Сайт для воспитателей детских садов



«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»

 

«Истоки способностей и дарования детей—на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

 

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В детском саду с младшего возраста на занятиях по рисованию вводится использование нетрадиционных техник. Малыши с удовольствием рисуют печатками и штампами из ластика, пальчиками рук по бумаге, «по воску» яркое солнышко, следы знакомых им животных или тёплый летний дождик. Тактильные контакты ребенка с краской, бумагой, водой, при использовании данной техники, приносят ему необыкновенно чувственное наслаждение.

В средней группе совершенствуются умения и навыки детей в использовании различных нетрадиционных техник. Дети, в совместной деятельности с педагогом, знакомятся с новыми материалами, экспериментируют с ними, передавая задуманный образ. Например, «Прилетел снегирь ко мне, сел прямо на ладошку. Нарисую я его любимою картошкой». Дети испытывают восторг, удивление, когда узнают, что картошку можно не только кушать, но и использовать в рисовании.

Какие причудливые изображения животных, рыб получаются при печатании окрашенной ладошкой! А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина—их радости нет предела.

Многие, используемые мной, техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Например, рисование по стеклу (витраж), роспись ткани акварелью, рисование мелом по бархатной бумаге. А как удивляются ребята, когда на их глазах за минуту «оживает» мох при замачивании в воде. Как же приятно держать его в руках, а какие чудесные пушистые животные получаются при рисовании мхом! Такие нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая тем самым, желание и стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. А нетрадиционные техники позволяют избежать этого, так как педагог, вместо готового образца, демонстрирует лишь способы действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Дети старшего дошкольного возраста радуются не меньше малышей, когда надувают цветные мыльные пузыри и их отпечатки превращаются в разноцветные, ещё неизведанные планеты. А черно-белый «граттаж»? Да это самый любимый метод рисования ребят! Кажется, что они готовы творить бесконечно. Я думаю, что в этот момент они чувствуют себя волшебниками. Темный пустой лист, и вдруг как по волшебству, появляются «светящиеся от лунного света» заснеженные деревья, кружевные рыбки.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. И хочется познакомить их ещё с чем-то новым. Это движет мною, мне хочется самой находить новые интересные методы изображения. Ведь дети от меня на каждом занятии ждут чудес.

В процессе работы по использованию нетрадиционных техник рисования у меня возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов хорошо знакомые и доступные в использовании предметы: пробки от пластиковых бутылок и тюбиков зубной пасты, кремов, зубные щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи, перья, кусочки меха. На экскурсиях с детьми собираем палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и т.д. Все эти материалы используются при создании выразительного образа.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Со старшими дошкольниками осваиваются нетрадиционные техники: чеканка на мягкой фольге, пластилинография.

 

нетрадиционные техники рисования

 

нетрадиционные техники рисования

 

Использование данных техник делает рисунок рельефным, фактурным, развивает мелкую моторику рук ребенка. Дети просто в восторге!

Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей ещё и тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства и способы рисования.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

 

нетрадиционные техники рисования

 

Дети испытывают незабываемые положительные эмоции от совместного творчества, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует или огорчает.

Использование нетрадиционных техник в работе с детьми способствует развитию:

  • уверенности в своих силах;
  • пространственного мышления;
  • умения свободно выражать свой замысел;
  • творческого поиска решения;
  • умения работать с разнообразным материалом;
  • чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувства фактурности и объёмности;
  • мелкой моторики рук;
  • творческих способностей, воображения, полёта фантазии и снятию детских страхов.

Работа по ознакомлению с новыми техниками изображения проводится не только с дошкольниками, но и с педагогами. Консультации, семинары-практикумы, мастер-классы направлены на повышение знаний педагогов по данной теме, помогают пополнить их педагогические копилки, способствуют осуществлению взаимодействия в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.

Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал творчества малыша. В работе с родителями использую разные формы работы: консультирование о пользе применения нетрадиционных техник рисования, открытые занятия для родителей, выставки коллективного творчества. А с каким интересом и творчески проходят совместные занятия по рисованию с участием родителей и детей!

 

нетрадиционные техники рисования

 

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые. Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества открывает огромные возможности для раскрытия талантов детей.

 

Рисунки воспитанников, выполненные в разных нетрадиционных техниках рисования.

 

нетрадиционные техники рисования

Утята на пруду. Набрызг. Голанова Елена. 5 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Кот Филька. Тычек полусухой кистью. Черепанова Диана. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Филин. Рисование мхом. Егоров Александр. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Ваза с цветами. Печать ластиком. Мурзалиева Наргиза. 6 лет

 

нетрадиционные техники рисования

Летний вечер. Монотипия. Демина Алина. 6 лет

 

Литература:

  1. Вдовиченко, С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / С.А. Вдовиченко // Библиотечка Первого сентября, серия Дошкольное образование. - 2009. - № 25. - С.1-32.
  2. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. / А.С. Галанов, С.Н Корнилова, С.Л. Куликова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 80 с.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий / Т.И. Казакова, [и др.]. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
  4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. - 32 с.




Новые публикации

Работа по проблеме «Совершенствование педагогической деятельности по реализации …

Работа по проблеме «Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях»Развитие активной речи у детей раннего возраста Введение Имеется много...

Конспект НОД «Как Гусеница Фифа гуляла по Ковровой полянке

Конспект НОД «Как Гусеница Фифа гуляла по Ковровой полянке» Младшая группа Образовательная область: «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий. Цель: формировать...

Досуг первой подготовительной группы «Почемучки» в рамках проекта «Экология души…

Досуг первой подготовительной группы «Почемучки» в рамках проекта «Экология души» «Мой домашний питомец» Дети сидят на стульчиках. Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру...

Читайте также

Проект «Развиваемся играя»

Проект «Развиваемся играя»   Паспорт проекта Направление Социально-коммуникативное развитие детей  младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Учреждение – заявитель МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок» Заведующая: Алимова Т.И. Авторы- составители...

Lego-конструирование, как воспитательный процесс образования

Lego-конструирование, как воспитательный процесс образования   С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействия с другими людьми...

Эссе «Моя профессия воспитатель»

Эссе «Моя профессия воспитатель»   Быть воспитателем детского сада – особая миссия. Кажется, я совсем недавно сидела на студенческой скамье и мечтала, как...




Комментарии

  • Анна
    Спасибо за интересный материал!

    Подробнее...

     
  • Марина
    Почему у Вас в прогулках 06 Мая :Наблюдение в неживой природе – найти на участки цветы и определить их ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Большое спасибо ! Очень хорошо составлен перспективный план , хорошо подобраны темы.

    Подробнее...

     
  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

В блогах

Конспект непрерывной непосредственно обр…

Цель: Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники Социально-коммуникативное развитие. Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Расширять представления детей об истории семьи в контексте...

Картотека дидактических игр для детей с…

Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. Дидактический материал: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и...

Картотека ритмических упражнений на ра…

      По материалам книги "Мудрое движение"                          К.Ханнафор «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»  Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена...

Рисуем двумя руками

Люди пишут правой или левой рукой, печатают на клавиатуре компьютера, даже не задумываясь, какие преимущества и недостатки имеет тот или иной способ фиксирования информации.Почему писать левой рукой полезно? Почему большинство...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство