Профилактика плоскостопия детей дошкольного и младшего школьного возраста
Актуальность. Плоскостопие является частой причиной беспокойства родителей, педагогов и медиков, особенно когда выявляются у практически здоровых детей и подростков при профилактических осмотрах. Ведущей причиной развития плоскостопия является снижение функционального состояния мышечной системы вследствие дефицита двигательной активности. Кроме того нарушения могут быть начальными проявлениями заболеваний и аномалий развития опорно-двигательного аппарата (сколиоз, юношеский кифоз). В большинстве случаев плоскостопие является функциональным и выявляется у практически здоровых детей и подростков. Вместе с тем, их длительное существование создает предпосылки для развития вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупреждение и ранняя коррекция плоскостопия создает условия для гармоничного развития детей и профилактики ряда патологических состояний у взрослых. Однако широкое распространение и рост патологии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков свидетельствуют о недостаточной эффективности традиционных методов профилактики и коррекции. Это определило большой интерес специалистов к методу функционального биоуправления (ФБУ) по электромиограмме (ЭМГ). Широкое распространение метод ФБУ получил в 90-х годах XX века при развитии производства оборудования с биологической обратной связью (БОС). Следствием этого явилось увеличение количества работ, посвященных оценке возможностей применения метода ФБУ - ЭМГ для коррекции расстройств двигательной функции [И.Е. Шкарпетова,1987; О.В. Богданов и соавт., 1990; О.Н. Блюменталь, А.А Андреева, 1999; В.И. Лаврикова, 1998; В.И. Лаврикова и соавт., 1999; Д.Ю. Пинчук и соавт., 2000; Д.Ю. Пинчук, М.Г. Дудин, 2002].
Длительное время метод ФБУ - ЭМГ применялся преимущественно для решения лечебных задач в учреждениях здравоохранения, в которых проходят восстановительное лечение пациенты с выраженными расстройствами. При этом не решалась задача профилактики и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, так как для лечения в реабилитационном центре нарушения «слишком легкие», а на уроках физкультуры коррекционные задачи не решались, тем более что зачастую такие дети и подростки освобождены от занятий.
Это определяет необходимость включения метода ФБУ - ЭМГ в программы здоровьесберегающих технологий образовательных учреждений. Так как этот метод расширяет возможности физического воспитания детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивает решение проблемы профилактики и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, среди которых нарушения плоскостопие являются наиболее распространенными.
Цель - апробировать эффективность методики функционального биоуправления по электромиограмме в профилактике и коррекции плоскостопия детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Организация и методы работы. Работа выполнена на базе «Начальной школы – детского сада № 67 ОАО «РЖД». Были изучены и обобщены данные специальной и методической литературы в области профилактики и коррекции плоскостопия на основе функционального биоуправления по электромиограмме.
Результаты и их обсуждения.
Программа «Статус» предназначена для профилактики и коррекции плоскостопия и плоско-вальгусной деформации стоп методом функционального биоуправления.
Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что силовая тренировка ослабленных мышц голени проводится с использованием компьютерной системы с обратной связью по электромиограмме. Контроль активности тренируемых мышц обеспечивается с помощью оборудования ФБУ-ЭМГ. Дозировка нагрузки и оценка успешности выполнения задания достигается путем сигналов обратной связи. В компьютерной программе сигналы обратной связи связаны с использованием увлекательных видеоматериалов и игровых сюжетов, которые демонстрируются на экране, при ошибке выполнения задания демонстрация нарушается.
Курс профилактики и коррекции плоскостопия включает в себя три этапа:
1. Первичное диагностическое исследование (1-2 занятия).
Методика проведения исследования.
Исходное положение ученика: сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы расположены на полу или подставке. Регистрируется активность мышц голени в разных состояниях:
- покое;
- при выполнении сгибания левой и правой стоп поочередно;
- при выполнении сгибания обеих стоп одновременно.
2. Тренировка мышц задней поверхности голени (10-15 занятий).
Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц голени (сгибателей стопы), определяющих формирование сводов стопы. Выполнение упражнений определяется особенностями деформации стопы. Важно что бы при выполнении упражнения ноги были согнуты в тазобедренных и голеностопных суставах (90º), стопы стоят на полу или специальной подставке.
3. Оценка эффективности курса (1 занятие).
Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичных и заключительных показателей ЭМГ, который определяется величиной коэффициента эффективности:
- 2,0 и более - «значительное улучшение»;
- 1,2 - 1,99 - «улучшение»;
- 1,06 - 1,19 - «незначительное улучшение»;
- 0,95 - 1,05 - «без перемен»;
- 0,95 и менее - «ухудшение».
Выводы.
1. Ведущей задачей коррекции плоскостопия является повышение силы и тонуса сводоудерживающих мышц (сгибателей стопы), для этого необходимо соблюдать определенные условия, повышающие эффективность силовой тренировки:
- изометрический (статический) режим работы, при котором длительность сокращения составляет 5-10 сек.;
- субмаксимальный уровень напряжения (50-70% амплитуды максимального сокращения мышцы);
- длительность тренировки постепенно увеличивается от 15 до 30 минут.
- кратность занятий 2-5 раз в неделю;
- длительность курса 15 занятий.
2. Нарушения плоскостопие не следует рассматривать как не требующую коррекции индивидуальную особенность человека, а целесообразно оценивать как показатели состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей и подростков.
3. Увлекательность и игровой характер тренировок методом ФБУ повышает эффективность коррекционно-профилактических занятий с детьми дошкольного возраста.
Список литературы.
- Лаврикова В.И. Функциональное состояние позно-соматических и межреберных мышц у детей, больных сколиозом, при коррекции методом ФБУ. Автореферат дис. ... канд. мед. наук. - М, 1998. - 20 с.
- Лаврикова В.И., Кожевникова М.И., Синяков B.C. ЭМГ- БОС при лечении сколиоза у детей в режиме статических нагрузок. //Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всероссийской конференции 26-27 апреля 1999 г. - Омск, 1999. - С.31-33.
- Поздникин Ю.И., Овечкина А.В., Соловьева К.С., Давыдова Т.А., Богинская В.В., Синицкий Ю.Ф., Субботин А.Я. / Ю.И. Поздникин., А.В. Овечкина, К.С. Соловьева, Т.А. Давыдова, В.В. Богинская, Ю.Ф. Синицкий, А.Я Субботин. - Характеристика патологии опорно-двигательного аппарата у детей Санкт-Петербурга. // Материалы конгресса «Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, биомеханика, реабилитация инвалидов», 1-4 декабря, 1998, стр. 128.
- Пинчук Д.Ю., Сезнева Т.Н., Катышева М.В., Вашалова Н.А., Павлова В.Б., Юрьева Р.Г. Использование метода биологической обратной связи (БОС) по параметрам электромиограммы (ЭМГ) в восстановительном лечении детей со сколиотической болезнью позвоночника в условиях специализированного реабилитационного центра. // Биологическая обратная связь. - 2000. - № 2- С.26-31.
- Пинчук Д.Ю., Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по элек- тромиограмме в неврологии и ортопедии. Справочное руководство- СПб: «Человек», 2002. - 120 с.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения на 8 Марта
Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...
Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста
Картотека проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся…
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами» (Группа компенсирующей направленности) Задачи: Развивать умение импровизировать под музыку соответствующего характера;...