Развитие произвольной памяти у детей старшего возраста посредством малых форм художественной литературы

 

 

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности (Леонтьев, А.Н.).

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

«Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Развитие памяти детей дошкольного возраста может осуществляться с помощью различных средств - это и игровые задания, и трудовые поручения, и творческая деятельность, и непосредственно образовательная деятельность. Мы рассмотрим эффективность развития памяти при помощи художественных средств.

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает, тем больше возможностей открывается для развития произвольной памяти.

Малые формы художественной литературы - это небольшие по объему изображенные явления жизни, могут быть с парадоксальным сюжетом, с наличием или отсутствием описательности и композиционной строгостью, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное, могут быть дидактического характера, как например, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим аллегорический смысл.

Произведения малых форм художественной литературы используются для активации процессов произвольной памяти, в них учитываются такие средства: музыкальность, красочность образов, этическое содержание, что соответствует природе ребенка, его интересам, особенностям развития.

Однако, в настоящее время проблема развития произвольной памяти средствами малых форм художественной литературы является недостаточно изученной. Кроме того, позиции исследователей расходятся по поводу того, когда начинать развивать у детей полноценное восприятие художественного произведения, овладение которым предполагает качественное развитие произвольной памяти.

Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Можно с уверенностью сказать, что память - это психический процесс организации и содержания прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращается в сферу сознания. В дошкольном возрасте в связи с ростом познавательной активности, а так же в связи с требованиями, предъявляемыми социумом, процессы памяти существенно изменяются.

В ходе своего развития память детей тесно связана с характером их деятельности и общения, как в практической, игровой деятельности, так и на занятиях в детском саду, построенных с использованием малых форм художественной литературы.

Использование малых форм художественной литературы идет в нескольких направлениях: совершенствуется их практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления и развития процессов произвольной памяти, что тесно связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения художественной литературы, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи, что позволяет максимально эффективно реализовать систему работы по использованию малых форм художественной литературы для развития произвольной памяти.

 

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология - Москва: Издательский центр: «Просвещение», 1999.
  2. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для вузов по спец. "Психология"– Москва, 2000.
  3. Мухина, В.С. Детская психология - Москва: Владос, 1997.
  4. Немов, Р.С. Общие основы психологии - Москва: Издательский центр: «Просвещение»,1994.
  5. Эльконин, Д.Б. Детская психология – Москва: Издательский центр: «Академия», 2004.




Новые публикации

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества;...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Читайте также

«Современные» родители или работа с родителями в XI веке

«Современные» родители или работа с родителями в XI веке В законе РФ «Об образовании» (статья 18) говориться: «Родители являются первыми педагогами...

Исследовательская работа «Для чего в цветочке серединка»

Исследовательская работа «Для чего в цветочке серединка» Автор: Духович Василиса, 6 лет. Руководитель: Кострикова О.В., воспитатель. Введение На свете так много интересного, не понятного...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Встреча с…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Встреча с клоуном Клёпой» Задачи: - Формировать представления о цирке и цирковых профессиях (клоун) («Познание») - Пополнять и...


Комментарии





В блогах

План работы по нравственному воспитанию в группах 6-7 лет

                                                                 ПЛАН РАБОТЫ            ...

нод ЧХЛ в старшей группе на тему: "Обучение пересказу сказки "Еж" А. Толстого"

Чтение художественной литературы: Обучение пересказу сказки «Еж» А. Толстого в старшей группе     Цель : учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Задачи : учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием. учить...

Конспект игрового занятия для детей второй группы раннего возраста «Цирк»

Цели: Расширить знания детей о цирке. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивое представление о цвете, количестве, величине, геометрических фигурах. Учить детей определять количество предметов на ощупь, тяжесть-легкость предметов. Продолжать учить детей определять свое положение в пространстве, понимать понятия...

план - конспект НОД ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление целого квадрата на…

План-конспект занятия по математике в старшей группе «Деление целого квадрата на части» Цели: упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали, учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников. Материал: листы голубого картона А4...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство