Взаимосвязь коммуникативной деятельности и подготовленности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению

 

 

Наши экспериментальные данные показали, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие коммуникативной деятельности, а точнее – словесной коммуникации. Дети стремятся к деловым контактам со взрослым, пренебрегают познавательными, а личностные разговоры поддерживают с затруднениями.

Речевые операции у детей с речевой патологией ситуативности не теряют. Поэтому наблюдается снижение вербальной активности с переходом детей от общения в игровой ситуации, к общению на темы прочитанных книг или беседы на отвлеченные темы. Это связано с уменьшением привязанности речи к конкретной ситуации. Так как речь детей ситуативно обусловлена, то это не позволяет дошкольникам выйти за рамки наличной ситуации в широкий мир вещей и людей. Это не позволяет им общаться со взрослыми на темы, не включенные в конкретную ситуацию. Вербальная активность детей в таких условиях снижается, обедняется лексический состав речи, уменьшается объем используемых фраз. Общение невозможно.

Когда речь идет о старших дошкольниках, стержневым становится вопрос о подготовке их к школе.

Остановимся вначале на готовности детей с общим недоразвитием речи к школе в плане взаимоотношений со взрослыми. Это так называемая “социально-психологическая” готовность. В данном случае важнейшее значение приобретает сформированность высшей формы общения, благодаря которой ребенок узнает о взрослом, как об учителе. Ведущей формой общения у большинства детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте остается ситуативно-деловая. Дети относятся ко взрослому не как к учителю, а как к партнеру по совместной деятельности. Таким образом, дети не подготовлены к приобретению новых знаний от взрослого. Следовательно, они не достигли того уровня социально-психологической готовности, который необходим для школьного обучения.

Одним из важнейших компонентов психологической готовности к школе является развитие у детей способности управлять своим поведением, организация и закаливание волевых способностей. У детей должно сформироваться к концу дошкольного возраста умение произвольно управлять своим поведением, концентрировать усилия на решении учебных задач. Произвольность поведения является результатом владения высшей формой общения в дошкольном возрасте. У большинства детей с общим недоразвитием речи она оказывается недостаточно развитой, им присуще свободное общение на темы ситуативно обусловленные. Отсюда несформированность у этих дошкольников произвольности поведения, неумение длительно поддерживать интерес к учебной деятельности. У детей происходит быстрое истощение на занятиях, отмечается повышенная отвлекаемость. Это обусловит в дальнейшем, по нашему мнению, невозможность воспринимать учебный материал детьми с общим недоразвитием речи, что скажется на процессе обучения.

Также один из компонентов психологической готовности является возникновение у детей старшего дошкольного возраста иерархической системы мотивов, позволяющей подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым целям и намерениям. У дошкольников с общим недоразвитием речи в иерархической системе мотивов ведущим звеном являются деловые мотивы, подчиняющие себе познавательные и личностные. Поэтому наличие данной соподчиненности мотивов у детей с недоразвитием речи не даст им возможности отказаться от привлекаемой в данный момент вещи, занятия (игры, например) ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия (например, изучение учебного материала, урок).

Таким образом, два важнейших компонента психологической готовности к школьному обучению – произвольность поведения и система мотивов – у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы. Отсюда можно утверждать о психологической неподготовленности этих детей к школьному обучению.

Говоря о несформированности произвольности общения к концу дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи, следует также обратить внимание еще на один аспект. Произвольность общения влечет за собой и произвольность внимания, памяти. Недоразвитие произвольности перечисленных функций у детей с общим недоразвитием речи также отрицательно скажется на процессе обучения.

Деятельность общения детей со взрослым имеет решающее значение для развития речи. Общение вызывает “к жизни” речь. Сроки появления и темпы развития речи зависят от того, как сложилась у детей деятельность общения. У детей с общим недоразвитием речи процесс развития общения происходит медленнее, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. К концу дошкольного возраста у большинства таких детей ведущей остается ситуативно обусловленная форма общения. Следовательно, столь медленное развитие коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи развития обусловливает и нарушение словесной коммуникации, речевое недоразвитие.





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В саду-огороде поспели овощи и фрукты»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В саду-огороде поспели овощи и фрукты» (ознакомление с окружающим миром), «Весёлые человечки» (художественное творчество, конструирование) в старшей логопедической группе Цель:...

Конспект игрового занятия с водой по сенсорному развитию «В гостях…

Конспект игрового занятия с водой по сенсорному развитию «В гостях у Капитошки» Задачи: формировать разнообразные формы речевого общения повторение за воспитателем, ответы...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Масленица» в средней группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Масленица»в средней группе Образовательные области: «Коммуникация», «Социализация». Программное содержание: Продолжать обогащать знания детей, способствующие созданию новых игровых замыслов. Способствовать формированию умения...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

"Мы помним те великие года"

Праздник День Победы «Мы помним те великие года» старшая и подготовительная группа   Цель: - познакомить детей с историческим прошлым нашей страны - развивать гражданско-патриотические чувства - развивать ловкость и внимание Задачи: - формировать у детей знания о героях Великой...

Исследовательская работа «Сквер имени В..И.Чапаева»

В этом году столице нашей республике – Чебоксары отмечает 550 лет со дня основания. Одно из самых посещаемых мест Чебоксары – сквер имени В.И.Чапаева. Здесь любят отдыхать и чебоксарцы, и туристы. Цель моей исследовательской работы узнать историю Сквера имени В.И.Чапаева...

Проект в средней группе "Осень разноцветная"

МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Проект в средней группе  « Осень разноц ветная » Подготовили воспитатели:  Кострикова О.В.,   2020 -2021 г.   Тип  проекта – исследовательский , информационно – творческий. Сроки реализации – средней продолжительности 14.09.2020-23.10. 2020г. Участники...

Сценарий вечера развлечения по безопасности дорожного движения " Как муравьишка у дороги играл"

Конспект сценария вечера развлечения по ПДД для детей 5-6 лет « Как муравьишка у дороги играл» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, театрализованная. Цель: закрепление...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство