проводим какое-то отборочное соревнование, или обсуждаем состав команд, при этом учитываю мнение и симпатии детей, и предлагаю сама состав команд, ориентируясь на уровень экологического развития детей, степень их активности и некоторые личностные качества.

Начинается викторина как правило с какого-то организующего момента, например, с речёвки, загадок, художественного слова.

Вспоминаем правила игры. За каждый правильный ответ команда или игрок получает поощрение очко, у нас это или фишка, или мелкие игрушки, или баллы в цифрах. На занятиях делаю это или сама или мои помощники –игрушки, на праздниках и развлечениях — настоящее жюри. Всё это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить.

Но в процессе работы я поняла, что для дошкольников только этих приёмов мало, нужны ещё какие-то приёмы в ходе игры, которые стимулировали бы их активность, поддерживали эмоциональный настрой и интерес к игре. Для этого я попробовала использовать дополнительные игровые приёмы, в частности вводила сказочных и игровых персонажей Незнайку, Буратино, Зайчонка и др. Эти игрушки были моими помощниками, делали поощрения, давали очки, иногда я обращалась к игровому персонажу, спрашивала всё ли он понял из ответа.

Такой приём особенно был удачным на занятиях и на прогулках.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста я широко использовала в викторинах и наглядный материал: картины, модели на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод.

Очень оживляло викторину художественное слово.Я использовала его в разных вариантах. Иногда как заставку в начале игры. Например: викторина «Что нужно знать об охране природы» началась со слов из песни М. Пляцковского «Это называется природой».

Мы любим лес в любое время года,

Мы любим речек медленную речь,

Всё это называется природа

Давайте же её всегда беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета...

Давайте же с природою дружить.

Иногда художественное слово составляло основу вопроса и ответа. Например надо было закончить стихотворную строку, начатую первой командой в викторине «О весне»

- Как молоком облитые... (стоят сады вишнёвые),

- В лесу, где столпились берёзки гурьбой... (подснежника глянул глазок голубой).

Иногда это был вопрос от ведущего или от одной команды другой угадать, из какого стихотворения, из какой книги, из какой песни о природе слова (викторина «Знаешь ли ты книги и песни о природе»). Ставились вопросы, на которые дети должны были ответить пословицей.

Вносят разнообразие в викторины и загадки.Я использовала их в начале викторины как организующий момент и в ходе викторины как один из вопросов по теме.

Включала и вопросы на знания народных изречений и народных примет, или сама, как ведущая, предлагала команде закончить изречение или команды по очереди предлагали закончить изречение:

Земля... (заботу любит);

Много снега... (много хлеба, много травы);

Много леса... (не губи);

Мало леса... (береги) и т. д.

Большой интерес у детей вызывал такой приём как словотворчество в процессе викторины. Детям давалось задание придумать и дать ответ, не повторяясь, к заданному слову, например — рыжая (лиса). Ответы были самые разнообразные и использовались необычные слова (рыжулька, рыжик, рыжечка, рыжехвостик), они вызывали у детей много радости и смех, это вносило оживление и поддерживало интерес к викторине. Использовала и такие задания на словотворчество как – подобрать рифмы к заданному слову природоведческого характера, которые давала или сама, или команды друг другу.

Например: мёд-огород; мёд-лёд; мёд-кот; лесок-колосок.

Пробовала задания составлять рифмованную строчку к заданному слову. Это было для наших детей сложнее, но всё же они справились и с таким заданием.

Так например к словам «мёд - огород» дети придумали:

«Медведь любит мёд;

А заяц — огород;

Пчела даёт мёд;

А овощи огород».

Включала в викторину и словесные дидактические игры. И считаю, что их вполне можно использовать для расширения и активизации словаря, для обогащения представлений о признаках и свойствах объектов природы. Я использовала дидактическую игру «Кто больше назовёт» слов - действий,

слов - определений о животных, птицах, деревьях, дожде, снеге (в соответствии с темой викторины). Дети давали такие ответы:

Дождь — льёт, идёт, моросит, накрапывает, хлещет, шумит, стучит;

Снег — идёт, падает, кружится, летает, блестит, тает, сверкает,

скрипит, переливается и т. д.

 

Работа с родителями.

В моей работе по экологическому воспитанию детей главными сотрудниками являются родители. Поначалу далеко не все родители понимали знание экологического образования дошкольников и свою роль в этом процессе.

Поставив перед собой цель — создавать условия экологического воспитания детей, я одним из путей достижения этой цели определила себе обеспечить взаимодействие с родителями. В начале это были традиционные собрания с экологическими вопросами, консультации, куда приходили одни и те же родители и вежливо выслушав нашу информацию расходились.

Проанализировав ситуацию я стала прежде всего большее место уделять совместной деятельности детей и их родителей.

Это были трудовые экологические акции (озеленение территории детского сада, озеленение группы, акция «Поможем зимующим птицам», «Летят перелётные птицы» и др.), участие в выставках поделок из природного материала.

Затем я стала уделять внимание просвещению родителей по вопросам экологического воспитания детей: в родительском уголке оформила экологический стенд, который включал в себя несколько рубрик (экологические события в стране, области, городе, эколого - оздоровительная работа с детьми, экологические мероприятия, проводимые в группе). В этом разделе помещала информацию о ходе и результатах своей работы по экологическому воспитанию детей, и в частности о подготовке к викторинам. Поначалу далеко не все родители активно включались в эту работу. Но когда мы стали приглашать их на эти мероприятия и они увидели своих детей, отношение резко изменилось, родители проявили большую заинтересованность, помогали своим детям, и это сразу стало заметно по тем знаниям, которые демонстрировали дети в викторинах. Это дало мне возможность смелее выходить на родителей. Я провела несколько родительских собраний по вопросам экологического образования. На одном из этих собраний я провела викторину с родителями. Это вызвало всплеск интереса у родителей к вопросам экологической работы в группе. На следующем собрании мы провели совместную викторину, где была команда детей и команда родителей. В дальнейшей работе по экологическому воспитанию детей я чувствовала полную поддержку со стороны родителей.

Многие приобрели для детей информационную справочную литературу о природе, некоторые стали пользоваться компьютерами для пополнения знаний детей, активно стали интересоваться сроками и темой очередной викторины, охотно стали посещать собрания и консультации и не только по экологическим вопросам. Я почувствовала поддержку со стороны родителей не только в подготовке к викторинам, но и во всех других вопросах экологического воспитания детей.

Результатом моей работы по использованию викторин в экологическом образовании старших дошкольников стало повышение уровня освоения программы. С высоким уровнем было выпущено в школу 18 человек из 24 (75%), у них отмечен высокий уровень и познавательного, и гуманного, и эстетического отношения к природе. У остальных 6 человек средний уровень, при этом даже у этих детей отмечался высокий уровень развития представлений, как конкретных, так и обобщённых, устойчивое познавательное отношение к природе (однако эти дети недостаточно проявляли заботу о животных и птицах, были пассивны к проявлениям негативного отношения к природе со стороны других).

Показательным, на мой взгляд, является изменение содержания самостоятельной экологически направленной деятельности детей. Дети много и эмоционально рассказывали о телепередачах о природе, о своих наблюдениях во время воскресных поездок за город, высказывали свои суждения, давали оценки негативным проявлениям со стороны других людей, очень изменились их самостоятельные рисунки, они много рисовали на природоведческие темы, рисунки стали выразительнее, ярче. Дети узнали много стихов о природе, 15 человек записались в детскую библиотеку и предпочтение в книгах отдавали произведениям о животных, птицах и других объектах природы.

Но самым ярким проявлением детей стали сюжетно - ролевые творческие игры. Дети стали играть в экологические викторины, включали викторины в разные сюжетно - ролевые игры, часто просили меня поиграть с ними в викторину в свободное время на прогулках и вечером. Это говорит о том,

что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании наших детей, сыграла заметную положительную роль в экологическом развитии детей, стала интересна детям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы. Тема: «Путешествие в…

Конспект НОД по ОБЖ для старшей группы Тема: «Путешествие в страну безопасности» Цель: Формировать навыки безопасного поведения. Задачи: Закрепить представления детей о...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок»

Развлечение в младшей группе «Дерево улыбок» Цель: создание благоприятной обстановки для эмоционально-комфортного состояния детей. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость детей. Обогащать впечатления детей. Обучать умению...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!»

Проект для группы раннего возраста «Здравствуй, сказка!» Вид проекта: творчески – игровой. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Участники: воспитанники группы раннего возраста (1,6...

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...