Взаимосвязь коммуникативной деятельности и подготовленности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению

 

 

Наши экспериментальные данные показали, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие коммуникативной деятельности, а точнее – словесной коммуникации. Дети стремятся к деловым контактам со взрослым, пренебрегают познавательными, а личностные разговоры поддерживают с затруднениями.

Речевые операции у детей с речевой патологией ситуативности не теряют. Поэтому наблюдается снижение вербальной активности с переходом детей от общения в игровой ситуации, к общению на темы прочитанных книг или беседы на отвлеченные темы. Это связано с уменьшением привязанности речи к конкретной ситуации. Так как речь детей ситуативно обусловлена, то это не позволяет дошкольникам выйти за рамки наличной ситуации в широкий мир вещей и людей. Это не позволяет им общаться со взрослыми на темы, не включенные в конкретную ситуацию. Вербальная активность детей в таких условиях снижается, обедняется лексический состав речи, уменьшается объем используемых фраз. Общение невозможно.

Когда речь идет о старших дошкольниках, стержневым становится вопрос о подготовке их к школе.

Остановимся вначале на готовности детей с общим недоразвитием речи к школе в плане взаимоотношений со взрослыми. Это так называемая “социально-психологическая” готовность. В данном случае важнейшее значение приобретает сформированность высшей формы общения, благодаря которой ребенок узнает о взрослом, как об учителе. Ведущей формой общения у большинства детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте остается ситуативно-деловая. Дети относятся ко взрослому не как к учителю, а как к партнеру по совместной деятельности. Таким образом, дети не подготовлены к приобретению новых знаний от взрослого. Следовательно, они не достигли того уровня социально-психологической готовности, который необходим для школьного обучения.

Одним из важнейших компонентов психологической готовности к школе является развитие у детей способности управлять своим поведением, организация и закаливание волевых способностей. У детей должно сформироваться к концу дошкольного возраста умение произвольно управлять своим поведением, концентрировать усилия на решении учебных задач. Произвольность поведения является результатом владения высшей формой общения в дошкольном возрасте. У большинства детей с общим недоразвитием речи она оказывается недостаточно развитой, им присуще свободное общение на темы ситуативно обусловленные. Отсюда несформированность у этих дошкольников произвольности поведения, неумение длительно поддерживать интерес к учебной деятельности. У детей происходит быстрое истощение на занятиях, отмечается повышенная отвлекаемость. Это обусловит в дальнейшем, по нашему мнению, невозможность воспринимать учебный материал детьми с общим недоразвитием речи, что скажется на процессе обучения.

Также один из компонентов психологической готовности является возникновение у детей старшего дошкольного возраста иерархической системы мотивов, позволяющей подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым целям и намерениям. У дошкольников с общим недоразвитием речи в иерархической системе мотивов ведущим звеном являются деловые мотивы, подчиняющие себе познавательные и личностные. Поэтому наличие данной соподчиненности мотивов у детей с недоразвитием речи не даст им возможности отказаться от привлекаемой в данный момент вещи, занятия (игры, например) ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия (например, изучение учебного материала, урок).

Таким образом, два важнейших компонента психологической готовности к школьному обучению – произвольность поведения и система мотивов – у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы. Отсюда можно утверждать о психологической неподготовленности этих детей к школьному обучению.

Говоря о несформированности произвольности общения к концу дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи, следует также обратить внимание еще на один аспект. Произвольность общения влечет за собой и произвольность внимания, памяти. Недоразвитие произвольности перечисленных функций у детей с общим недоразвитием речи также отрицательно скажется на процессе обучения.

Деятельность общения детей со взрослым имеет решающее значение для развития речи. Общение вызывает “к жизни” речь. Сроки появления и темпы развития речи зависят от того, как сложилась у детей деятельность общения. У детей с общим недоразвитием речи процесс развития общения происходит медленнее, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. К концу дошкольного возраста у большинства таких детей ведущей остается ситуативно обусловленная форма общения. Следовательно, столь медленное развитие коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи развития обусловливает и нарушение словесной коммуникации, речевое недоразвитие.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...

Читайте также

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального…

Формирование национальных традиций у детей дошкольного возраста с учетом регионального культурно-творческого процесса (Из опыта работы) Дошкольное образовательное дошкольное учреждение №36 «Звоночек»...

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой

Развитие выразительной речи при ознакомлении с художественной литературой Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление...