Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий

(Из опыта работы)

 

 

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

А. Сент-Экзюпери.

 

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение.

Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

Выдвижение проблемы общения в число наиболее актуальных обусловлено, прежде всего, его исключительной ролью в формировании и деятельности личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-нравственные и эстетические чувства, складывается характер.

Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальности проблемы общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот «…происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы.» (М.И.Лисина). Зачастую в семьях общение с детьми заменено просмотром всех программ по телевизору, многочасовыми играми на компьютере, что не может не сказаться на их здоровье.

Поэтому необходимо особое внимание педагогов и психологов к развитию коммуникативных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. В зависимости от своих способностей, особенностей, возможностей в общении и деятельности, ребенок занимает в различных группах определенный статус, и это отражается на его самооценке, уверенности в себе, самовосприятии, отношении к людям и к жизни в целом. Если отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей. Если дело обстоит иначе, т.е. ребенок не может найти общего языка с окружающими, не владеет навыками сотрудничества в коллективе – у него могут возникнуть серьёзные проблемы в эмоциональном плане.

Работая не один десяток лет с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними каждый день, наблюдая за общением внутри группы, я заинтересовалась проблемой общения детей и решила исследовать этот вопрос более широко и углубленно.

В своем исследовании я опиралась на концепцию М.И.Лисиной, а именно, на деятельный подход к рассмотрению развития навыков общения в системе отношений ребенка со сверстниками.

Для решения задач исследования были проведены следующие этапы работы:

1. Диагностический.

Были подобраны методики, в некоторых случаях их модификации - с целью их адаптирования для детей дошкольного возраста:

- для диагностики взаимоотношений детей в группе социометрическая методика «Два дома», дополненная индивидуальной беседой с детьми;

- для определения ведущей формы общения – методика М.И.Лисиной;

- для выявления уровня общительности (тесты для родителей «Лидер, ведущий или ведомый», «Насколько общителен ваш ребенок» (М.Давыдовой, И.Агаповой));

- для выявления уровня социального развития и особенностей взаимодействия, анкета для родителей и воспитателей «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б.Степановой;

- для диагностики самооценки детей в группе методика «Лесенка» (В.Г.Щур);

- для выявления степени принятия ребенка в семье индивидуальная беседа с детьми «Семья глазами ребенка» Г.Б.Степановой, тест «Рисунок семьи»;

Все наблюдения за особенностями взаимодействия между детьми записывались в протокол (протокол наблюдений Юдиной Е.).

Использование данных методик и методов позволили провести комплексное исследование особенностей общения у дошкольников, определить уровни их развития.

В исследовании принимали участие дети в количестве 17 чел., посещающие разновозрастную группу (5-7) лет детского сада.

Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов позволил определить коммуникативные возможности каждого ребенка в группе, определить факторы, влияющие на развитие общения (уровень социального развития ребенка, уровень игровых навыков, определить степень принятия каждого ребенка группой сверстников).

2. Коррекционно-развивающий этап.

После проведения первичного обследования детей и анализа полученных результатов, мной была разработана коррекционно-развивающая программа взаимодействия с детьми по развитию общения.

Она включает в себя часть коррекционно-развивающих занятий Миланович П.Г., педагога ГБДОУ № 790 г. Москвы, игры и упражнения из сборника под редакцией Л.А. Дубиной, коррекционные игры из сборников под редакцией М.А. Панфиловой, Т.Н. Волковской, Г.Х. Юсуповой, часть моих авторских занятий и отдельные игры, имеющиеся в «копилке» группы.

Целью программы является создание благоприятного климата для конструктивного общения детей, развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества и сплочению коллектива группы.

Задачи:

- создавать условия для совместной игровой деятельности;

- повышать уровень коммуникативных умений каждого ребенка;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- развивать эмоционально-чувственную, волевую сферу детей;

3. Оценочный этап.

Целью этого этапа работы являлось определение эффективности коррекционно-развивающей программы.

Было проведено вторичное обследование детей с использованием всех выбранных ранее диагностических методик, с целью выявления достоверных различий по всем показателям.

Почти у всех детей преобладали положительные изменения, за исключением 2-х человек, у которых в малой степени была выражена динамика изменений. Это можно объяснить тем, что данные дети редко посещали детский сад во время проведения коррекционно-развивающей работы.

По результатам анкетирования при повторной диагностике: 6 человек с высоким, 10 со средним, и только один ребенок остался на низком уровне общительности, что можно объяснить внутрисемейными проблемами.

Результаты для наглядности представлены в виде диаграммы с сопоставлением уровней до и после.

 

Диаграмма 1

Уровни общительности до проведения и после проведения коррекционно-развивающей программы

 

Родители отмечали, что дети стали легче вступать в контакты с другими детьми, начали предлагать совместные игры.

Методика М.И. Лисиной определяет три формы общения детей:

- ситуативно-деловую;

- внеситуативно-познавательную;

- внеситуативно-личностную.

По результатам определения ведущей формы общения видно, что у детей меняются формы общения по мере участия в программе. Если на начальном этапе 1/3 выбирали ситуативно-деловую форму, что говорит о протекании общения на фоне практической деятельности с предметами, то при повторной диагностике только 1 ребенок выбирает эту форму общения как ведущую. Заметно растут показатели выбора внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения, что говорит о познании социального, а не предметного мира (мира людей, а не вещей).

Для наглядности представим изменения на диаграмме

 

Диаграмма 2

Изменение предпочитаемых форм общения до и после проведения коррекционно-развивающей программы

 

(1-й ст. – ситуативно-деловая форма;

2-й ст. – внеситуативно-познавательная форма;

3-й ст. – внеситуативно-личностная форма общения).

Результаты социометрического теста по методике «Два дома» можно увидеть на диаграмме №3. Полученные результаты можно объяснить тем, что коррекционно-развивающая программа нацелена на развитие коммуникативных возможностей путем включения детей в различные виды игр. В связи с этим наблюдаются положительные сдвиги в сфере взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях.

 

Диаграмма 3

Изменение социометрического статуса детей после проведения коррекционно-развивающей программы

 

Дети стали чаще и легче включаться в игры друг с другом, самостоятельно организовывать различные игры, придерживаясь определенных правил, стали более успешно разрешать возникающие конфликты, принимать помощь других и, в связи с этим, наблюдалось хорошее самочувствие детей в обществе сверстников.

Итоги моей практической деятельности было рассказаны на родительском собрании. Также мне удалось подвести коллег и родителей к выводу о том, что только при совместной деятельности всех участников воспитательного процесса можно получить максимально высокие результаты.

На основании проведенного исследования мною были разработаны рекомендации педагогам и родителям для дальнейшей работы по развитию навыков общения у дошкольников.

 

Рекомендации родителям

1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;

2) Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;

3) Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;

4) Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);

5) Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);

6) Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);

7) Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

8) Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;

9) Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);

10) Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);

11) Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

12) Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

 

Рекомендации воспитателям.

1) Учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоциональное состояние (задавать ребенку вопросы типа «что ты чувствуешь?», «что ты думаешь по этому поводу?», «как бы ты поступил в этой ситуации?», «тебе было приятно, когда?»);

2) Учить детей последовательному изложению мыслей, правильному построению фраз. Для этого можно использовать следующие приемы:

- пересказ прочитанного, составление рассказа по картинкам, по своему рисунку, использовать задания типа «Закончи фразу», «Продолжи сказку», «Придумай начало истории», «Нарисуй и расскажи», «Сказка по кругу»,

3) Учить детей внимательно слушать друг друга, не перебивать, понимать смысл сказанного, прочитанного, использовать вопросы по тексту;

4) Воспитывать у детей такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, самоуважение, самоконтроль, целеустремленность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, умение занять себя;

5) Содействовать сплочению детского коллектива, не выделять «любимчиков» и «нелюбимых» детей, давать детям общие поручения, проведение различных коммуникативных игр, например, «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», «Молекула», «Радуга»;

6) Учить детей направлять свою агрессию в позитивное русло (нарисовать рисунок и отразить все свои чувства и эмоции в нем; поделать какие-нибудь спортивные упражнения – поприседать, попрыгать; убрать разбросанные игрушки и т.д.);

7) Устраивать конкурсы и соревнования для детей (самая красивая прическа, самый оригинальный, самый умелый…);

8) Содействовать совместной деятельности детей в группе (общий рисунок, общая постройка, сказка по кругу), организовывать совместные игры детей в группе: настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, со строительным материалом, кукольный и другие виды театра;

9) Учить детей позитивному разрешению конфликтов, учить их видеть разные выходы из ситуации (например, объяснить, что выбрать водящего в игре можно считалкой, а не через слезы);

10) Организовывать совместные с родителями мероприятия, приобщать родителей к сотрудничеству с учреждением: целевые экскурсии, участие в конкурсах «Самая дружная семья», «Один за всех, и все за одного», совместное изготовление костюмов к праздникам и др., организовывать праздники в группе, например, «День рождения»;

11) Учитывать в работе индивидуальные особенности детей, вовлекать в разные игры пассивных, малоактивных детей (но не заставлять);

12) Уметь заметить и похвалить каждого ребенка в течение дня («ты сегодня аккуратнее всех покушал», «ты быстрее всех оделся на прогулку», «ты сегодня никому не мешал спать»). Главное, чтобы ваша положительная оценка была значимой для ребенка, чтобы ему хотелось повторить это снова, стать лучше.

 

Игры, направленные на развитие сплоченности, сотрудничества

Цели и основные задачи:

  • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемые положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
  • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
  • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
  • Вызывать заинтересованность в общей цели.
  • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
  • Развивать готовность идти друг другу навстречу.
  • Учить проявлять терпение к недостаткам других.
  • Учить умению считаться с интересами других.

 

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год.)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

 

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующей раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

 

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности

Ход игры: Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслуживает аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, вбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

 

Игры, обучающие эффективным способам общения

 

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш, и т.д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция к участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

 

Игра «Хороший друг»

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

– Как человек находит друга?

– Почему так важны в жизни хорошие друзья?

– Есть ли у тебя друг в группе?

 

Игра «Ты мне нравишься» (Овчарова Р.В., 2003.)

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождаю свое движение словами: («Лена, Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

 

Совместная «лепка»

Оборудование. Картинки с изображением морской звезды.

Содержание. Педагог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду – вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее – медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

 

Гусеница

Оборудование. Воздушные шары или мячи.

Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого. Педагог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу. «Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.)

Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

 

Липучки

Оборудование. Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание. Выбираются двое водящих – «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании. Когда все участники станут «липучками», воспитатель включает аудиозапись веселой музыки. Дети танцуют и напевают: «Мы – липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

 

Игры и упражнения для создания положительного эмоционального настроя.

Задачи:

  • Совершенствование коммуникативных навыков;
  • Сплочение группы, раскрепощение участников;
  • Установление межличностного доверия, развитие эмпатии;
  • Развитие интереса к партнерам по общению;
  • Снижение психоэмоционального напряжения, импульсивности, гиперактивности.

 

Давайте поздороваемся

Содержание. Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути, (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – дети здороваются за руку;

2 хлопка – касаются другу друга плечиками;

3 хлопка – касаются спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры, в роле водящего выступает педагог.

 

Утреннее приветствие

Содержание. Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Педагог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого называют, наблюдает за этим стоя на месте.

Первым войти в центр круга рекомендуется педагогу.

 

Список литературы:

1. Агафонова И.Н. Программа «Я и Мы» - уроки общения для детей 6-10 лет. Спб., 2003.

2. Белобрынина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников.// Вопр.псих. 2001., №4.

3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам. М., 2004.

4. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. – Спб.: Дельта, 1997.

5. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. - М.:Академия, 2007.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.- 2005.

8. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Под ред. Агафоновой И.Н. – Спб. СПБ.АППО, 2006.

9. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Под ред. Зедгенидзе В.Я., М.: Айрис-Пресс, 2005.

10. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. //Дошк. восп., 1999.№10.

11. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М.: Педагогическое общество России.2000.

12. Шипицына Л.М., Защеринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - Спб.: Детство-Пресс.2001.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Легоконструирование»

Читайте также

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»