Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников

 

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения с взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление в действии (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И,П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной стороны речи (М.М. Кольцова).

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождествеская, 1977), с детским церебральным параличом (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, 1980), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот, 1983), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 1994), с заиканием (Л.И. Белякова, И. Кумалья, 1985; Н.А. Рычкова, 1988). Все вышеуказанные авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для развития речи.

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

По мнению М.М.Безруких [3], при обучении ребенка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:

- четко сформулировать двигательную задачу (цель действия);

- составить план выполнения движения;

-  выделить ключевые (опорные) точки движения;

- определить ориентиры для контроля и коррекции.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит сначала зрительно контролируя себя, а затем с закрытыми глазами (или за экраном).

Основными задачами этого направления работы являются: организация двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта, развитие кинестетического анализа и синтеза.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по А.Н.Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. При этом происходит объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные серийно организованные двигательные навыки.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

Упражнения, направленные на формирование кинестетической и кинетической основы движений руки, получили название «пальцевая гимнастика».

Хорошую тренировку пальцев рук дает использование «Пальчикового бассейна».      

Проведение пальцевой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевый гнозис, проприоцептивные ощущения [5].        

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3-4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Руки необходимо располагать, учитывая силу источника света. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны размещаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур [4].

Развитию тонкокоординированных движений рук способствуют также следующие занятия:  

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

- лепка;

- аппликация;

- оригами;

- игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для развития тактильного восприятия и т.п.

В процессе выполнения подобных упражнений развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

По мнению Т.О. Комаровой [6], большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и ручкой, качеств формообразующих движений имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с движением руки перед изображением графического элемента, предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки перед изображением графического элемента, предмета. В связи с этим выделяют обследование элемента перед его изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру элемента, что дает возможность связать последующее движение (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой графического элемента, предмета.

Работа по подготовке детей к письму должна также включать развитие их пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева – направо, сверху – вниз, вперед – назад). Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений) [8].

М.М. Безруких в своей книге «Как научить ребенка писать красиво» [2] предлагает такую последовательность работы по формированию графических навыков:

- учимся правильно сидеть;

- учимся правильно держать ручку и бумагу;

- учимся рисовать прямые линии, вертикальные, горизонтальные, наклонные;

- учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии;

- учимся рисовать полуовалы: верхние, нижние;

- учимся рисовать круги и овалы;

- учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку;

- учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку);

- учим печатные буквы и учимся писать их правильно;

- учим элементы письменных букв.

Выводы

1. Одной из важных предпосылок для овладения письмом является высокий уровень сформированности графо-моторных навыков у детей.

2. Дети с нарушением речи отстают от сверстников в ловкости и точности движений, имеют более низкий уровень сформированности графических навыков.

3. Моторная недостаточность у детей с нарушением речи выявляется в сглаженной форме, что обусловлено наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.

 

Список литературы:

  1. Безруких М.М. «Как научить ребенка писать красиво», - М., 1995.
  2. Безруких М.М. «Проблемные дети», - М., 2000.
  3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе. Азбука письма», - М., 2002.
  4. Большакова С.Е. «Работа логопеда с дошкольником», - М, 1996.
  5. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом», - М., 2000.
  6. Комарова Т.О. «Формирование графических навыков у дошкольников»,     - М., 1970.
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», - С-Пб., 2001.
  8. Трохильчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка», Ростов-на-Дону, 1994.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Читайте также

Описание результатов педагогической деятельности

Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...

Путешествие в Африку

Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»