«Творческие подходы в работе с семьёй»

 

Свой рассказ мне хочется начать с того, что вспомнить, как однажды выпуская детей в школу, готовясь к выпускному вечеру, мы осознали то, что наши родители совсем не умеют общаться между собой, не говоря уже о том, чтобы активно проживать жизнь в группе. Только на самом выпускном вечере прозвучали слова сожаления, о том, что так мало времени было уделено для общения родителей, как с детьми, так и между собой.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Не секрет, что общаться с такими родителями зачастую бывает очень сложно: трудно достучаться до пап и мам, порой нелегко им объяснить, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять! Работая в данной сфере уже не первый год, нам приходиться каждый раз, набирая в группу новых детей, сталкиваться с данной проблемой.Как изменить такое положение?Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Пересмотрев все свои прежние ошибки, свою работу с родителями мы решили вести несколько в ином русле, а именно внести новые формы работы с семьёй, которые помогут сблизить педагогов и родителей, приблизят семью к саду, помогут определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Набирая новую группу детей, свою работу мы, прежде всего, начинаем со знакомства с родителями. Уже стало доброй традицией привычные родительские собрания превращать в некие вечера встреч, посиделки или творческие гостиные с чаепитием за общим столом. Сначала родители отнеслись к этому насторожено, вели себя довольно-таки сковано, но в дальнейшем сами стали предлагать встретиться, обсудить наболевшие проблемы, проконсультироваться или просто пообщаться.

Удачной находкой в работе с родителями оказался метод проектов. Для данного метода характерна групповая деятельность. Здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов стал для нас способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться. Совершенствование системы дошкольного образования диктует нам и работу с родителями как неотъемлемую часть воспитательно – образовательного процесса. Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников (информация для родителей в приемных, консультации, выставки работ и т.д.) нам приходиться вовлекать родителей в новые, альтернативные формы. О них нам бы хотелось поговорить поподробнее.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей. Работая в этом направлении, приходилось организовывать и проводить семинары-практикумы, мастер-классы для того, чтобы, прежде всего, научить самих родителей находить, оформлять и применять на практике тот материал, который может быть нужным и важным на определённом этапе. Так у нас прошёл мастер-класс по тестопластике, а в дальнейшем прошла выставка поделок из теста «Чудеса из колоска» приуроченная к ярмарке-выставке «Золотая осень». Если мастер-класс посетили не многие родители (3 семьи), то уже на семинар-практикум «Здоровье детей в наших руках» пришло более 20 человек. Родители приходили иногда поодиночке, а иногда целыми семьями приводя с собой старших детей. Хочется отметить, что в таких мероприятиях принимают участие не только воспитатели и родители, но и другие специалисты: медработник д/с, логопед и заведующая.

Одной из главных целей нашей работы является установление более тесного контакта с ребенком и семьей. В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды, где помимо обычной (рядовой) информации используем:

- информацию о деятельности: какая в данный момент идет тема недельного проекта, о чём будем говорить и узнавать на следующей неделе, чем дети занимаются в группе, что нового узнали, какими навыками или идеями могут поделиться, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания и т.д.;

- высказывание детей в течение дня;

- благодарности родителям;

- семейные альбомы «Моя семья», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;

- фотомонтажи: «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Зимние забавы»;

- фотовыставки: «Моя бабушка - лучше всех», «Наш выходной день», «Папа, мама, я - дружная семья».

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Одним из самых привлекательных, востребованным, полезным, но, вместе с тем и самым трудным в организации оказалось досуговое направление в работе с родителями. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- развлечения «Масленицу встречаем» «Наши папы», «Осенины»;

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», участие в спортивном празднике «За здоровьем всей семьёй» микрорайона «Полярный»;

- празднование дней рождений;

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;

- совместные походы на природу в выходные дни.

Интересным, запоминающимся сюрпризом для многих родителей и для нас – педагогов стало выступление пап на празднике, посвящённому 8 марта. В подарок женщинам был приготовлен номер, в котором участвовали папы с детьми (шумовой оркестр).

Эти семейные досуги и развлечения доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями и как огорчаются, если по каким-либо причинам взрослым не удалось посетить мероприятие! Мы же восхищаемся порой творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Наши родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. На одном из мероприятий, посвящённому профессиям («Все профессии нужны, все профессии важны!»), родителями были представлены профессии пожарного, полицейского и врача. Дети с восторгом рассматривали атрибуты одежды, работы, слушали интересные и поучительные истории, а родители были награждены массой положительных эмоций и уважением в глазах своих детей.

Весьма действенной и оригинальной формой привлечения родителей к совместному с детским садом воспитанию ребёнка является «провоцирование» любопытства взрослых к содержанию образования. Неожиданность, нестандартность заданий не может остановить большинство родителей, они начинают чаще интересоваться, чем занимаются дети, теснее становится их контакт с воспитателями. Например, детям в группе давалось задание: составить к 8 Марта полезные и вредные советы для мам, сделать проект клумбы или участка детского сада – каким он должен быть или хотелось, чтобы был. Объяснить, что такое счастье и что для этого надо. Затем эти же задания давались и родителям. Сопоставляя решения, проекты и т.д. родители зачастую бывают невольно вовлечены в совместную деятельность с детьми.

Особенно это касается неблагополучных семей. Работу с такими родителями, проводить трудно. Некоторые из них настораживаются, хитрят, избегают встреч. Но мы стараемся убедить их в том, искренне, хотим помочь им воспитать хороших детей. Беседы с такой семьёй начинаем с разговора о положительных качествах ребенка, отмечаем и недостатки, указываем их причины, даем рекомендации, высказываем предложения. Стараемся внушить родителям, что ребенок учится тому, что видит у себя дома. Многие папы и мамы реагируют на наши беседы, делая для себя необходимые выводы. Если родители видят интерес к их ребенку, то они охотно рассказывают о своих детях. Они ценят, когда прислушиваешься к их мнению, это лучший способ завоевать доверие родителей к воспитателю.

Одним из факторов играющих положительную роль в работе с родителями является и то, что живём мы и работаем в одном микрорайоне, где люди знакомы уже много лет и не с одним поколением. Это, наверное, служит дополнительным плюсом в работе с родителями, зная нас, они охотнее идут на контакт, доверяют свои переживания и радости, просят совета или советуют сами.

Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. В работе с родителями надо учитывать их пожелания и предложения, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.

Таким образом, работа с родителями (при условии взаимопонимания) – это трудный, но интересный и благодарный труд.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с…

Сценарий музыкально-спортивного праздника с папами к 23 февраля «Вместе с папой» Цель: доставить детям радость от участия в совместном празднике с папами;...

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...

Читайте также

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей...