«Образовательная среда, способствующая речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»

 

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимание логико-грамматических конструкций.

Фразовая речь ребёнка 6-7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Поэтому в нашей работе мы уделяем большое значение речевому развитию.

Эту работу мы начали с создания предметно - развивающей среды в группе. Нами был создан уголок речевого развития, который мы наполнили дидактическими играми на развитие разных сторон речи: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Звуковые часы», «Найди различия», «Что сначала, что потом» и т.д.

Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д.

Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. Таким образом, мы постарались создать условия для овладения детьми навыками речи.

Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Моё любимое животное» (с рисунками и рассказами детей), «Мы играем» (альбом фотографий), «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду), «Выражения народной мудрости» (из басен И.А. Крылова), «Сказки – загадки».

Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров. Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания и различных дидактических игр по развитию речи: «Придумай историю», «Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин», «Где спрятался зайка?», «Кто, что?», «Назови наоборот».

Так же работу по развитию речи детей мы проводим в свободном общении с воспитателем, с другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом, а так же в непосредственной образовательной деятельности.

В непосредственной образовательной деятельности мы с детьми учимся свои речевые действия с образцом, показываемым нами, и с нашими словами (что делать? И как делать?), учимся выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушаем объяснение, рассказ, музыку, вместе смотрим картинки, мультфильмы, учимся беседовать, принимать участие в дидактических играх, вместе поём, привыкаем сосредотачивать внимание на определённом объекте, говорить по очереди.

Ещё в работе с детьми мы используем метод пересказа, который обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь. Метод пересказа состоит в том, что мы читаем детям художественное произведение или напоминаем о том, что мы вместе делали на прогулке, на экскурсии, или даём словное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели. Затем ребёнок самостоятельно пересказываем художественное произведение, описывают предмет или животное. Между восприятие текста и его пересказом должно пройти некоторое время.

В НОД по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаем предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты изучения, а наша речь, то есть речь воспитателя, называющего то, что дети видят, является основным источником обогащения лексики, своеобразным стимулятором развития речи – диалогической и монологической.

Свободное речевое общение у наших деток происходит: в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, в процессе труда, во время праздников и развлечений.

Особое значение по развитию речи мы уделяем в процессе сюжетных игр – ролевых, «режиссёрских» и драматизациях.

В ролевых играх дети копируют различные ситуации из жизни взрослых, которые они наблюдали или о которых знают по рассказам. Ребёнок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия.

В «режиссёрских» играх у нас дети не берут на себя роли, а распределяют их в данном сюжете между игрушками, сюжеты для этих игр подсказываем детям мы, учитывая жизненный опыт ребёнка.

В играх – драматизациях ребёнок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки, в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, произнесённую в определённой жизненной ситуации, или речь героя сказки.

Так же развиваем и обогащаем речь детей в подвижных играх, в играх по правилам используя потешки, песенки, считалки. Заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.

Таким образом, проектируя образовательную среду (предметно- развивающая среда, НОД, образовательная деятельность в режимные моменты, взаимодействие с семьями воспитанников) обеспечивается комплексный подход к речевому развитию ребёнка, что позволяет к концу дошкольного детства достичь целевых ориентиров дошкольного образования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования…

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе формирования экологической культуры Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Читайте также

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»