Сайт для воспитателей детских садов



«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

 

«Истоки способностей и дарования детей—на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

 

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В детском саду с младшего возраста на занятиях по рисованию вводится использование нетрадиционных техник. Малыши с удовольствием рисуют печатками и штампами из ластика, пальчиками рук по бумаге, «по воску» яркое солнышко, следы знакомых им животных или тёплый летний дождик. Тактильные контакты ребенка с краской, бумагой, водой, при использовании данной техники, приносят ему необыкновенно чувственное наслаждение.

В средней группе совершенствуются умения и навыки детей в использовании различных нетрадиционных техник. Дети, в совместной деятельности с педагогом, знакомятся с новыми материалами, экспериментируют с ними, передавая задуманный образ. Например, «Прилетел снегирь ко мне, сел прямо на ладошку. Нарисую я его любимою картошкой». Дети испытывают восторг, удивление, когда узнают, что картошку можно не только кушать, но и использовать в рисовании.

Какие причудливые изображения животных, рыб получаются при печатании окрашенной ладошкой! А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина—их радости нет предела.

Многие, используемые мной, техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу (витраж), роспись ткани акварелью, рисование мелом по бархатной бумаге. А как удивляются ребята, когда на их глазах за минуту «оживает» мох при замачивании в воде. Как же приятно держать его в руках, а какие чудесные пушистые животные получаются при рисовании мхом! Такие нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая тем самым, желание и стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. А нетрадиционные техники позволяют избежать этого, так как педагог, вместо готового образца, демонстрирует лишь способы действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Дети старшего дошкольного возраста радуются не меньше малышей, когда надувают цветные мыльные пузыри и их отпечатки превращаются в разноцветные, ещё неизведанные планеты. А черно-белый «граттаж»? Да это самый любимый метод рисования ребят! Кажется, что они готовы творить бесконечно. Я думаю, что в этот момент они чувствуют себя волшебниками. Темный пустой лист, и вдруг как по волшебству, появляются «светящиеся от лунного света» заснеженные деревья, кружевные рыбки.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. И хочется познакомить их ещё с чем-то новым. Это движет мною, мне хочется самой находить новые интересные методы изображения. Ведь дети от меня на каждом занятии ждут чудес.

В процессе работы по использованию нетрадиционных техник рисования у меня возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов хорошо знакомые и доступные в использовании предметы: пробки от пластиковых бутылок и тюбиков зубной пасты, кремов, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи, перья, кусочки меха. На экскурсиях с детьми собираем палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и т.д. Все эти материалы используются при создании выразительного образа.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Со старшими дошкольниками осваиваются нетрадиционные техники: чеканка на мягкой фольге, пластилинография.

 

нетрадиционные техники рисования

 

нетрадиционные техники рисования

 

Использование данных техник делает рисунок рельефным, фактурным, развивает мелкую моторику рук ребенка. Дети просто в восторге!

Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей ещё и тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства и способы рисования.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Дети испытывают незабываемые положительные эмоции от совместного творчества, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует или огорчает.

Использование нетрадиционных техник в работе с детьми способствует развитию:

  • уверенности в своих силах;
  • пространственного мышления;
  • умения свободно выражать свой замысел;
  • творческого поиска решения;
  • умения работать с разнообразным материалом;
  • чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувства фактурности и объёмности;
  • мелкой моторики рук;
  • творческих способностей, воображения, полёта фантазии и снятию детских страхов.

Работа по ознакомлению с новыми техниками изображения проводится не только с дошкольниками, но и с педагогами. Консультации, семинары-практикумы, мастер-классы направлены на повышение знаний педагогов по данной теме, помогают пополнить их педагогические копилки, способствуют осуществлению взаимодействия в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.

Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал творчества малыша. В работе с родителями использую разные формы работы: консультирование о пользе применения нетрадиционных техник рисования, открытые занятия для родителей, выставки коллективного творчества. А с каким интересом и творчески проходят совместные занятия по рисованию с участием родителей и детей!

 

нетрадиционные техники рисования

 

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества открывает огромные возможности для раскрытия талантов детей.

 

Рисунки воспитанников, выполненные в разных нетрадиционных техниках рисования.

 

нетрадиционные техники рисования

Утята на пруду. Набрызг. Голанова Елена. 5 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Кот Филька. Тычек полусухой кистью. Черепанова Диана. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Филин. Рисование мхом. Егоров Александр. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Ваза с цветами. Печать ластиком. Мурзалиева Наргиза. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Летний вечер. Монотипия. Демина Алина. 6 лет

 

Литература:

  1. Вдовиченко, С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / С.А. Вдовиченко // Библиотечка Первого сентября, серия Дошкольное образование. - 2009. - № 25. - С.1-32.
  2. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А.С. Галанов, С.Н Корнилова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 80 с.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий / Т.И. Казакова, [и др.]. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
  4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. - 32 с.




Новые публикации

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах пр…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к...

Читайте также

Проект: «Работа с родителями и развитие творческих способностей у детей «Осень в…

Проект: «Работа с родителями и развитие творческих способностей у детей «Осень в рисунке»   Паспорт проекта. Название проекта «Осень в рисунке». Руководитель проекта Целищева Светлана Николаевна Консультанты Галиева...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в средней группе. Тема …

Конспект занятия по восприятию художественной литературы в средней группеТема «Ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»   Интеграция образовательных областей: Задачи: 1)...

Конспект непосредственно организованной деятельности «В гости к Дедушке Морозу»

Конспект непосредственно организованной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура». Образовательная область: «Познание» Задачи: - Закрепить прямой и...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Конспект НОД по обучению грамоте в подго…

Задачи:     продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели; обратить внимание на смысловую законченность предло­жения; отрабатывать четкую артикуляцию; познакомить с буквой «Ч»; развивать мелкую моторику руки...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной тех…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество» Руководитель проекта: ЯКОВЛЕВА З.В. Канаш - 2019 Паспорт проекта Название проекта «Необычное творчество» Руководитель проекта Яковлева Зоя...

Весть из группы "Наше лето"

Весёлое лето Лето, лето к нам пришло,Стало сухо и тепло,По дорожке прямикомХодят ножки босиком. Кружат пчелы,Вьются птицы,А МаринкаВеселится. Увидала петуха:– Вот так чудо! Ха-ха-ха!Удивительный петух:Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка,Улыбается девчонка:– Кто...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство