Сайт для воспитателей детских садов



Теоретические основы формирования отношения детей к природе

 

При разработке системы экологического образования ребенка в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать тот факт, что отношение к природе имеет три аспекта. Первый – выражает отношение к природе как к всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда в естественной среде жизнедеятельности человека. Второй – отношения к собственным природным данным, к своему организму, включенному в систему экологических взаимодействий. Третий – как отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды. Следует также учитывать, что отношение человека к природе приобретает черты ответственного лишь при условии развития его как разностороннего. Исходя из этого, отношение к природе выражается в сознательных, избирательных связях ребенка с различными природными объектами и явлениями. Природными объектами при этом будет сама природа как таковая, в том числе экосистемы и геосистемы, собственно человек, как часть природы.

Педагогу следует знать, что экологическая ответственность ребенка выражается в ряде эмоциональных состояний: беспокойство, озабоченность, старание, тревога, напряженность, волнение, сосредоточенность, сомнение и др. Экологическая ответственность как внутреннее качество, как элемент сознания есть форма принятия системы ответственной зависимости человека от природы. Она основана на разумном, глубоком понимании своих действий и осознании своей роли в конкретной экологической ситуации.

В реальной жизни эффективность формирования экологической ответственности ребенка зависит от того, насколько в учебно-воспитательном процессе будут учтены сами компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения – потребность – интересы – цели – мотивы – установки – ценностные ориентации.

Педагогу важно помнить, что потребность общения с природой может косвенно влиять и на социальные потребности ребенка и включаться в систему мотивов индивидуального поведения.

В раннем и дошкольном возрасте в процессе экологического образования на первое место должны выдвигаться гуманистические (выражающиеся в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить) и эстетические (проявляющиеся в потребности сохранять красивое) мотивы. По мере взросления ребенка выделяются гражданско-патриотические, научно-познавательные, гигиенические и экономические мотивы. Первые из них выражаются в желании приумножить богатства природы и связаны с формированием чувства долга перед обществом по охране природы; вторые – связаны с пониманием сложных связей общества, человека и природы, законов ее развития.

В процессе экологического образования детей большое внимание следует уделить позитивным и негативным сторонам эмоционального восприятия, отношения к тем или иным явлениям, ситуациям. Позитивные эмоции проявляются при расширении круга знаний о природе и ее роли в жизни человека. Эти знания способствуют возникновению у человека таких чувств, как наслаждение, радость от общения с природой, потребность пребывания в ней. В то же время отрицательное воздействие на природные объекты должны вызывать отрицательные эмоции у ребенка, сопровождающиеся, в дальнейшем, выражением чувства негодования, возмущения и, в итоге, формированием необходимости защитить элементы (компоненты) природы.

Эффективность экологического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от того, как формируется мировосприятие ребенка, от чего зависит его богатство, яркость и глубина проникновения в реальные отношения человека с природой. Для ребенка данного возраста ознакомление с природой является важнейшим элементом формирования интереса и положительного отношения к природе. Восприятие природы обогащает речь ребенка, его мышление, оказывает положительное отношение на его духовный мир, физическое развитие.

Ребенку дошкольного возраста свойственно созерцательное отношение к природе, любование ее красотой и интерес к новому, неизведанному. Поэтому дети этого возраста остро реагируют на негативное отношение ко всему живому, хотя в своих личных действиях могут совершать противоречивые поступки. Эти свойства ребенка необходимо учитывать в процессе осуществления экологического воспитания и обучения.

 

Список литературы:

  1. Дмитриева Л.Е. Згурская Л.С. «Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста», Благовещенск, 1991 г.
  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства», Пермь. 1992 г.
  3. Соломенникова О.А «Экологическое воспитание в детском саду», Москва, 2008 г.
  4. Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду», Москва, 2014 г.




Новые публикации

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготов…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей:...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе «День рожденья куклы Кати»

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе «День рожденья куклы Кати» Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета. Задачи:  Образовательные:...

Сценарий игры-квеста по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…

Сценарий игры-квеста по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках...» для детей старшего дошкольного возраста   Игра-квест рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Игра приурочена...

Поделка ребенка совместно с родителями на тему «Космос»

Поделка ребенка совместно с родителями на тему «Космос»     Последовательность работы:1. Коробку из – под обуви обклеить цветной бумагой.2. На подвеске вешать...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Модель НОД «Весенние лужицы» образовател…

Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная область «Физическое развитие»   Цель:      -Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.   Задачи: -Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу, - Учить детей...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше...

Конспект ООД в старшей группе «Как верну…

Конспект ООД в старшей группе  на тему «Как вернуть хорошее настроение». Цель: Создание условий для творческой деятельности посредством аппликации по мотивам сказки. Задачи образовательных  областей интеграции: Социально-коммуникативное развитие -Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Закреплять...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство